Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:26, контрольная работа
Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу контролировать и направлять деятельность контролирующего органа , модифицируя существующую форму правления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и классификация политических партий современных зарубежных стран.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности политических партий.
3. Партийные системы зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Отношение партий к национальной принадлежности граждан. Партии, объединяющие националистически настроенных граждан, составляют особую группу. Националистические партии создаются там, где исторически сложились конфликтные межнациональные ситуации, остающиеся по сегодняшний день фактором политической борьбы. Обычно при этом речь идет об интересах национального меньшинства, настаивающего на удовлетворении своих определяемых национальной спецификой запросов. Примерами подобных партий могут быть Шведская народная партия в Финляндии, Демократических фронт франкофонов Брюсселя в Бельгии, шотландская и уэльская националистические партии в Великобритании и др.. В ряде случаев действия националистических партий способны дать практические результаты — усилия шотландской националистической партии, в частности, привели к созданию в Шотландии в конце 90-х годов своего собственного парламента.
4. Нельзя не сказать еще об одной сравнительно новой политической силе в зарубежных странах — партиях "зеленых". Их специфика — акцент на требованиях защиты окружающей среды в сочетании с превознесением общедемократических и социальных ценностей. Очевидная актуальность этой идеи обеспечила "зеленым" поддержку среди различных социальных и политических сил — порой они выступают даже как "антипартийная партия". Сегодня "зеленые" активно действуют во многих зарубежных странах (Германия, Франция, Испания, Нидерланды, США и др.), имея в ряде случаев собственное представительство в парламенте.
5. С точки зрения структуры различают партии: 1) кадровые; 2) массовые; 3) партии-движения.
Кадровые имеют фиксированное членство – для приёма иногда даже требуются рекомендации других членов партии и вводится «кандидатский» стаж. Характеризуются жесткой дисциплиной и организацией. Это в основном Коммунистические партии.
В массовых партиях
нет фиксированного членства. В
США республиканская и
Партии-движения – в развивающихся странах, как правило являются единственной разрешённой партией.
6. С точки зрения правового положения партии делят на зарегистрированные и незарегистрированные.
7. Партии легальные и нелегальные. Сегодня нелегальные партии действуют во многих мусульманских странах мира - КП в Египте, Турции, Саудовской Аравии. Иногда они прибывают в других странах.
8). Партии национальные и местные. В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка) существует понятие национальной партии, т.е. получившей абсолютное большинство голосов. Она имеет правовые преимущества. Например: не собирать подписи в поддержку своего кандидата, доступ в СМИ. Местные партии действуют в регионах или штатах.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса
и деятельности политических партий
Возрастание роли политических партий не могло не вызвать изменения в отношении к ним самого государства. Прежде оно, как правило, не вмешивалось в их деятельность, протекавшую в соответствии с конституционными обычаями, сложившейся практикой и традициями. После второй мировой войны государство начало переходить к непосредственной регламентации деятельности партий как части своего механизма. Во многих зарубежных странах было положено начало процессу правового оформления деятельности политических партий или их институциализации. Правовые формы институциализации политических партий разнообразны. Она осуществляется на различных уровнях, взаимодополняющих и развивающих друг друга. Сегодня статус и порядок деятельности политических партий регламентируется: конституционно; в рамках органических законов; нормами текущего законодательства; в форме судебных решений, затрагивающих конкретные аспекты деятельности партий, создавая тем самым прецеденты, которые являются немаловажным источником конституционного права.
Текущее законодательство отличается заметным своеобразием. В одних странах вопрос ставится широко, многопланово. Принимаются общие законы о политических партиях, стремящиеся охватить едва ли не все аспекты их жизнедеятельности (законы 1967 г. Германии, 1974 г. Португалии, 1975 г. Австрии, 1978 г. Испании и др.). В других — законодатель выбирает один наиболее сложный и политически важный аспект проблемы — принимаются законы о финансировании политических партий (законы 1965 г. Швеции, 1969 г. Финляндии, 1974 г. Италии, 1988 и 1990 гг. Франции и др.). В целом же повсеместно прослеживается одна тенденция: чем позже по времени разрабатывается и принимается соответствующий правовой акт, тем более он развернут и конкретен, за счет учета зарубежного опыта.
Начало конституционному законодательству о политических партиях было положено в первые послевоенные годы. Именно тогда произошло радикальное изменение статуса партий: они стали конституционно-правовым институтом. Сегодня уже ни одна из вновь принимаемых конституций не обходит партии своим вниманием. При этом на уровне конституции, разумеется, фиксируются лишь главные, принципиальные особенности правового статуса политических партий. Во-первых, конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни. Важнейшей их функцией признается участие в подготовке и проведении выборов, содействие формированию воли избирателей. "Партии содействуют формированию воли народа"1 — сказано, например, в п. 1 ст. 21 Основного закона Германии. Впрочем, некоторые конституции ставят вопрос шире, трактуя партии как "основной элемент политической Деятельности"2 (ст. 6 Конституции Испании), фиксируя, что партии "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции)3. Последнее юридически легализует не только предвыборную активность партий, но и их повседневную работу, в том числе в государственных органах.
Во-вторых, конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий, как важнейшего критерия демократии (ст. 21 Основного закона Германии, ст. 4 Конституции Франции, ст. 47 Конституции Португалии, ст. 6 Конституции Испании и т. д.). Более того, органы конституционного надзора ряда стран (Верховный суд США в 1968 г., Конституционный совет Франции в 1971 г.) в своих решениях специально подчеркивали, что свобода партийной деятельности является одной из наиболее ценных свобод западного общества.
В-третьих, конституция недвусмысленно формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность, т. е. фиксирует пределы пользования свободой. В качестве таковых указывается на необходимость соблюдать закон, "уважать принцип национального суверенитета и демократии"4 (ст. 4 Конституции Франции) или "основы свободного демократического порядка"5 (ст. 21 Основного закона Германии), и, конечно же, партии должны быть сами демократично внутренне организованы.
Другими словами, конституционно декларируемая свобода партийной деятельности отнюдь не абсолютна. Правящие круги зарубежных стран сделали необходимые выводы из уроков истории, создав правовые преграды на пути радикальных и экстремистских сил. В большинстве случаев закон прямо запрещает объединения тайного или военного характера, использующие подрывные методы борьбы, а также организации открыто фашистского толка (ст. 18 Конституции Италии, ст. 22 Конституции Испании, ст. 46 Конституции Португалии, § 14 гл. 2 Акта "Форма правления" Швеции). Причем, что особенно важно, конституция, ставя во главу угла интересы демократии, не допускает произвольные действия властей в отношении ни к одной политической партии. Прекращение или приостановка деятельности какой-либо партии, — как гласит закон, — возможна "только в соответствии с мотивированным судебным решением"6 (ст. 22 Конституции Испании, ст. 12 Конституции Греции). Конституция Германии еще более конкретна, прямо указывая единственный орган, правомочный принимать соответствующие решения — Федеральный конституционный суд.
Исходные конституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализации политических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического и текущего законодательства.
Органические законы (законы о выборах, регламенты палат парламента и др.), как правило, касаются лишь одного из аспектов деятельности политических партий, имеющего непосредственное отношение к тому институту, которому посвящен данный правовой акт. В качестве примера можно сослаться на шведский Акт о Риксдаге, детально регулирующий все, что связано, в частности, с работой партий в парламенте. Документ подробно устанавливает порядок распределения депутатских мандатов между партиями; процедуру создания партийных групп, их задачи и компетенцию; роль партийных групп в формировании руководящих органов палаты; порядок и формы участия партийных групп в законодательном процессе; обязанность председателя палаты консультироваться с партийными группами по вопросам парламентской процедуры; формы участия партий в выборах различных создаваемых парламентом органов (шведских делегаций Северного Совета, Совета Европы и др.).
Специальные законы (текущее законодательство), напротив, подходят к вопросу широко, стремясь охватить все аспекты жизнедеятельности политических партий. При этом регулируются следующие элементы их правового статуса:
1. Дается трактовка политической партии, определяются ее функции, задачи и общая роль в политической и государственной жизни. Организации, претендующие на статус политической партии, таким образом, должны помимо прочего обладать известным политическим весом и авторитетом. При этом в задачи политических партий входит: воспитание граждан, способных взять на себя ответственность перед обществом, содействие их светскому и политическому образованию; изучение вопросов национальной и международной политики; критическая оценка действий правительства; участие в работе органов власти, забота о постоянной живой связи между народом и органами государства; содействие осуществлению гражданами политических прав и развитию политических институтов. Подобная постановка вопроса очевидно ломает традиционный для многих зарубежных специалистов взгляд на политическую партию как на "избирательную машину", делая ее центральным звеном политической и государственной жизни;
Юридические процедуры при создании партии.
Членами партии могут стать лишь граждане данного государства, достигшие 18 лет. Конституции многих стран запрещают членство в партии военнослужащим, работающим в органах безопасности, иностранных дел, юстиции и т. д. В тоталитарных странах наоборот, например, в СССР карьера без членства в партии была не возможна, гос. служащий обязан был быть членом правящей партии.
Для создания партии созывается учредительное собрание. Как уже говорили ранее оно правомочно, если на нём присутствуют, на пример по Конституции Венгрии, не менее 10 человек, Болгарии 50, а состоять в партиях должны не менее 1500 человек. На учредительных собраниях принимаются Устав и Программа партии. Последняя может носить общие установки, а может быть очень подробной, практически нацеленной. Так, в своё время программа Французской коммунистической партии была настолько подробной, что в ней назывались цифры размера заработной платы различных категорий населения в сторону её увеличения в том случае, если ФКП придёт к власти. Но она так и не пришла.… В ряде стран с момента Учредительного съезда партия считается созданной, и её члены могут вести партийную работу, но такая партия ещё не имеет юридического лица: право выдвигать кандидатов на выборах, приобретать имущество для партии и т.д..
2. Закон регулирует условия и порядок регистрации политических партий, причем регистрация является обязательным условием деятельности партии. Для регистрации требуется: определенный минимум членов партии (5 тыс. человек в Португалии, 1,5 тыс. человек в Швеции и т.д.), большинство из которых должно быть гражданами данной страны; организационная оформленность партии; регулярная отчетность об источниках финансирования (субсидии из-за границы запрещаются); четкость самого названия партии (оно не должно быть похоже на уже имеющиеся, недопустимо использование национальной или религиозной символики) и т. д. Регистрация осуществляется министерством внутренних дел (Испания, Италия, Франция и др.), реже — министерством юстиции (Бельгия, Нидерланды), иногда Верховным судом (Португалия) или даже налоговым управлением (Швеция);
3. Развернутые требования предъявляются к организационному строению и порядку деятельности партий. Законодатель, в частности, требует, чтобы партийный устав фиксировал: порядок вступления и выхода из партии, запрещая дискриминацию по национальному или половому признакам; права и обязанности членов; возможные дисциплинарные меры к членам партии; общую структуру партийного аппарата; состав и полномочия руководящих органов; принцип гласности в работе партии; порядок принятия решений на партийных собраниях; сроки их созыва и т. д. Иначе говоря, закон жестко определяет не только общую схему, но и само содержание важнейших партийных документов;
4. С особой тщательностью регулируются все вопросы, касающиеся предвыборной деятельности партий. Зачастую фиксируется важнейшая норма — выдвигать кандидатов на выборах могут только политические партии. Излагается процедура регистрации кандидатов. Регламентируется порядок ведения предвыборной борьбы, в частности, перечисляются допустимые формы рекламно-пропагандистской работы; порядок использования средств массовой-информации, опросов общественного мнения; формулируются "правила игры" (требование лояльного отношения к оппонентам, недопустимость оскорблений, махинаций, грязных трюков и др.).
5. Аналогичным образом, т. е. развернуто и совершенно конкретно, регламентируется участие политических партий в функционировании представительных органов власти и в органах местного самоуправления.
Финансирование политических партий
Один из важнейших элементов институциализации политических партий — правовое регулирование финансовых аспектов их деятельности.
Большое значение данной проблемы обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, значительным усложнением избирательных технологий, вызвавшим резкое удорожание предвыборных кампаний и, следовательно, столь же резкое повышение потребностей политических партий в дополнительном финансировании. Во-вторых, ростом политической активности бизнеса, породившим мощную волну "политических инвестиций". А это привело едва ли ни к откровенной покупке депутатских мандатов, прямому нарушению демократического принципа "равенства шансов" для партий. В-третьих, прямо вытекающей из вышесказанного масштабной коррупцией политической элиты, подрывающей авторитет институтов власти, доверие к ним со стороны избирателя.
Вмешательство законодателя, таким образом, преследует цель навести в рассматриваемой области определенный порядок, минимизировать издержки, связанные с неизбежным участием денег в политике, защитить традиционные институты демократии, а значит, и саму возможность эффективного взаимодействия между гражданским обществом и государством. Решается поставленная задача по трем основным направлениям. Закон:
Информация о работе Политические партии и политические системы зарубежных стран