Не менее значимыми, чем политические
партии, субъектами выборов являются кандидаты
на выборные должности. Конкретный перечень
выборных должностей, их число и вес в
современных демократиях различны и зависят
от специфики формы правления, формы территориального
устройства, масштаба государства, политических
традиций. Так, в США в рамках трех ветвей
власти их насчитывается около 18 тысяч.
Во Франции список выборных должностей
включает президента, депутатов Национального
собрания и сенаторов, а также их заместителей,
членов муниципальных, генеральных и региональных
советов, депутатов Европейского парламента.
В России выборными являются следующие
должности в системе органов государственной
власти и местного самоуправления:
• Президент РФ;
• депутаты Государственной думы;
• депутаты законодательных органов
государственной власти субъектов Федерации;
• главы муниципальных образований;
• депутаты представительных органов
местного самоуправления11.
Выдвижение кандидатов на выборные должности
возможно как непосредственно (путем самовыдвижения,
а ранее - также инициативными группами
избирателей), так и политическими партиями.
В первом случае речь идет о так называемых
независимых кандидатах, которые шли на
выборы самостоятельно или, по крайней
мере, не афишируют свою принадлежность
к какой-либо политической партии.
Поддержка на выборах со стороны политической
партии дает возможность кандидату использовать
ее властные возможности, ресурсы, наконец,
имя. Кандидат в этом случае присваивает
определенную долю популярности партии,
упрощает для себя решение информационных
задач. Однако степень заинтересованности
в поддержке политической партии определяется
также наличием у кандидата собственных
ресурсов. С этой точки зрения кандидат,
обладающий значительным объемом политических
ресурсов, прибегает к поддержке политической
партии лишь в том случае, если это сулит
укрепление его собственных электоральных
позиций. Возможности же политических
партий в усилении электорального успеха
персонально сильных кандидатов зачастую
оказываются незначительными.
Нельзя сказать, что поддержка кандидата
со стороны партии не играет никакой роли.
Сочетание этой поддержки с его собственными
мощными ресурсами может оказаться самым
надежным источником успеха на выборах.
И все же партийная поддержка, как показывают
электоральные исследования, играет дополнительную
роль. Это подтверждается и высоким процентом
участия в парламентских выборах независимых
кандидатов.
Изменения соотношения независимых кандидатов
и кандидатов от партий можно ожидать
в ближайшее время (по крайней мере, на
парламентских выборах), прежде всего
в связи с привилегиями, которые получили
политические партии после принятия нового
партийного и избирательного законодательства.
Однако в ходе проводимой реформы избирательной
системы России из перечня выборных исключена
должность главы исполнительной власти
субъекта Федерации, а также отменены
выборы в Государственную Думу по одномандатным
округам, где и выдвигались независимые
кандидаты.
Если говорить о тех странах, где влияние
партий на политические процессы традиционно
велико (Австрия, Германия, Португалия,
США, Франция и др.), то и там кандидат, представляющий
ту или иную партию, должен быть яркой
личностью, обладать собственной, а не
только заимствованной у партии популярностью.
Контроль над ходом выборов
осуществляют наблюдатели. В «Руководстве
по наблюдению за выборами», различаются
такие понятия, как «долгосрочное наблюдение»
и «краткосрочное наблюдение»12. Долгосрочные наблюдатели
работают в течение всех стадий выборов,
в то время как краткосрочные присутствуют
в основном в день выборов. В России деятельность
наблюдателей законодательно ограничена
контролем лишь на стадиях голосования
и определения результатов выборов. В
качестве наблюдателя выступает гражданин
России, который уполномочен проводить
наблюдение кандидатом или избирательным
объединением.
Впервые институт наблюдателей в России
был нормативно закреплен указом Президента
в ходе подготовки к парламентским выборам
1993 г. Впоследствии участие наблюдателей
в выборах было закреплено Законом «Об
основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации» 1994 г. и
его последующими редакциями.
Контроль над ходом выборов может осуществляться
и через доверенных лиц кандидатов на
выборные должности и избирательных объединений
- посредством назначения этими субъектами
в состав избирательных комиссий по одному
члену с правом совещательного голоса.
В рамках избирательного процесса возможно
также осуществление международного контроля
через иностранных наблюдателей.
Вместе с тем периодически возникают
ситуации, в которых присутствие иностранных
наблюдателей расценивается как бесполезное,
например:
•
целый ряд кандидатов на пост президента,
за исключением действующего президента,
не способны зарегистрироваться в качестве
таковых;
• кандидаты в президенты, представляющие
оппозицию, практически лишены возможности
провести полноценную избирательную кампанию;
• подавляющее большинство, кандидатов
в депутаты, кроме выдвинутых правящей
властью, оказывается не допущенным к
участию в выборах.
В таких случаях выборы приобретают явно
декоративный характер, и международные
организации могут вовсе воздержаться
от направления наблюдателей, даже если
получают приглашение.
Россия относится к числу немногих государств,
в которых присутствие иностранных наблюдателей
закреплено на законодательном уровне.
Присутствие наблюдателей, как иностранных,
так и национальных, может повысить авторитетность
избирательного процесса для государств,
в которых проводятся выборы.
Итак, партия - это политическая
общественная организация, которая борется
за власть или за участие в осуществлении
власти. В партию вступают на добровольной
основе. Она объединяет наиболее активных
представителей тех или иных классов,
социальных слоёв или групп и предназначена
для отстаивания их интересов. Политическая
борьба - это одна из важнейших сторон
политической жизни. Формы политической
борьбы разнообразны и варьируются от
гражданской войны до парламентской деятельности.
Глава II.
Методы политической борьбы в предвыборный
период
2.1.
Общие закономерности форм политической
борьбы
Политическая борьба составляет
содержание политического конфликта.
Политик - профессиональный борец; он лучше,
чем солдат «вышколен для борьбы», так
как сражается всю жизнь. Политическая
борьба во многом сходна с другими видами
противоборства. Однако отождествление
ее с экономической или идеологической
борьбой чревато негативными последствиями
для экономики и идеологии.
Для анализа структуры политической
борьбы можно предложить следующую схему:
Субъект - агент: противостоящие
политические организации и общественно-политические
движения, политические институты
объект - неорганизованные
социальные группы - потенциальные агенты
- их общие интересы и ориентации: субъекты
- институты власти и их носители
предмет - содержание, направление,
методы деятельности власти, структура
политических статусов (тип режима)
цель - программы и политические
проекты организаций
средства - политические технологии
(формы и методы борьбы)
результат - реализация политических
программ и проектов
Предлагаемая схема хорошо
иллюстрируется на примере известной
модели предвыборной борьбы. Ее агенты
- политические партии и прочие избирательные
объединения; объект - группы неорганизованных
избирателей (электорат); предмет - вакансии
в институтах представительной власти;
цель - проведение партиями и объединениями
во власть своих кандидатов; средства
- технологии, предусмотренные избирательным
законодательством; результат - победа
или поражение на выборах13.
Политическая борьба - это противодействие
политических агентов, когда каждый из
них стремится к цели, несовместимой со
статусной целью другого. Обычно такая
борьба возникает, когда: а) существование
или действие институтов власти и государственного
управления отвечает интересам одних
агентов и противоречит интересам других;
б) цели участников политических действий
противоположны и их совместное осуществление
невозможно; в) имеет место комбинация
этих случаев.
Политическая борьба ведется
за участие в делах государственной власти,
а в конечном счете - за изменение политического
режима и типа политического господства,
будь то классовая диктатура или гегемония,
то есть руководящая роль, «облаченная
в броню принуждения», демократия или
авторитаризм.
Формы политической борьбы
весьма разнообразны: партийные и парламентские
дискуссии, предвыборная борьба за голоса
избирателей, акции протеста, забастовки,
организация общественных движений и
партий и др. В арсенале политической борьбы
- различные формы политического принуждения,
вплоть до вооруженного насилия, война
- самая крайняя форма насилия, средство,
применяемое в условиях такого конфликта,
разрешение которого иными средствами
невозможно (так, по крайней мере, представляется
одной из сторон)14.
