Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).
взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз
прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные
причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это
нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо
налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие
сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской
ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации.
)". [17]
Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными
Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не
существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы,
разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к
личности и ее правам.
Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив
укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации
сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем
острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений
между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]
Михаил Хвостов,
Чрезвычайный и Полномочный
интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США
и РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительно
благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к
этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где
есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к
нашим товарам действительно большой. По объему товарооборота Соединенные
Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству
совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом
США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы
экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с
успехом будут продаваться и на других рынках. Я выполняю задачу,
поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать
внешнеэкономический подход. [ 16]
Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республики
с Организацией Североатлантического договора (НАТО).
Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер
системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление
Республики Беларусь принимать активное участие во всех региональных и
субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направлении
важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и
государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство
ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).
Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить в
Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит из
того, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавского
договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии в
Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за
то, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой
разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.
В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО
включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством
альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе
министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) –
преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества
(ССАС).
Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе
известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и
задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе
1996 года. [18]
За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась
в сторону расширения функций глобальных и региональных международных
организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало
понятие государственного суверенитета, на который влиятельные
международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных
интервенций. [8. стр.54-69]
На первый план в системе международной безопасности вышел
Североатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы стать
силовой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно,
не последнюю роль в построении евроатлантической системы
безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного
подхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ
во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства и
степень его встроенности в общую систему безопасности.
В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасности
Республики Беларусь в политической сфере, концепция национальной
безопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательному
расширению Организации Североатлантического Договора за счет государств
Центральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусь
заинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорирование
тенденций его развития и одностороннее осуждение экспансии альянса на
Восток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных и
долгосрочных
Главным событием
мировой политики является
Великобритании на Ирак.
«Война была
развязана в обход
мирного иракского населения, женщин, детей, потери среди американцев,
англичан, граждан других государств - вот лишь первая, видимая часть цены
этой войны.
Очевидно, основная цель акции - не только Саддам Хусейн, Ирак и даже не
нефть, а формирование нового порядка в мире с особыми правами единственной
сверхдержавы по произвольному использованию военной силы.
Послевоенный
миропорядок, благодаря
избегать крупных агрессивных войн, основывался на недопустимости применения
вооруженной силы без решения Совета Безопасности ООН.» – так говорится в
обращении Президента к Парламенту и народу.[15]
Беларусь вместе
с подавляющим большинством
зависящее для восстановления нарушенного правопорядка и сохранения
основанной на принципах международного права системы международной
безопасности.
Наша страна, которая еще помнит ужасы Второй мировой, готова внести
посильный вклад в предотвращение гуманитарной катастрофы в Ираке. Наша
страна никому не угрожает и ни с кем не имеет конфликтов, чреватых
вооруженными столкновениями. Реальной угрозы вооруженного нападения на нашу
страну не существует.
«Но, - продолжает Президент, - чтобы никому такая мысль не могла
прийти в голову, мы должны держать порох сухим.
Белорусско-российское единое оборонное пространство - важнейший фактор
обеспечения безопасности наших стран, региональной безопасности в целом.
Я очень высоко оцениваю подготовленное к подписанию Соглашение о совместной
охране внешней границы Союза в воздушном пространстве и создании единой
региональной системы ПВО. Мы заинтересованы в скорейшем его подписании.
Сегодня Беларусь - единственный верный и боеспособный, подчеркиваю,
боеспособный союзник России.
В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразований
белорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и технически
лучше оснащаются. Более того, мои последние действия в последнее время, в
том числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся с
единственной целью - скорейшей
модернизацией наших
сказать, что мы сегодня имеем отдельные виды оружия, которое можно назвать
оружием сдерживания агрессора и его пособников. Это обычное оружие, но оно
способно нанести значительный урон на значительных расстояниях от
территории нашего государства.
Со всей ответственностью заявляю: сегодня Беларусь располагает
Вооруженными силами, по профессионализму, численности и оснащению
способными вести боевые действия на современном уровне.
Одновременно следует продолжить укрепление военной составляющей
Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.
Преобразование
Договора о коллективной
региональную организацию требует скорейшего формирования действенных
механизмов и выработки конкретных направлений практической работы.
Важнейшим приоритетом для Беларуси остается активное участие в
международных и региональных системах безопасности.
В условиях, когда три из пяти граничащих с нами государств становятся
членами НАТО (а четвертая - Украина - стремится в альянс), мы должны
находить оптимальные формы взаимодействия с этим военно-политическим
блоком.» [15]
Позиция Республики в процессе строительства европейской безопасности
определяется следующим образом:
V новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и
равный для всех
европейских государств
V Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий;
V Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия
массового уничтожения;
V Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия.
Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашел
свое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В
качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было
распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя
Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последней
межконтинентальной
ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных
вооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договору
о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного
государства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его
уничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированный
Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных
регионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН
инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в
Центральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77
H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практической
реализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия и
партнерства на региональном и глобальном уровнях.
Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельность
ООН, направленная на урегулирование региональных и внутригосударственных
конфликтов в Африке, Азии, предотвращение возникновения кризисных ситуаций.
Белорусы осуществляли наблюдение за выборами в составе миротворческих
миссий ООН в Намибии, ЮАР и Мозамбике, представитель Беларуси работал в
составе Специальной комиссии ООН в Ираке, белорусские эксперты входили в
состав миссий ООН в Грузии, Хорватии и других странах. Являясь с 1997 года
членом Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ),
Беларусь намерена существенно расширить свое участие в невоенных
компонентах миротворческих операций ООН.
19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерных
поставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны в
ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического
Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь