Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).

Вложенные файлы: 1 файл

полит 1.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

государство-участник сохраняет  суверенитет,  независимость,  территориальную

целостность, государственное  устройство, Конституцию, Государственный  флаг,

герб и другие атрибуты государственности.

    В среднесрочной  перспективе определенные  расхождения   в  экономических

структурах России  и Беларуси  сохранятся,  но  два государства заключили

Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях  интересов

белорусских и российских граждан.

    Серьезным итогом  интеграционной  работы  стало   подписание  Соглашения

между  Республикой  Беларусь  о   введении   единой   денежной   единицы   и

формировании единого эмиссионного  центра  Союзного  государства,  а также

соглашений, направленных на создание условий  по  введению  единой  денежной

единицы на заседании Высшего  Государственного Совета 30  ноября  2000  года,

межправительственного  Соглашения  о  создании  унифицированного  налогового

законодательства   и   проведении   единой   налоговой   политики   Союзного

государства на заседании  Совета Министров Союзного  государства  30  августа

2000  года,  межправительственного   Соглашения  о  завершении  унификации  и

создании единой системы  тарифного  и  нетарифного  регулирования  в  Союзном

государстве на заседании Совета Министров Союзного  государства 17  января

2001 года.

    Одним из наиболее  эффективных  и  значимых  направлений  экономической

интеграции  наших  стран  является  сотрудничество   топливно-энергетических

комплексов,  базирующееся  на  формировании  совместных  балансов   поставок

энергоресурсов, которые  определяют объемы производства и потребления  нефти,

газа,   угля   и   электроэнергии,   а   также   взаимопоставки    продуктов

нефтепереработки.

    В основе интеграции  Беларуси и России лежат   не  только  стратегические

интересы двух государств,  но  и  многовековые  духовные  традиции  народов,

насущные   житейские   проблемы   людей.   Будущее    Союзное    государство

провозглашено как государство  социальное,  поэтому  важнейшим  фактором  его

создания и функционирования  является  проведение  согласованной  социальной

политики.

    Развитие  торгово-экономического,  научно-технического  и   культурного

сотрудничества  с  регионами  Российской  Федерации  является   неотъемлемой

частью интеграционных процессов  по  созданию  Союзного  государства.  Всего

между  российскими  регионами   и   органами   государственного   управления

Республики  Беларусь  подписано   более   140   соглашений   и   протоколов,

направленных  на  создание  взаимовыгодных  условий  для  развития  торгово-

экономических, научно-технических  и культурных связей.

    В  Республике  Беларусь  открыты  13   Представительств   администраций

регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский,  Приморский  и

Алтайский  края,  Орловская,  Калининградская,  Ярославская,  Мурманская   и

Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).

    Среди всех  регионов России – торговых  партнеров Республики  Беларусь  –

можно выделить десять, товарооборот  с  которыми  составляет  более 70%  от

общего  объема  товарооборота  с  Российской   Федерацией:   город   Москва,

Тюменская   область,   город   Санкт-Петербург,   Московская,    Смоленская,

Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский

край.

    В рамках реализации  Программы согласованных действий  в области  внешней

политики  государств-участников  Договора  внешнеполитическими   ведомствами

двух государств осуществляется постоянная  координация  деятельности,  обмен

информацией,  оказание  содействия  по  вопросам,  представляющим   взаимный

интерес. [18]

    В  сложившихся   условиях  стратегический  интерес   Беларуси  состоит  в

дальнейшем развитии Союза Беларуси и России,  придании  союзным отношениям

новой динамики.

    «Мы переживаем  один из сложнейших  этапов  развития  интеграции.  Но  к

числу важнейших достижений последнего года следует отнести  то, что даже  при

изменении подходов  российского руководства к нашему  Союзу нам удалось

сохранить, отстоять достигнутый  уровень  белорусско-российских  отношений  и

принципы, на которых основывается Союз.

    Руководство Беларуси  считает  дискуссию  о   вхождении  нашей  страны  в

состав России исчерпанной.  Суверенитет,  государственная  самостоятельность

Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет  переговоров.

Путь поглощения большим  государством меньшего - исторический  анахронизм,  к

которому нет смысла возвращаться.

    У российского  руководства есть понимание позиции  белорусской стороны  и

готовность к конструктивному  поиску путей дальнейшего становления  Союза  на

основе  принципа  суверенного  равенства»,  –  заявил  в   своем   ежегодном

обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15]

    Принятый на  референдуме Конституционный акт   станет  документом  высшей

юридической силы, правовым  фундаментом  строительства  полноценных  органов

Союзного  государства.  При  этом  Лукашенко  говорит  в   своем   обращении

парламенту: «Я хочу честно  сказать  вам  и  народу,  в  руководстве  России

бытует,  я  считаю,  ошибочное  одностороннее  мнение  о  том,  что  она  на

сегодняшний день не  может  по  многим  причинам,  прежде  всего  внутренним

изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается  и

государственного строительства,  и  единой  валюты  будущего  Союза.  Многие

считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в  состав  России,  однако  не

учитывают при этом последствий, прежде всего  политических.  Если  кто-то  в

России думает о том, что  Беларусь станет ее  субъектом,  то  это  их  грубая

ошибка. Если мы говорим о  Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли  не  едином

государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений,  которые

возникнут  при  этом,  —  и  экономические   и   политические,   и   военно-

стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые  силы

России и Беларуси могут  согласиться  на то,  что  Беларусь  станет  каким-то

краем в Российской Федерации.

    Как в политической  сфере исключается поглощение  одной  страны  другой,

так и  в  финансовой  -  недопустимо  механическое  замещение  одной  валюты

другой. Единственно приемлемым для   Беларуси  вариантом,  является   равный

статус  Национального  банка  Республики  Беларусь  и   Центрального   банка

Российской Федерации  с  делегированием  функций  органа  управления  единого

эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.

    Еще  один  принципиальный  вопрос  -  это   равенство   белорусского   и

российского укладов  экономической  жизни  в  рамках  Союзного  государства.

Часть  российской  политической  и  экономической  элиты  пытается   ставить

перспективу  Союза  в  зависимость  от  принятия  нашей  страной  российской

неолиберальной  экономической модели,  для которой характерны  присвоение

основной части национального  богатства  небольшой  группой  так  называемых

олигархов, неприемлемо  высокий  разрыв  между  сверхбогатыми  и беднейшими

слоями общества. Сложившаяся в  Беларуси  модель  социально  ориентированной

рыночной экономики рассматривается  этими кругами как препятствие  белорусско-

российской экономической  интеграции.

    Разница  в   подходах  к  регулированию   экономической   жизни   реально

существует, и было бы ошибкой  ее игнорировать или замалчивать.

    Но из этого  надо делать правильные выводы.  Прежде  всего  не  отвечает

действительности  тезис   о   том,   что   разница   экономических   укладов

препятствует созданию единого  экономического пространства. Китай  и  Гонконг,

объединенные по принципу "одна страна - две системы",  -  убедительное  тому

доказательство.

    Правила экономической  жизни Союзного  государства   должны  создаваться,

ориентируясь на самые  современные, передовые международные  стандарты.

Исключительно  важную  роль   в   формировании   правовой   основы   единого

экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.

    Отрадно уже  то, что именно белорусско-российский  союз дает  пример  для

понимания необходимости  интеграции и поддержки в странах  СНГ  этой  идеи  и

только что  изложенной  мною  модели.  Но  мы  можем  предложить  Российской

Федерации и другой вариант  государственного устройства  Союза.  Я  не  стану

подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения  мною даны.  Мы

можем  предложить  более  радикальный  вариант,  если  Российская  Федерация

готова с ним согласиться. И в ближайшее время на  встрече с моим  коллегой

Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он  не

подлежит публичному обсуждению.» [15]

    Что же за  «другой вариант» имеет в виду  Президент РБ? Не  будет  ли  он

отступлением от  только  что  провозглашенных  им  же  принципов  устройства

союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.

 

 

 

                                              4. Региональные приоритеты РБ.

 

 

    К сожалению,  надо признать,  решение  большинства   белорусских  проблем

невозможно силами одной  лишь  Беларуси.  Слишком  масштабны  и  дорогостоящи

алгоритмы их решения для  небольшой страны.

    Решение наиболее  важных белорусских проблем лежит  вне Беларуси, ибо:

    - Беларусь живет  в условиях экологической катастрофы, выживание  крупных

      белорусских  предприятий возможно только  путем их успешной деятельности

      вне национального  экономического пространства,

    - новый виток  научно-технической революции в  развитых странах ставит под

      вопрос  судьбу  белорусской  промышленности  в  случае  промедления  с

      модернизацией  производственных технологий,

    - приближение  к границам Беларуси НАТО и  ЕС создаёт принципиально   новую

      геополитическую  ситуацию, к которой  Беларусь  должна  адаптироваться.

      [20]

    Региональные  приоритеты Республики Беларусь  выстраиваются  в  следующем

порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша,  Европа,  США,  Азия.

[18]

    Прежний курс  на однозначную ориентацию  на  Россию  имел  свои  сильные

стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации  экономики

и политической ситуации в  стране.  В  критический  момент  именно  восточная

ориентация Беларуси помогла:

    - сохранить рынок  для продукции крупных промышленных  предприятий,

    - сохранить социальную  стабильность,

    - укрепить государственные  институты,

   -  закрепить именно  белорусское направление  для   реализации  крупнейших

   проектов Европейского  Союза на Востоке континента. [20]

    Однако  восточная   ориентация  имеет   отрицательные   черты,   которые

постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:

    - идеологическая  ориентация на русскую антизападную  оппозицию привела  к

      идеологической  конфронтации с Западом в   условиях,  когда  Беларусь  в

      геополитическом  отношении вела в целом прозападную политику;

    - Запад создал  значительные проблемы для получения  Беларусью  доступа  к

      западным  рынкам, технологиям, инвестициям;

    -  европейская   интеграция  вышла  на  новый   уровень  своей  глубины   и

      приблизилась    к    границам    Беларуси,    Европа    активизировала

      самостоятельную  политику на Востоке;

    - антизападные  силы, на которые ранее опиралась  Беларусь, в значительной

      мере пришли  к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации

      России,   потому   Беларусь   нуждается   в   изменении    однозначной

      идеологической  ориентации на русскую оппозицию;

    - русский рынок  слишком узок  для  белорусской   крупной  промышленности,

      несмотря  на начавшийся в России экономический  рост;

    - в  России  отсутствуют  технологии  и   геополитический  потенциал   для

      развертывания  глобальных экономических проектов, в которых нуждается

      для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет

      и, вероятно, в ближайшее время не  появится  необходимых   белорусским

      гигантам  технологий;

    - замалчивание  последствий аварии на  ЧАЭС  ради  успеха  интеграции  на

      Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]

    Зоной  внешнеполитической  активности  Беларуси   объявлены   Германия,

Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что  в последнее  время

внешнеполитические ориентации  республики  претерпели  серьезные  изменения.

Зоной белорусской внешнеполитической  активности  стали  такие  государства,

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь