Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).

Вложенные файлы: 1 файл

полит 1.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

Основные направления  внешней политики республики Беларусь

 

                                                                   Введение.

    Становление белорусской  государственности имеет  многовековую  историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной  и  Восточной  Европой.  Наличие  сильных   соседей   трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за  национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась  в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с  1920  года Народный  комиссариат).  После  образования  СССР  (декабрь  1922г)  внешняя политика  республики  постепенно   стала   определяться   и   осуществляться верховными  органами  Союза,   несмотря   на   сохранение   за   республикой международной право субъектности.

В феврале 1944  г.  был  принят  Закон  СССР  о  праве  каждой  союзной республики   "вступать   в   непосредственные   сношения   с    иностранными государствами, заключать с ними соглашения и  обмениваться  дипломатическими и консульскими представителями".

В 1945 г. БССР стала одним  из членов — учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР  республика не  имела.  Международные  договоры  заключались  в   Москве,   и   Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о  нашей  республике, находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.

Новым   этапом   в   становлении   и   дальнейшем    развитии    белорусской

государственности стали 90-е  гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР

принял Декларацию о государственном  суверенитете  республики,  а  в  августе

1991  г.  придал  Декларации,  до   принятия   новой   Конституции,   статус

конституционного закона.

    В  Декларации  наша  республика  объявлялась   суверенным  государством,

полноправным   и   независимым   членом    мирового    сообщества.    Полный

государственный   суверенитет,   как   известно,   означает    верховенство,

самостоятельность и полноту  государственной власти республики в границах  ее

территории, правомочность  ее законов, независимость  республики  во  внешних

отношениях.

    19 сентября 1991 г.  Верховный Совет  принял  решение   о  переименовании

нашего государства. С  тех  пор  оно  называется  Республика  Беларусь.  Была

введена также новая государственная  символика  —  бело-красно-белый  флаг  и

герб "Погоня", позже  — изменена (1995 г.). Беларусь вышла  из состава  Союза,

денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР,  вступила  в  Содружество

Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР.  [6.  стр.  327-

329]

 

 

 

                                            1. Общие сведение о государстве.

 

 

 

    Республика Беларусь  расположена  в  центре  Европы.  По  ее  территории

пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие  страны  СНГ

с государствами Западной Европы. Беларусь имеет  общую  границу  с  Польшей,

странами Балтии, Россией  и Украиной.

 

Территория   Республики   составляет   207 тыс.кв. километров,   численность

населения -  около  10  млн.  человек,  70%  его  сосредоточено  в  городах.

В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой  населения  страны.

В соответствии с административным делением Республика имеет шесть  областей.

Государственными  языками   являются   белорусский   и   русский.   Наиболее

распространенные языки  делового общения - русский, английский, немецкий.

 

Республика  Беларусь  -  унитарное   демократическое   социальное   правовое

государство (статья 1 Конституции  Республики Беларусь).  В  соответствии  со

статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных

принципов   международного   права   и    обеспечивает    соответствие    им

законодательства. Иностранные  граждане и лица без гражданства  на  территории

Беларуси пользуются правами  и свободами и исполняют  обязанности  наравне  с

гражданами  Республики  Беларусь,  если  иное  не  определено  Конституцией,

законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]

Ст.  18.  Конституции  РБ  гласит:  «Республика  Беларусь  в  своей  внешней

политике исходит из принципов  равенства государств,  неприменения  силы  или

угрозы   силой,   нерушимости   границ,   мирного   урегулирования   споров,

невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов  и  норм

международного права.

    Республика Беларусь  ставит целью сделать  свою  территорию  безъядерной

зоной, а государство –  нейтральным.» [2]

    Беларусь —  первая в мире  страна,  которая   добровольно  отказалась  от

размещения  на  ее  территории  ядерного  оружия   (после   распада   СССР).

Безъядерный статус государства  закреплен в Конституции Республики  Беларусь,

он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.

    В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось  к  руководителям  и

законодателям всех стран  ОБСЕ,  международным  организациям  с  предложением

начать переговоры по созданию в центре Европы  пространства,  свободного  от

ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных  дел  Республики

Беларусь  и  Белгосуниверситетом  была   проведена   международная   научная

конференция,  в   выводах   и   рекомендациях   которой   выдвинута   задача

сотрудничества   Беларуси   со   всеми   странами   —   сторонниками    идеи

безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость  размещения

ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей  страны.

    Республика  Беларусь  сделала  первые  шаги  на  пути  развития  своего

суверенитета  и  осуществления   самостоятельной   внешней   политики.   Она

установила дипломатические  отношения с более чем со 130 государствами  мира.

[6. стр. 327-329]

    Высшими  органами  управления   внешнеэкономической   деятельностью   в

Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет  Министров.

    Совет Министров   издает  постановления  и   распоряжения  во  исполнение

законов по внешнеэкономической  деятельности, осуществляет общее  руководство

в   области   отношений   республики   с   иностранными   государствами    и

международными организациями. [10. стр.145-175]

    Белорусская   внешнеэкономическая  политика  направлена  на   интеграцию

экономики страны в мировое  хозяйство,  создание  благоприятных  условий  для

развития   отечественного   производства,   достижение   экспортно-импортной

сбалансированности. В настоящее  время Беларусь,  торгуя  более  чем  со  150

странами мира, экспортирует почти 80%  произведенных  тракторов,  более  90%

грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76%  холодильников  и

морозильников, более 40% телевизоров. [18]

 

 

 

                                 2. Принципы внешнеполитической доктрины  РБ.

 

 

    Для такой небольшой  страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –

по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие.

Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата

внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных

геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

    В этих условиях  смысл внешнеполитической деятельности  РБ  на  ближайший

период может состоять в уклонении от участия во внешних  конфликтах,  поиске

и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций,  которые можно

найти при сегодняшнем  дефиците капиталов. Западные  инвестиции  и  небольшие

собственные ресурсы будут  направляться  на  структурную  перестройку  части

белорусской экономики в  сторону  ее  интеграции  в  сферу  геополитического

притяжения ЕС.

    Доктрина С.  Шушкевича о государственном  нейтралитете Беларуси, отказ от

ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения  с  Россией,

 уклонение от  идеологизации  своей внешней и внутренней  политики  и от

конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и  инвестиций  на  Западе

– все это составляло основу  внешнеполитической  линии  Беларуси  от  самого

момента ее провозглашения.

    Преемственность  такой  внешнеполитической  линии   Президент  Лукашенко,

судя по его выступлениям,  в целом намерен сохранить.

    В своей деятельности  на международной  арене   Беларусь  руководствуется

принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают

как западный, так  и  восточный  векторы  в  связи  с  тем,  что  республика

расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

    Основными направлениями  политики на международной арене  являются:

V вхождение в  мировое   сообщество  в  качестве  равноправного  суверенного

   независимого государства;

V активное взаимодействие  с  международными,  прежде  всего европейскими,

   структурами и  организациями;

V  способствование   строительству  новой  мировой   и   европейской   систем

   безопасности, свободных  от «разделительных линий»;

V участие в многостороннем  международном экономическом сотрудничестве;

V энергичное сотрудничество  в  международных  организациях,  прежде  всего

   системы ООН.

 

    Республика Беларусь  – одно из немногих  на  постсоветском   пространстве

государств, которое не имеет пограничных споров с соседями,  межрелигиозных

конфликтов, дискриминации  граждан по языковому признаку.

    В 2000 году открыты  посольства в Венгрии,  Ираке,  Ливии,  Объединенных

Арабских Эмиратах.

    К июню 2001 года  Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43

странах  мира,  из  них:  посольств – 41,  Генеральных консульств  –   6,

Постоянных  представительств  –  2  (Нью-Йорк,  Женева).  Открыты  также:  9

отделений  Посольства  Республики  Беларусь   в   Российской   Федерации   в

Калининграде,    Санкт-Петербурге,    Краснодаре,     Тюмени,     Мурманске,

Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в  ФРГ  в

г. Бонне. Кроме этого,  16  Чрезвычайных  и  Полномочных  Послов  Республики

Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26  странах

мира. [18]

    В обращении  Президента А. Лукашенко белорусскому  народу  и  парламенту

говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах  мира,  где  это

экономически  выгодно  и  сообразно  ее  национальным  интересам.   Действия

белорусской дипломатии на  основных  внешнеполитических  направлениях  будут

оцениваться, главным образом, с позиции  их  экономической  эффективности  и

реализации мирных инициатив.» [15]

 

 

 

                                      3. Беларусь – Россия. Союзный  договор.

 

 

    Беларусь, в силу  специфики своей  экономики   не  может  позволить  себе

роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против  России.

Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить  РБ, также  как  не  до

РБ  Европейскому  Союзу,  а  собственных  сил  навязать   свою   волю   этим

геополитическим монстрам у  республики нет.

    Выходом  из  этой  диллемы  может стать стратегическое   политическое

партнерство между РБ и  Россией, при котором РБ переняла бы  на  себя  защиту

части   геополитических  интересов  в  регионе,   а   Россия   должна   дать

возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и  сырья  и  закрепления

за  Беларусью  приемлемой   для   нее   формы   региональной   экономической

специализации. Скорее всего,  РБ  будет  по-прежнему  специализироваться  на

точном   машиностроении,   радиоэлектронике,   химической    промышленности,

развитии транспорта.

    21 февраля 1995 года  был подписан Договор о   дружбе,  добрососедстве  и

сотрудничестве  между Российской   Федерацией   и   Республикой   Беларусь.

Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996  года  был  заключен

Договор об образовании Сообщества  Беларуси  и  России.  Процесс  дальнейшей

интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел  свое  отражение

в подписании 2  апреля  1997  года  Договора  о  Союзе  Беларуси  и  России.

Развитие  Союза  Беларуси  и  России   осуществлялось   в   соответствии   с

направлениями, определенными  Декларацией о дальнейшем  единении  Беларуси  и

России от 25 декабря 1998 года.

    26 января  2000  года  вступил  в  силу  Договор  о  создании  Союзного

государства. Важнейшими  этапами  его  реализации  являются  создание  общей

правовой  базы  Союза  Беларуси  и  России,  а  также  формирование  единого

экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

    В то  же  время  белорусско-российское  межгосударственное  объединение

базируется  на  принципах   суверенного   равенства   государств-участников,

добровольности, добросовестного  выполнения  взаимных  обязательств.  Каждое

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь