Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).

Вложенные файлы: 1 файл

полит 1.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

в  Европе  неразрывно  связаны  со  степенью  ее   участия   в   европейских

интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное

внимание диалогу и  развитию отношений с Европейским  Союзом (ЕС).

    Во взаимоотношениях  с  Европейским  Союзом  Беларусь  готова  идти  так

далеко, насколько ЕС в  состоянии двигаться  навстречу  Беларуси.  Расширение

ЕС является реальным ответом  на большинство общеевропейских  проблем.  Многие

тревожные явления в сфере  безопасности, в  политике,  в  социальной  области

коренятся  в  экономической  разобщенности  Европы   –   военно-политические

разделительные линии  пролегают,  как  правило,  по  социально-экономическим

рубежам.  Поэтому  Республика  Беларусь  предлагает   конкретные   шаги   по

преодолению этой разобщенности.

    С учетом расширения  ЕС на Восток для республики  приоритетное  значение

приобретает сближение с  Европейским союзом,  который  уже  сегодня  является

одним из крупнейших экономических  партнеров Беларуси. Существенное  значение

приобретает изучение опыта  ЕС в области  осуществления  реальной  интеграции

государств и его использование  в  процессе  сближения  Беларуси  и  России,

Беларуси и европейских  стран.

    Имевшее место  в последние в годы снижение  уровня  сотрудничества  стран

ЕС с Беларусью  было  основано  преимущественно  на  субъективных  факторах.

Приостановление контактов  на высшем  и  высоком  уровне  вследствие  решений

Совета ЕС от 15  сентября  1997  года  затруднило  полноценный  политический

диалог с руководством западных стран, привело к тому, что  сегодня  Беларусь

вынуждена поддерживать свою экономику и решать  сложные социальные  вопросы

фактически без помощи извне.

    Несмотря   на   ряд   ограничений,   наложенных   Заключениями   Совета

Европейского союза на взаимоотношения  с  нашей  страной,  Беларуси  удалось

добиться  важных  подвижек  в  области  сотрудничества  с  этой  влиятельной

организацией.  Так,  Европейская  Комиссия  пролонгировала  до   2004   года

Соглашение о торговле текстильными изделиями между  Республикой  Беларусь  и

Евросоюзом  с  существенным   увеличением   квот   на   импорт   белорусских

текстильных изделий;  смягчены  действующие  антидемпинговые  санкции  ЕС  в

отношении импортируемых из Беларуси  калийных  удобрений;  удалось добиться

применения  Евросоюзом  режима  наибольшего  благоприятствования   (РНБ)   в

торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы  технического

содействия странам СНГ  и Монголии «ТАСИС».

    Многое  во  взаимодействии  России  и   ЕС   зависит   от   ситуации   в

государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси

«Российская  Федерация  –  Европейский  союз»  велика.  Например,  с  вводом

белорусского  участка  газопровода  «Ямал  –  Западная  Европа»  доля  газа,

транспортируемого из России в Европу  через Беларусь,  составит  более 30

процентов  российского  газового  экспорта.  Учитывая  транзитное  положение

Беларуси, весьма важным, исходя из общих  интересов,  является  установление

тесного  сотрудничества  с   европейскими   странами   в   деле   борьбы   с

преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

    Значительным  потенциалом обладают научные  и культурные связи.  Беларусь

делает  упор  на  развитие  непосредственных  контактов  между  учебными   и

научными заведениями, учреждениями культуры, общественными  организациями  и

фондами.  Сотрудничество  в  этих  областях,  основанное,  как  правило,  на

обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

    Беларусь намерена  сохранить эту  тенденцию,  не  только  интенсифицируя

свое   участие   в   научных,   образовательных,    культурных    программах

сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким  важнейшим  направлениям,

как привлечение новых  технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

    Серьезным инструментом  строительства действительно   единого  континента

призван  стать  Совет  Европы.  Важно,  чтобы  он  оставался  верен   своему

назначению – быть не судьей, а помощником европейских  стран  в  гуманитарной

сфере, действовал в духе сотрудничества, а  не  отчуждения.  Беларусь  будет

взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

    Внешняя политика  Беларуси  по  отношению  к   европейским  организациям,

странам Центральной,  Восточной  и  Южной  Европы  будет  строиться,  прежде

всего, на условиях партнерских  отношений.  В  этом  контексте  –  контексте

европейского региона  – основной и главной  задачей  является  восстановление

отношений  с  европейскими  институтами,  прежде   всего,   с   европейскими

парламентскими институтами: Парламентской  Ассамблеей  ОБСЕ,  НАТО,  Советом

Европы и Евросоюзом.

    Этот год начался  с "развязки" вопроса о присутствии  ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить  деятельность депутатов, сумевших добиться  разрешения

абсолютно надуманного конфликта  относительно  участия  нашего  Национального

собрания Республики Беларусь в  Парламентской  ассамблее  ОБСЕ.  Разумные  и

аргументированные  доводы  рано  или  поздно  находят  отклик   и   собирают

необходимое  число  сторонников.  То  же  самое  я  могу  сказать  и  о  так

называемых  визовых  ограничениях,  которые  сегодня,  похоже,  остались   в

прошлом.

    Считаю,  что   в  таком  же  ключе   должна   продолжаться   работа   по

восстановлению статуса  специального приглашенного в Парламентской  ассамблее

Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный  вклад в  укрепление  региональной  безопасности  и

развитие общеевропейского сотрудничества.

    Мы ожидаем,  что  это  обстоятельство  будет  в  полной  мере  учтено  в

разрабатываемой в настоящее  время  Евросоюзом  политике  новых  углубленных

отношений с будущими соседями в рамках концепции  "широкой  Европы".  У  нас

здесь достаточно точек соприкосновения. Это  -  возрастание  внешнеторгового

товарооборота,  общие  проекты   по   упрочению   безопасности,   ликвидации

последствий Чернобыля и  другие.

    Исходя  из  политических  и  прежде  всего   экономических   интересов,

необходимо активнее  развивать  наши  отношения  и  с  государствами  других

регионов.» - говорит Президент  Лукашенко  в  своем  обращении  к  народу  и

парламенту. [15]

    Исходя из того, что Организация  по  безопасности  и  сотрудничеству  в

Европе является наиболее развитой  региональной  организацией,  единственным

общеевропейским  институтом  поддержания  мира  и  безопасности,  Республика

Беларусь  намерена  последовательно,  на   неконфронтационной  основе  вести

диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной  повестки  дня,

в том числе в области  безопасности, гуманитарных проблем.

    Республика Беларусь  в соответствии со взятыми на себя обязательствами в

рамках   ОБСЕ   продолжает   придерживаться    линии    на    конструктивное

сотрудничество  с  Консультативно-наблюдательной  группой   (КНГ)   ОБСЕ   в

Беларуси по развитию демократических  институтов в стране и рассматривает  ее

деятельность  в  качестве  важного  инструмента   взаимодействия   с   ОБСЕ.

Одновременно белорусская  сторона настоятельно призывает  КНГ ОБСЕ к  строгому

соблюдению  мандата   группы,   не   предусматривающего   вмешательства   во

внутриполитические процессы. [18]

    Несмотря на  обострение взаимоотношений Белоруссии  с западными  странами

имеются определенные возможности  не только для ослабления  ее  международной

изоляции, но и для повышения  роли  и  влияния  республики  на  международной

арене,  создания  в  перспективе  в  Белоруссии  восточно   -   европейского

финансово  -  политического   центра,   который   по   своим   потенциальным

возможностям  мог  бы  стать  сопоставимым   с   Швейцарией,   Гонконгом   и

Сингапуром. Беларусь  имеет  все  предпосылки  для  превращения  в  одно  из

влиятельных государств Европы за счет:

V использования преимуществ  геополитического положения на  путях  транзита

   российских, а в  перспективе каспийских и ближневосточных  энергоносителей

   в Европу;

V  грамотного  использования   нарастающих  противоречий  между   основными

   европейскими государствами  (Германия, Франция) и США, что  может  создать

   РБ  предпосылки   для  решения  проблемы  взаимоотношений   с  Европейским

   сообществом;

V развития тезиса о  Беларуси как о  примере   европейского  государства,  в

   котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет

   рассматривать Белоруссию  в качестве страны - посредника  для  разрешения

   этнических и религиозных  конфликтов. При этом необходимо  учитывать,  что

   европейским   центром   противостояния    американской    экспансии    в

   политической, экономической  и культурной  областях  является  германо  -

   французский  тандем,  руководители  которого  кровно  заинтересованы   в

   наличии в государствах - участниках Союза Беларуси  и России  лидеров,

   лояльно  относящихся  к идеям европейской   интеграции   и   способных

   конструктивно работать  во имя их реализации. [21 ]

    У Евросоюза,  по словам А. Лукашенко в  одном из выступлений, должны  быть

хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И  Евросоюз

это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент,  -  что

темпы интенсификации наших  отношений с Европой во многом  будут  зависеть  и

от нормализации отношений  с Соединенными Штатами. Влияние  этого  государства

на мировые процессы немаловажно" [17]

 

 

 

                                           Белорусско-американские отношения

 

 

                                                          и отношения с НАТО

 

 

 

    Состояние   белорусско-американских   отношений   сегодня   далеко   от

идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не  менее,

Беларусь заинтересована в развитии отношений с США  –  одним  из  признанных

лидеров современного  мира.  Первые  годы  дипломатических  отношений  между

Беларусью   и   США   заложили   потенциал   для   дальнейшего    расширения

сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах.  К

сожалению эти возможности  пока не используются в полной  мере.  Политические

стереотипы, недопонимание,  а  часто  и  попытки  давления  на  Беларусь  со

стороны США  не  смогли  позволить  белорусско-американскому  сотрудничеству

продвинуться вперед. [17]

    В своем ежегодном  обращении, принципиально осудив  США, А. Лукашенко тут

же говорит о сотрудничестве:  «Осуждая  Америку за  развязанную войну,  за

жертвы и страдания  людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же  время  не

злорадствуем по поводу ее потерь. США на  сегодняшний  день  являются  самой

мощной и влиятельной  страной в мире.  С  этим  трудно  спорить.  С  Америкой

нужно  и  можно  налаживать  нормальные  отношения.   Конструктивно   решать

имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние  дни  для

подобных заявлений появилось  еще больше оснований.  Но  не  все  зависит  от

нашей доброй воли. В Соединенных  Штатах  из  года  в  год  не  прекращаются

попытки протащить через  конгресс пресловутый акт о  демократии  в  Беларуси,

предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны

около полусотни миллионов  долларов.» [15]

    Во время посещения  Хатыни в августе 2003г  Александр  Лукашенко публично

назвал Вашингтон мировым  агрессором, а в интервью одной  из газет  подтвердил

возможность  принятия  на  территорию  Белоруссии  Саддама   Хусейна.   "Мне

пришлось видеть лицо нынешнего  агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко.  -

Теперь мы все видим  это лицо  в  Ираке".  В  продолжение  мысли  белорусский

лидер заявил, что его  народ должен позаботиться об иракских женщинах,  детях

и стариках. Белоруссия, по словам  Лукашенко,  окажет  иракцам гуманитарную

помощь.

    Поразительно, но  в этот же день Лукашенко  сказал также, что  собирается

строить добрые отношения  с Америкой, и назначил новым белорусским  послом  в

США человека из своего ближайшего окружения. Интересы  Минска  в  Вашингтоне

теперь  призван  представлять  Михаил  Хвостов,   до   этого   возглавлявший

Министерство иностранных  дел. Белорусский лидер объяснил свое  решение  так:

"Надо усиливать западный  вектор.  Без  США  это   невозможно.  Нам  не  надо

строить конфликтных отношений  с Америкой…" Лукашенко  даже  заявил,  что  он

"жертвует" человеком  в ранге министра для того, чтобы  построить  с  мировым

агрессором добрые отношения.

    Лукашенко   пока  никак  не  объяснил,  как   намерен   совместить   два

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь