Политические партии в предвыборный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. В рамках предвыборной борьбы осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров.

Вложенные файлы: 1 файл

монография.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Поведение масс в политическом конфликте варьируется: от подъема до спада активности, от стихийных выступлений до целенаправленных, организованных действий, от рассудочных поступков до массового психоза. Стихийность, политический психоз масс - вполне естественное для них явление18.

Политическая борьба, ее цели и средства определяются характером и состоянием противоречий, лежащих в основе конфликтной ситуации. Выделение главного противоречия в зависимости от «изгиба» ситуации, раскрытие основного вопроса борьбы и, соответственно, выбор направления решающего удара и подходящего момента для его нанесения - эти элементы деятельности субъектов относятся к стратегии борьбы.

Политическое противоборство отражает и выражает состояние других общественных противоречий, в первую очередь социально-экономических. Поэтому к числу принципов политической борьбы следует отнести требование учитывать взаимосвязь политического конфликта с экономической и социальной ситуацией, видеть в нем логическое продолжение социально-экономических коллизий. А это в значительной степени определяет выбор союзников и сочувствующих, а также - лозунгов борьбы и вариантов разрешения конфликта.

В случае, если борьба оппозиции против власть имущих ведется в условиях экономического кризиса, в качестве союзников и тех, кто так или иначе может поддерживать оппозицию, будут слои населения и представляющие их интересы организации, в наибольшей степени страдающие от кризиса. Лозунги и мотивы борьбы в ситуации кризиса увязываются с критикой экономической политики властей и декларацией предлагаемых путей выхода из него. Кризисы - экономический, социальный, экологический и прочие, служат пусковой причиной возникновения и развития политического конфликта. Выигрывает в борьбе тот, кто сумеет в полной мере реализовать возможности кризисной ситуации19.

В политической борьбе в выигрыше оказываются силы, достигшие наибольшей сплоченности на основе идентификации составляющих их субъектов - социальных слоев, партийных групп и т.д. - и добившиеся признания и поддержки со стороны широкой общественности. В свою очередь сплоченность политических сил, участвующих в борьбе, и достижение ими своей легитимности зависят от наличия дееспособного руководящего центра (партии, лидера, организации). Это положение также следует отнести к числу закономерностей.

Наконец, отметим еще одно принципиальное требование, реализуемое опытным и здравомыслящим политическим субъектом в его борьбе за доминирование в обществе. Это - необходимость просчитывать объективные и субъективные последствия борьбы, разрешения конкретного конфликта, последствия для экономики, политики. Иными словами, политики, если они хотят заслужить доверие общества, не должны действовать по печально известной формуле: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»20.

Политическая борьба изобилует огромным разнообразием методов и приемов - от честных до грязных, переворотов - от мирных до насильственных. В прошлом, к примеру, в России переменить субъекта в иерархии государственной власти значило, как правило, «взять, сокрушить, уничтожить». За 76 лет, с 1725 по 1801 год «было по одному счету пять, а по другому - восемь «дворцовых революций»21.

Разнообразные методы и формы политической борьбы имеют свои исторические корни. Последние просматриваются лишь как символические правила, даже рудименты культуры, ушедших в небытие тысячелетия тому назад конфликтов вокруг власти и влияния. Они зафиксированы чаще всего в мифах, в библейских легендах.

Одна из таких - легенда о том, как Давид победил Голиафа. Это - историческая предтеча известного приема в политической борьбе: «удар в голову».22.

Нынешний метод борьбы «удар в голову», конечно, мало похож на бой Давида и Голиафа. В последнем - лишь символический намек на схему столкновения: стремление поразить противника, ударить в самое главное в организме политического субъекта, его «ахиллесову пяту», лишив возможности и способности к целенаправленным и скоординированным действиям.

Наметки метода «разделяй и властвуй» обнаруживаются в древнеримском мифологическом сюжете о борьбе трех против трех. Один из трех оставшихся в живых смог победить поодиночке противников, бросившихся бежать с разной быстротой23.

Метод «разделяй и властвуй» - широко распространенный способ политической борьбы - приписывается французскому королю Людовику XI или итальянскому политику Макиавелли. Этот метод активно использовался английскими колонизаторами. Практика последних инициировалась ряд лет в «холодной войне» Запада против Советского Союза. Тактика борьбы включала акции, направленные на раскол населения нашей страны на враждующие группы, на поддержку оппозиции и сепаратистских движений, на подкуп элиты и привилегированных слоев, чем дестабилизировалось общество.

Современные политики и многие политические партии заимствовали из исторического багажа политической борьбы более «демократические» средства: манипуляцию массами, обман, подкуп избирателей, элит, лидеров общественно-политических движений и партий, зомбирование народа при помощи средств массовой информации. Теперь не так просто найти политических деятелей, скажем, в составе элиты России, которые бы отличались постоянством своего мировоззрения, политических и идеологических принципов, не меняли бы своих убеждений в течение всей активной общественной жизни и даже готовы были бы пожертвовать самой жизнью, чтобы не изменить принципам.

Наоборот, на политическом плаву чаще всего присягающие властителям, тому, кто сегодня сильнее. Они убеждены при этом, что не совершают измены, а служат благу государства и народа. Словом, следуют заповеди: «Поистине смешон, кто вечно неизменен».

Вышесказанное не означает, что политическая борьба всегда безнравственна, антигуманна, что в политике не может быть справедливости и честности. Подлинная политика борьбы за общие интересы народа, за прогресс в конечном счете и нравственна и гуманна, хотя и не проста до примитивности. «Политика, - справедливо писал В.И. Ленин, - больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еще больше на высшую математику, чем на низшую»24.

 Современные формы политической борьбы - это, как правило, комплексы разнообразных средств и приемов политической конкуренции, подчиненной цели победить противника и добиться доминирующего статуса в тех или иных институтах власти или, в крайнем случае, помешать это сделать оппоненту. В таких комплексах встречаются любые формы противоборства: от древнего «удара в голову» до информационного насилия и блокады. Могущественным фактором политической борьбы ныне выступает общественное мнение, формируемое политическими конкурентами. В настоящее время только наивные люди, выдающие желаемое за действительное, могут говорить о свободном, демократически складывающемся общественном мнении.

Чтобы формировать желаемое общественное мнение, создается система масс медиа. Это - совокупность множества средств массовой информации, составляющая единое целое, со сложной структурой, с разнообразными частями и функциями. Вся эта огромная фабрика воздействия на умы и чувства людей не просто влияет на них, но проявляет власть, причем власть диктаторскую25.

 

2.2. СМИ и интернет – площадки предвыборной борьбы

Телевидение - самое мощное средство воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс- секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости.

Средства массовой информации занимают в структуре избирательной системы исключительное положение: они являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между субъектами выборов. Деятельность СМИ по созданию и распространению информации, связанной с выборами, включает:

•   информирование избирателей;

•   предвыборную агитацию.

Информирование избирателей осуществляется через освещение избирательной кампании, разъяснение избирательного законодательства, распространение информации о сроках и порядке голосований, сообщение сведений о кандидатах и партиях, а также об итогах голосования и результатах выборов.

Информирование избирателей должно быть беспристрастным и достоверным, не нарушать принципа равенства кандидатов и партий. В этом состоит основное его отличие от предвыборной агитации. Такого явления, как беспристрастная информация, не существует. Все сообщения и обзоры до определенной неизбежной степени носят на себе печать выборочности и надуманности.

Разновидностью информирования является публикация в период избирательной кампании результатов опросов общественного мнения, которая также должна строиться на принципах объективности и беспристрастности. На практике же СМИ зачастую используют предвыборные опросы в целях манипуляции общественным мнением.

Предвыборная агитация - это коммуникативная деятельность субъектов выборов, побуждающая избирателей участвовать в выборах и голосовать за определенных кандидатов (политические партии) или против них26.

Предоставление СМИ эфирного времени или печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется на бесплатной или платной основе. Однако в любом случае СМИ должны обеспечить равные условия всем кандидатам.

Телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления им. Впрочем, не всегда те же самые теледебаты, обращения депутатов к народу, способствует росту числа избирателей. В ходе предвыборных гонок СМИ становятся одним из основных (и, по сути, главным легальным) методом ведения политической борьбы, к которому прибегают все кандидаты и

Какие же используются приемы в предвыборной борьбе в СМИ ?

А) Использование стереотипов. Под стереотипом понимается восприятие людьми какого-либо социального объекта в упрощенном схематизированном виде. Поэтому когда СМИ апеллируют к таким понятиям, как «коммунист», «капиталист», «демократ», они имеют в виду не конкретного человека, а тот образ, который сложился в связи с этим понятием в сознании масс и на который у людей уже выработалась определенная реакция. На последних выборах в Саратовской области  2013 г. избирателям дозировано преподносилась «стереотипная» информация. Хотя, понятие «коммунист» частенько в СМИ подавался с легким негативом.

Б) Замена имен, или наклеивание ярлыков. Они создаются и вводятся в употребление с вполне определенной целью. Опасность их в том, что, входя в широкий обиход благодаря, прежде всего, СМИ, они приживаются надолго. Например : «лицо кавказской национальности», «империя зла» и др. Еще до выборов в родной губернии оппозиция активно начала использовать ярлык «единоросский беспредел». Этот термин связан с нечестными выборами и Ольга Алимова (коммунистка, член комитета «Саратову — честные выборы!», активно использовала его в выступлениях).

 В) Повтор информации. Считается, что через 30 минут аудитория помнит только 60% содержания. В конце дня в памяти остается уже только 40%, а в конце недели - 10%. В результате проблема исчезает сама собой в течение 10 дней, если, конечно, она не будет «подогреваться» новыми фактами или периодическим повтором. Вариантом техники «повтора» является употребление лозунгов и ключевых слов типа «Равные права для всех», «Народ и партия едины» и т.п. Такие фразы, часто бессмысленные, играют большую роль в политике и рекламе. Сегодня самым популярным и узнаваемым лозунгом правящей партии является : «Единая Россия – вместе Победим!»

Г) Постановка риторических вопросов, или распускание слухов. Не случайно именно СМИ называют официальным источником распространения слухов. При этом, СМИ всего лишь ставят перед аудиторией вопрос, оставляя его без ответа, но наделяя определенным контекстом, заставляющим зрителя/слушателя/читателя невольно мыслить и развивать «подброшенную идею» в нужном для пропагандиста направлении. Таким образом, слухи вносят ощутимый вклад в формирование общественного мнения, решая вполне конкретные задачи. Часто именно на этом уровне запускается негативная информация об оппоненте во время предвыборной кампании. Результатом подобных риторических вопросов может стать укоренившееся в массовом сознании негативное мнение и, как следствие, окончательно «подмоченная» репутация политика или партии. В частности, после выборов в Саратовской области в сентябре 2013 г., представителя оппозиции (КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Справедливая Россия») отозвались о выборах так: «Фантастическое составляет сущность действительности». Это было сказано о хорошей явке избирателей, подтвердившей легитимность власти.

Д) Полуправда. Этот способ, используемый СМИ для обеспечения доверия аудитории, заключается в объективном и подробном освещении конкретных, малозначительных деталей и умалчивании более важных фактов или же общей ложной интерпретации событий (в зависимости от настроения масс). Судить избирателям о том, использовался ли этот прием или нет, невозможно, так как для этого нужно владеть всей информацией.

Е) Создание «послеобраза». Если представить большой белый лист, на котором написано «Только Кузин», то сразу же возникает вопрос: «Что – «только Кузин»? С какой стати?» Озадаченный мозг не может найти ответа на эти вопросы, но «послеобраз» Кузина надолго задерживается в голове и начинает воздействовать на поведение индивида. Человек начинает «додумывать», теряться в догадках. В телевизионных роликах этот эффект создается с помощью подрыва пленки или пролонгированной паузы, которая может длиться либо несколько секунд, либо (что бывает чаще) несколько недель, и в результате окончательно измученному догадками индивиду «открывается истина»: оказывается Кузин и только Кузин достоин стать Президентом России, ну или хотя бы губернатором  Саратовской области.

Информация о работе Политические партии в предвыборный период