Несмотря на многообразие
форм политический борьбы, они характеризуются
некоторыми общими чертами. Назовем их
закономерностями. В первую очередь отметим
подчиненность борьбы реализации общих
интересов крупных социальных групп. Более
того, необходимо чтобы эти интересы и
коллективные цели были официально признаны
в качестве общих. Карл Маркс был, несомненно,
прав, отмечая, что политическое движение
класса есть его стремление выразить свои
интересы в общей форме15. Верно и то, что господствующий
класс выступает представителем социальных
потребностей вообще. Отсюда желание каждого
субъекта борьбы представить свои цели
как общие для массовых групп, найти поддержку
своим действиям со стороны этих групп,
превратить свою борьбу в общественную.
Поиск поддержки той общественной группы,
интересы которой данный политический
субъект выражает, а также стремление
привлечь на свою сторону близкие по интересам
и духу другие слои населения - объективная
закономерность политической борьбы.
В истории не было случаев, когда какой-то
лидер или элита добивались бы победы
над своими противниками в одиночку, без
поддержки (иногда даже молчаливой) определенных
социальных групп.
Отмеченная закономерность
проявляется в избирательных кампаниях.
Любая партия, ведущая борьбу за голоса
избирателей, представляет себя выразителем
и защитником интересов широкого спектра
электората, призывает его встать под
свои знамена и верить в выдвигаемую ею
программу16.
Общей чертой политической
борьбы можно считать и то, что одной из
ее причин служит противоречие, связанное
с легитимностью субъектов конфликта.
Легитимность — политико-правовое понятие,
означающее признание народом институтов
власти, признание их правомерности. Желание
утвердить или усилить свою легитимность,
используя имеющийся в распоряжении арсенал
средств - существенная особенность этой
борьбы. Это достигается обоснованием
ею своей легитимности и опровержением
(блокированием) легитимности противоположной
стороны. Навязывание легитимности - одна
из форм политической борьбы. Близко к
истине мнение: любой тиран может заставить
своих рабов «петь гимн во славу свободы».
Политическая дискредитация
оппозицией советской системы в 1980-х годах,
как известно, началась с подрыва ее легитимности:
критики советской конституции, отрицания
законности деятельности КПСС как правящей
партии, опровержения ее права быть руководящей
силой общества и выступать от имени всего
народа и т.д. Разрушение советского политического
и государственного строя и захват власти
блоком Ельцина сопровождалось сокрушением
одних типов легитимности (в частности
харизматическо-партийной) и заменой другими
- либерально-демократическими, свержением
одних политических лидеров и возведением
на политический олимп новых.
Легитимность и нелегитимность
тех или иных целей и форм политической
борьбы - относительные определения. Оппозиционные
по отношению к господствующей системе
силы начинают борьбу в рамках легитимных
правил, а могут и вне их. Нелегитимные
действия, в случае успешного завершения,
обретают легитимность, и, наоборот, легитимные
становятся нелегитимными, объявляются
победившей стороной незаконными.
Примером может служить факт
свержения Временного правительства Советами
осенью 1917 года. Законно избранное Временное
правительство, вкупе с такой же законной
Государственной Думой первым же Декретом
о власти, изданным в первый день переворота
( Великой Октябрьской революции) 25 октября
1917 г. были объявлены незаконными. В наше
время россияне смогли наблюдать подобную
диалектику с кровопролитием в сентябре-октябре
1993 года. Законные действия бывшего Верховного
Совета РСФСР, основывающиеся на действующей
в то время Конституции России, были объявлены
Президентом РФ незаконными, а сама Конституция
отменена. Единственно законными, легитимными
были признаны только институты президентской
власти и ее действия по разгону высшего
законодательного органа страны17.
Политическая борьба обычно,
в случае ее широкого развертывания и
обострения, распространяется на все сферы
общественной жизни и сама обрастает разнообразными
социальными коллизиями. Суть и смысл
политической борьбы связаны с участием
масс. Массы вовлекаются в политическое
противоборство не в виде беспорядочной
толпы, а лишь как определенная, вполне
реальная общность, объединенная одной
идеей, какой-либо верой (допустим, религиозной
или национальной, революционной или же
реакционной), а в конечном счете - общим
интересом. Следует, однако, иметь в виду,
что массы могут принимать за общий интерес
корпоративный, групповой, за действительный
- мнимый, за главный - второстепенный.
Массы включаются в политическую борьбу
вначале стихийно. Ими нередко овладевают
мифы, иррациональные мотивы, стереотипы
поведения. И тогда возникает великая
опасность разрушительных последствий
«беспощадных народных бунтов».