Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:26, контрольная работа
Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу контролировать и направлять деятельность контролирующего органа , модифицируя существующую форму правления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и классификация политических партий современных зарубежных стран.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности политических партий.
3. Партийные системы зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вторая группа функций политических партий связана с их местом и ролью в жизнедеятельности конституционных институтов власти. В данном случае четко прослеживается значение политических партий как органической части государственного механизма. При этом, прежде всего необходимо отметить следующие функции политических партий:
1. На деятельности политических партий держится практически весь процесс формирования представительных органов власти, организации и проведения избирательных кампаний. Партии занимаются подбором и выдвижением кандидатов в депутаты; они организуют масштабную рекламно-пропагандистскую кампанию, обеспечивая своим кандидатам поддержку избирателей; они финансируют предвыборные расходы, используя для этого как собственные средства, так и частные пожертвования, сбор которых чрезвычайно трудоемок; в ряде стран они участвуют в формировании избирательных комиссий и даже сами печатают избирательные бюллетени; представители партий следят за ходом голосования, всегда присутствуют при выдаче бюллетеней и подсчете голосов.
2. Партии обеспечивают эффективну
3. Партии формируют и предопределяют общий политический курс правительства. В современном мире все правительства создаются только на партийной основе (при парламентской форме правления соответствие партийной окраски правительства и парламентского большинства — краеугольный камень жизнедеятельности исполнительной власти). Конкретные же направления правительственного курса жестко предопределены предвыборной платформой победившей на выборах партии. Более того, сформированное правительство обычно производит перестановки на ведущих административных постах, так что и сам государственный аппарат также неизбежно приобретает партийную окраску.
4. Политические партии оказывают решающее воздействие на выборы главы государства. В президентских республиках имеет место прямая взаимозависимость: президент всегда представляет конкретную партию и именно из ее активистов (как, например, в США) после победы на выборах формирует свою администрацию. При парламентской форме правления к президенту порой предъявляется требование политической нейтральности. В таком случае он после выборов формально приостанавливает свое членство в партии. Но это никак не умаляет значение того факта, что к власти он пришел только благодаря партийной поддержке и вследствие этого неизбежно будет всегда симпатизировать конкретной партии.
5. Не менее важна деятельность политических партий для функционирования органов местного самоуправления. Именно партийные группы муниципальных советов фактически предопределяют выборы мэра, председателей комиссий, других должностных лиц муниципалитетов, распределяют места в комиссиях и т. д. Все вопросы, подлежащие рассмотрению муниципальными советами, предварительно обсуждаются в партийных группах, которые и решают судьбу этих вопросов. Наконец, партии предопределяют конкретное содержание и социальную направленность деятельности органов местного самоуправления.
Классификация политических партий
Для того чтобы разобраться в логике политической борьбы, прогнозировать развитие политической ситуации, необходима определенная классификация политических партий, распределение их по группам. Существует множество вариантов возможной классификации партий в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу классификации. Преобладающим, однако, в зарубежных странах является распределение политических партий по шкале: правые, центристские и левые партии. Исторически это связано с заложенной в революционные годы традицией представителей различных политических партий рассаживаться в зале заседаний французского парламента. Кроме того, на флангах можно выделять крайне правые и крайне левые, а в центре — право- и левоцентристские партии. Конечно, в реальной жизни встречаются случаи, когда трудно определить четкое место конкретной партии в предложенной схеме, однако общее представление о политическом спектре действующих сил она безусловно дает.
Названная классификация отталкивается от программных партийных установок и реальных действий политических партий. Их официальные названия серьезного значения не имеют, более того, порой лишь вводят в заблуждение.
Определяющими факторами являются следующие: каким образом конкретная политическая партия относится к государственной власти, как понимает функции государства; каковы ее концепции экономического развития, в частности, взгляд на институт частной собственности и на налоги; какое внимание она уделяет социальным проблемам и как видит пути и методы их решения.
На правом фланге находятся консервативные партии. Они делают ставку на частнопредпринимательскую инициативу. Последняя же, как известно, тем выше, чем меньше налоговое бремя. Поэтому консерваторы выступают за снижение налогов как важный фактор оживления экономической конъюнктуры. Вмешательство государства в экономику, с их точки зрения, должно быть ограниченным. Но само государство — и это крайне важно — должно оставаться сильным. Непосредственное участие государства в экономической деятельности неэффективно, государственный сектор в экономике должен быть минимальным. Но государство обязано жестко навязывать свою волю при обеспечении оптимальных условий для частного, прежде всего крупного, предпринимательства, заставляя всех соблюдать сформулированные им правила игры в экономике.
В критических ситуациях
Наглядной иллюстрацией тому может являться, в частности, название Либерально-демократической партии Японии, не имеющей к либерализму ни малейшего отношения. Равным образом, Национал-демократическая партия Германии вовсе не ориентируется на традиционные демократические ценности, а радикалы Франции или Швейцарии, во всяком случае сегодня, уже давно не имеют ничего общего с радикализмом. Социальные проблемы для консерваторов не являются приоритетными. Однако они не списывают их полностью со счета. Социальные проблемы, по мнению консерваторов, должны решаться самим частным бизнесом за счет дополнительных прибылей, получаемых вследствие снижения налогов. При этом их решение будет даже более эффективным, утверждают консерваторы, ибо ни один предприниматель не заинтересован в социальных конфликтах. Лучшие условия для рабочих в перспективе лишь приносят увеличение прибыли, обеспечивая стабильность кадров.
К числу консервативных партий можно отнести Республиканскую партию США, Консервативную партию Великобритании, Либерально-демократическую партию Японии, голлистское Объединение в поддержку республики Франции и т. д..
Центр политического спектра
Подобные взгляды были чрезвычайно популярны в период буржуазных революций. С соответствующими установками новый класс предпринимателей боролся за власть. В XIX веке либеральные партии были массовыми и влиятельными (первоначально именно Либеральная партия, как известно, была партнером консерваторов по двухпартийной системе в Великобритании). Сегодня политическая и экономическая ситуация в зарубежных странах круто изменилась. Изменилось и положение либеральных партий. Ныне это в основном мелкие, маловлиятельные партии, далеко не всегда перешагивающие в ходе выборов пятипроцентный барьер. Ориентируются они преимущественно на интересы средних слоев населения (интеллигенция, мелкие и средние предприниматели, ремесленники и т. д.). Примерами таких партий могут быть Свободная демократическая партия Германии, Либеральная партия Великобритании, Партия центра в Швеции, итальянская Либеральная партия и др..
Левый фланг представлен социа
Именно так, в частности, поступают лейбористы Великобритании, когда оказываются у власти (консерваторы, правда, сменяя их в правительстве, позже все это денационализируют). Благодаря усилиям французских социалистов сегодня до 20% производственных мощностей Франции находится в собственности государства.
Социальные проблемы для социал-демократов являются приоритетными. В данном отношении они также выступают за масштабное участие государства, предлагая финансировать многочисленные социальные программы за счет бюджетных средств. Социальные проблемы при этом безусловно решаются. Сокращается безработица, растет заработная плата, улучшаются условия труда, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д.. Однако оборотной стороной медали становится неизбежное повышение налогов. Конечно, социал-демократы пытаются и здесь искать более или менее справедливые решения, перенося основную тяжесть налогового бремени на богатых, вводя драконовские поборы на сверхприбыли. Однако предотвратить неизбежные негативные для экономической конъюнктуры последствия высокого налогообложения, в том числе экспорт капиталов из страны, удается далеко не всегда.
Примерами данного типа партий могут являться Лейбористская партия Великобритании, социалистические партии Франции, Италии, Испании, Австрии, социал-демократические партии Германии и скандинавских стран. Это — крупные и влиятельные партии, нередко пользующиеся стабильной поддержкой большинства избирателей своих стран. Последнее позволяет им бессменно,
Необходимо, однако, учитывать то,
что сама социал-демократия далеко
не однородна. Некоторые социал-
На левом фланге находятся также коммунистическ
В послевоенные годы коммунистические
партии активно действовали во многих
странах Западной Европы, в ряде
случаев занимая сильные
Изложенная классификация, давая представление о принципиальном балансе сил в конкретных странах, разумеется, не исчерпывает всех красок политической палитры. Углубляя анализ, можно использовать дополнительные критерии классификации, в том числе нижеследующие:
1. Учет методов действия политических партий. На этой основе различаются партии демократические, действующие строго в рамках конституции, соблюдающие "правила игры", с уважением относящиеся к оппозиции (большинство из вышеназванных партий) и партии радикальные, готовые во имя собственных интересов жертвовать демократией, склонные к авантюрам (коммунистические партии). Особую группу составляют экстремистские партии, делающие ставку на силу, используя откровенно противозаконные методы борьбы (террор, путчи, саботаж, захват заложников и-т. п.). Радикальные партии, как правило, четко организованы, имеют сильную, хорошо отлаженную структуру, отличаются жесткой дисциплиной, строгим отбором членов, высокими партийными взносами, нередко в их составе (особенно у экстремистов) имеются специальные боевые подразделения для организации силовых акций и т. д.. Радикалы и экстремисты имеются как на левом, так и на правом флангах. В числе праворадикальных нередко фигурируют партии неофашистского, националистического, расистского характера.
2. Отношение политических партий к религии. Те из них, которые стремятся активно использовать в своей идеологии постулаты христианства, совмещая их с традиционными ценностями демократии, объединяя граждан на основе общности веры называются конфессиональными (вероисповедными) партиями. Примерами таковых могут быть Христианско-демократический союз Германии, христианско-социальные партии Бельгии и Люксембурга, христианско-демократические партии Италии, ряда латиноамериканских стран и т. д.. В Западной Европе бурный рост влияния и авторитета таких партий пришелся на послевоенные годы, когда они выступили инициаторами восстановления ликвидированных фашистами институтов демократии. Сегодня они нередко занимают лидирующие позиции, чему в немалой степени способствует тот факт, что политически они находятся на правом, консервативном, фланге. Правда, среди конфессиональных партий есть и свои "радикалы" — клерикальные партии, претендующие на контроль (причем не только идеологически, но и реально) как общества, так и государства, институтов власти. В Европе подобные партии в настоящее время практически уже не встречаются (их время прошло), но вот в ряде исламских стран в виде фундаментализма они действуют весьма активно.
Информация о работе Политические партии и политические системы зарубежных стран