Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).
Основные направления внешней политики республики Беларусь
Становление белорусской
государственности имеет
В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями".
В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике, находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.
Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской
государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР
принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе
1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статус
конституционного закона.
В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством,
полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный
государственный суверенитет, как известно, означает верховенство,
самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее
территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних
отношениях.
19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании
нашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Была
введена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг и
герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза,
денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в Содружество
Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-
329]
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории
пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ
с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей,
странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность
населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах.
В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны.
В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей.
Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее
распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое
государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со
статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных
принципов международного права и обеспечивает соответствие им
законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории
Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с
гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией,
законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]
Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешней
политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или
угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров,
невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм
международного права.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной
зоной, а государство – нейтральным.» [2]
Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от
размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР).
Безъядерный статус государства
закреплен в Конституции
он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.
В сентябре 1996
г. руководство Беларуси
законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением
начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от
ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики
Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная
конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача
сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи
безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения
ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.
Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего
суверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Она
установила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира.
[6. стр. 327-329]
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в
Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение
законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство
в области отношений республики с иностранными государствами и
международными организациями. [10. стр.145-175]
Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию
экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для
развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной
сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150
странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90%
грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и
морозильников, более 40% телевизоров. [18]
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –
по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие.
Поэтому отправной точкой для определения базового постулата
внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных
геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
В этих условиях
смысл внешнеполитической
период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске
и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно
найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие
собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части
белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического
притяжения ЕС.
Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от
ядерного оружия, стремление
до конца сохранять близкие
уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от
конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе
– все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого
момента ее провозглашения.
Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко,
судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить.
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется
принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают
как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика
расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.
Основными направлениями
политики на международной
V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного
независимого государства;
V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими,
структурами и организациями;
V способствование
строительству новой мировой
безопасности, свободных от «разделительных линий»;
V участие в многостороннем
международном экономическом
V энергичное сотрудничество
в международных
системы ООН.
Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве
государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных
конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.
В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных
Арабских Эмиратах.
К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43
странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6,
Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9
отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в
Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске,
Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в
г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики
Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах
мира. [18]
В обращении
Президента А. Лукашенко
говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это
экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия
белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут
оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и
реализации мирных инициатив.» [15]
Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе
роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России.
Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до
РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим
геополитическим монстрам у республики нет.
Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое
партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту
части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать
возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления
за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической
специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на
точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности,
развитии транспорта.
21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен
Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей
интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение
в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.
Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с
направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и
России от 25 декабря 1998 года.
26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного
государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей
правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого
экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение
базируется на принципах суверенного равенства государств-участников,
добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое
Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь