Назначение выборов Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, доклад

Краткое описание

10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ принял решение о проведении выборов Президента РФ. В соответствии с законодательными нормами, эти выборы должны состояться во второе воскресенье марта 2004 года, то есть 14 марта, а с 11 декабря 2003 года началась избирательная кампания по выборам Президента РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

 

Ранее, 16 февраля 2004 года Ирина  Хакамада обратилась в ЦИК РФ с  просьбой составить протокол о нарушении  “ФГУП ВГТРК “Российское телевидение” принципа равенства статуса кандидатов на должность Президента РФ, в том  числе принципа равного информационного  освещения средствами массовой информации предвыборной деятельности кандидатов”. В соответствие с нормами избирательного законодательства ЦИК РФ должен был  в течение двух дней с момента  поступления заявления составить  протокол об административном правонарушении или мотивированное определение  об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. ЦИК  РФ заявление Ирины Хакамады рассмотрел, но квалифицировал его как жалобу о нарушении избирательного законодательства. Ни протокола, ни определения об отказе в возбуждении дела в Верховный  Суд РФ не последовало. На этом основании  юристы Ирины Хакамады получили повод  обжаловать действия ЦИК РФ в Верховном  Суде РФ.

 

Ирине Хакамаде удалось получить удовлетворение этой своей жалобы в  Верховном Суде РФ, который отменил  решение ЦИК РФ от 20 февраля 2004 года об отсутствии нарушений избирательного законодательства в телевизионной  трансляции встречи Владимира Путина со своими доверенными лицами, состоявшейся 12 февраля 2004 года, на том основании, что это решение ЦИК РФ было принято с нарушением закона. Теперь ЦИК РФ должен вновь рассмотреть  заявление Хакамады об административном правонарушении, которое было допущено ВГТРК, 29 минут транслировавшей выступление  Владимира Путина перед своими доверенными  лицами. Но нормам российского избирательного законодательства только после того, как Ирина Хакамада получит определение  описанного случая от ЦИК РФ, о том, было или не было нарушение, она сможет по существу обжаловать его решение. При этом предвыборная кампания заканчивается  и вполне может получиться так, что  положительное решение для Ирины  Хакамады будет получено тогда, когда  выборы уже закончатся.

 

Отставка правительства  РФ

 

Использованы материалы  информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА  “Новости” и “Интерфакс”.

 

Владимир Путин во второй половине дня 24 февраля 2004 года отправил в отставку правительство РФ. Обязанности  председателя правительства РФ он временно возложил на Виктора Христенко.

 

Приведём для справки  полный текст Указа Президента РФ “О правительстве РФ”.

 

“В соответствии с пунктом "В" статьи 183 и части второй статьи 117 Конституции РФ постановляю:

 

1. Объявить об отставке  правительства РФ.

 

2. Возложить временное  исполнение обязанностей председателя  правительства России на заместителя  председателя правительства Христенко  В.Б.

 

3. Поручить правительству  РФ исполнять свои обязанности  до сформирования нового правительства  РФ.

 

4. Настоящий Указ вступает  в силу со дня его подписания".

 

В связи с решением об отставке правительства РФ Владимир Путин 24 февраля 2004 года сделал заявление, которое  транслировали федеральные телеканалы. В этом заявлении Президент РФ указал, что “данное решение не связано с оценкой итогов деятельности правительства, которую в целом  считаю удовлетворительной. Оно продиктовано желанием ещё раз обозначить свою позицию, каким будет курс развития страны после 14 марта 2004 года”. “Полагаю, что граждане России имеют право  и должны знать предложения по составу высшего исполнительного  органа в случае моего избрания на должность Президента Российской Федерации", - продолжил Владимир Путин. Он высказал уверенность, что “именно от правительства  в самой существенной мере зависит  продвижение всех государственных  и социально-экономических преобразований”. И далее Президент РФ заявил: “Поэтому считаю правильным прямо сейчас, не дожидаясь окончания избирательной  кампании, заявить состав высшего  исполнительного органа государственной  власти, который должен будет принять  на себя свою часть ответственности  за дальнейшее развитие нашей страны. … Своевременное формирование правительства  позволит избежать неопределенности в  структурах федеральной исполнительной власти, а следовательно, поддержать работоспособность государственного аппарата, сохранить заданный темп преобразований, в том числе в  рамках начатой административной реформы”.

 

Владимир Путин в своём  заявлении от 24 февраля 2004 года указал также, что в соответствии со статьей 111 Конституции РФ он намерен в  установленные сроки внести кандидатуру  председателя правительства РФ в  Государственную Думу РФ. В недельный  срок после назначения председатель правительства РФ должен будет представить  Президенту РФ свои предложения о  новой структуре федеральных  органов исполнительной власти. Одновременно Владимир Путин поручил действующему составу правительства РФ продолжать исполнять свои обязанности вплоть до формирования нового правительства  страны.

 

Приведённые самим Владимиром Путиным объяснения мотивов отставки правительства РФ до президентских  выборов 14 марта не оказались убедительными  для политической элиты и во многом противоречивыми. Действительно, ни до, ни после отставки правительства  РФ “курс развития страны после 14 марта 2004 года” по выражению Владимира  Путина так и остался непрояснённым. Причина в том, что элита России занята сейчас обсуждениями кандидатур в правительство РФ, а те представители  элиты, которые имеют высокие  властные полномочия – назначениями в правительство РФ. При этом “курс  развития страны” практически не обсуждается и самим Президентом  РФ не заявляется. Кроме того, внимание элиты страны с предвыборной кампании с вечера 24 февраля 2004 года было переключёно  на развитие ситуации с правительством РФ. Вполне возможно, что именно такой  и была основная цель отставки правительства  РФ до президентских выборов 14 марта 2004 года.

 

Вполне возможно, что Владимир Путин решил отправить в отставку не столько правительство РФ, сколько  его председателя Михаила Касьянова, например, для того чтобы освободиться от обязательств перед прежним Президентом  РФ Борисом Ельциным, которые он считает выполненными. Владимир Путин  явно желает начать свой второй срок президентства  без Михаила Касьянова, которого в правительстве считают ставленником Бориса Ельцина. Теперь Владимир Путин  будет считать, что своей победой  на выборах он обязан только самому себе, ему уже не нужно будет  делить эту победу с кем-либо другим.

 

Отставкой правительства  РФ Президент РФ показал элите  России и всему обществу, что именно он управляет страной, именно он принимает  важнейшие государственные решения. Операция по отставке правительства  РФ была очень хорошо подготовлена, о ней никто посторонний ничего знал до самого момента исполнения, что должно для элиты и граждан  свидетельствовать о хорошем  качестве работы аппарата и ближайшего окружения Владимира Путина.

 

Отставкой правительства  РФ Владимир Путин резко изменил  ситуацию на предстоящих 14 марта 2004 года выборах Президента РФ. Ни один другой кандидат не мог бы осуществить такого рода операцию – поэтому всему  обществу было продемонстрировано явное  политическое преимущество Владимира  Путина над остальными кандидатами. Кроме того, никто из других кандидатов не был в состоянии даже предусмотреть  такой способ ведения предвыборной кампании Президентом РФ, поэтому  все они были вынуждены менять тактики ведения своих предвыборных кампаний, менять планирование своих  мероприятий в соответствии с  вновь открывшимися обстоятельствами и на ходу подбирать слова для  своих комментариев к развитию ситуации с правительством РФ. И только сам  Владимир Путин уверенно и быстро развивал и развивает начатый  им отставкой правительства РФ новый  неожиданный для других кандидатов сценарий развития событий. Так Владимир Путин символически демонстрирует  своё полное доминирование в российской политике, так он навязывает другим кандидатам проигрышные для них  и выигрышную для себя стратегию  ведения предвыборной кампании в  последние дни перед голосованием.

 

Этот вывод подтверждается развитием событий вокруг отставки правительства РФ и назначения нового его председателя. Владимир Путин  в день отставки правительства заявил, что 1 марта 2004 года назовёт свою кандидатуру  нового председателя правительства  РФ, которая затем будет обсуждаться  и утверждаться Государственной  Думой РФ. Поскольку вся российская политическая элита была убеждена, что нынешний состав Государственной  Думы РФ утвердит именно ту кандидатуру, которую ей представит Президент  РФ, с вечера 24 февраля 2004 года начались публичные и конфиденциальные обсуждения шансов тех или иных известных  государственных деятелей стать  руководителем российского правительства.

 

В публичных дискуссиях в  средствах массовой информации назывались такие возможные кандидатуры  Владимира Путина на должность председателя правительства РФ: Дмитрий Козак, заместитель руководителя администрации  Президента РФ, руководитель его предвыборного  штаба, Сергей Иванов, министр обороны  в предыдущем составе правительства  РФ, Борис Алёшин, заместитель председателя в предыдущем составе правительства  РФ, Алексей Кудрин, министр финансов и заместитель председателя в  предыдущем составе правительства  РФ, Борис Грызлов, председатель Государственной  Думы РФ, лидер политической партии “Единая Россия”, Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края, куда Владимир Путин отправился с визитом  сразу после отставки правительства  РФ и некоторые другие. Лоббисты каждой из этих кандидатур иногда даже утверждали, что указ о соответствующем  назначении подписан уже Президентом  РФ. Тема президентских выборов в  течение недели с 24 февраля по 1 марта 2004 года волновала только самих кандидатов на должность Президента РФ, а вся  российская элита решала более актуальный для неё вопрос председателя и  состава правительства РФ.

 

Владимир Путин 1 марта 2004 года предложил Государственной  Думе РФ утвердить на должность председателя правительства РФ Михаила Ефимовича  Фрадкова, полномочного представителя  России в Европейском Союзе, бывшего  министра внешнеэкономических связей, министра торговли, директора Федеральной  службы налоговой полиции в прошлых  составах правительства РФ, а также  бывшего первого секретаря Совета Безопасности РФ, курировавшего вопросы  экономической безопасности. Кандидатура  Михаила Фрадкова на должность председателя правительства РФ никем публично не обсуждалась.

 

Предложением Михаила  Фрадкова на должность председателя правительства РФ Владимир Путин  ещё раз продемонстрировал элите  страны, что с ним бесполезно соревноваться  и в оригинальности государственных  решений. Кандидатура Михаила Фрадкова не называлась в публичных обсуждениях  шансов на должность председателя правительства  РФ потому, что лоббисты различных  кандидатур исходили из привычных им процедур и факторов, определяющих такого рода назначения в постсоветской  России. Выбор Владимира Путина во многом означает его желание изменить сложившиеся традиции, в первую очередь, назначить председателя правительства  РФ, не связанного напрямую ни с одним  из олигархических кланов и ни с  одной из влиятельных политических групп России. Предложив Михаила  Фрадкова на должность председателя правительства РФ, Владимир Путин  символически дал понять элите страны, что он выше любых, особенно олигархических и клановых конфликтов, что не олигархи и кланы определяют его решения, что он стоит выше и олигархов  и кланов. По-видимому, это и была одна из важнейших причин такого кадрового решения Владимира Путина. Можно предположить, что таким своим решением Владимир Путин демонстрирует политической, финансовой и экономической элите России своё желание отказаться от олигархической модели развития российской экономики.

 

Михаил Фрадков оценивается  знающими его представителями российской элиты как профессионал в государственном  управлении и хороший экономист, как порядочный и достаточно осторожный человек, высоко лояльный власти вообще и Президенту РФ Владимиру Путину в частности. Особо отмечается непримиримость Михаила Фрадкова в противодействии  коррупции, которая ярко проявилась в период его руководства Федеральной  службой налоговой полиции РФ. Позитивно оценивается известность  Михаила Фрадкова среди европейских  политиков, но практически не обсуждается, что именно в конце срока его  полномочий в Европейском Союзе  отношения России и Европейского Союза по вопросам формирования общего экономического пространства резко  ухудшились.

 

Можно предположить, что Михаил Фрадков нужен Владимиру Путину на сравнительно короткий период для  того, чтобы провести существенное реформирование правительства РФ и  изменить модель развития экономики  России, на что не соглашался Михаил Касьянов. Основные изменения модели развития экономики России можно  прогнозировать следующие:

 

Отказ от клановых принципов  формирования правительства РФ и  лоббирования его решений.

Снижение значимости олигархических интересов при принятии государственных  решений.

Ограничение влияния монополий, в том числе, и естественных на принятие государственных решений.

Преодоление сырьевой направленности развития российской экономики, более  активное развитие высоких технологий, среднего и мелкого бизнеса.

Выявление и реализация нескольких направлений ускоренного развития экономики, нескольких крупных национальных проектов, способных вывести Россию из постоянного кризиса последних  лет.

Активное противодействие  коррупции в России.

Проведение административной реформы в России.

Изменение налоговой политики государства с целью обеспечения  большей её социальной ориентированности, сокращения разрыва между бедностью  и богатством в России.

Если эти предположения  хотя бы частично справедливы, то в  России в ближайшие два года должны начаться существенные экономические  и социальные реформы. Естественно, что для проведения таких реформ Владимиру Путину необходимы довольно болезненные для элиты и граждан  структурные преобразования государственного управления и государственной политики. Реформаторы, способные провести такие  преобразования, вряд ли будут позитивно  оцениваться и элитой и гражданами, поэтому их политические карьеры после таких преобразований могут закончиться навсегда. Поэтому никогда не имевший политических амбиций Михаил Фрадков более всех других кандидатур подходит на роль председателя правительства РФ периода масштабных реформ. При этом сам Владимир Путин несколько отстраняется от полной ответственности за последствия проводимых реформ и своим авторитетом, высоким уровнем доверия к своей личности может способствовать их продолжению и успеху.

Информация о работе Назначение выборов Президента РФ