Политические партии и политические системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу контролировать и направлять деятельность контролирующего органа , модифицируя существующую форму правления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и классификация политических партий современных зарубежных стран.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности политических партий.
3. Партийные системы зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС новая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечить стабильность такого правительства  крайне сложно. Примеры — партийная  система Франции Четвертой республики (за 12 лет сменилось 26 кабинетов); Нидерландов, где торги при формировании правительства могут затягиваться на месяцы; Италии, где практически ни одно правительство в послевоенные годы не сумело продержаться весь отведенный ему законом срок, и т. д..

Многопартийные системы  с доминирующей партией. Своеобразие данного варианта в том, что одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными. Занимая лидирующие позиции, она в состоянии (самостоятельно либо в союзе с младшим послушным партнером) контролировать парламентское большинство и, соответственно, формировать однопартийное правительство. Подобная многопартийная система очевидно предпочтительнее для правящих кругов. Она позволяет компенсировать слабую сторону классической многопартийности — при формальном сохранении конкуренции выборы всегда предсказуемы, нежелательные случайности исключаются, стабильность правительства гарантирована. Потому-то, когда представляется возможность, истэблешмент стремится именно к такому варианту. Такая система, в частности, существовала во Франции с 1958 по 1974 год, когда доминировала голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР). Еще дольше, до 1993 года (38 лет), в политической жизни Японии господствовала ЛДП. Ни один десяток лет занимает лидирующие позиции Институционно-революционная партия Мексики, Индийский национальный конгресс (И) в Индии и т.д.

"Блоковые" многопартийные  системы. Мало чем отличаясь от классических многопартийных систем в обычных условиях, "блоковая" система, сложившаяся в 60—70-е годы, приобретает большое своеобразие в периоды проведения избирательных кампаний. Для нее показательна резкая поляризация политических сил, группирующихся в два противостоящих друг другу блока. При этом партии определяют свою предвыборную стратегию, исходя из принадлежности к одному из блоков. Партии и кандидаты, остающиеся вне рамок блоков, практически не имеют шансов на успех.

Функционирование подобной системы  в своих основных чертах напоминает функционирование двухпартийной системы. Пример подобной многопартийной системы — Франция второй половины 70 — начала 80-х годов.

В развивающихся странах многопартийные системы в том традиционном виде, в котором они функционируют  в ведущих странах с развитой рыночной экономикой, встречаются сравнительно редко (Индия, Малайзия и др.). Большее распространение здесь имеют ограниченно-многопартийные системы, т. е. такие системы, при которых легализация политических партий осуществляется в строго разрешительном порядке. Порой число их даже законодательно фиксируется (Индонезия, Сенегал до 1990 г.). Иначе говоря, государство весьма жестко регулирует возможность образования новых политических партий, оказывая сильное воздействие и на свободу деятельности легальных партий, и главное, на общее соотношение внутриполитических сил (в частности, в Индонезии).

 

Двухпартийные системы

Специфика двухпартийной системы заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных партий, которые периодически сменяются в правительстве: когда одна партия формирует правительство, другая находится в оппозиции, и, наоборот, когда на очередных выборах побеждает оппозиционная партия, то она формирует правительство, а партия, прежде находившаяся у власти, переходит в оппозицию.

Двухпартийная система вовсе не предполагает наличия в той или  иной стране обязательно только двух партий.

В качестве примера можно назвать партийную систему ФРГ, где уже несколько десятилетий соперничают блок христианских партий (Христианско-демократический союз вместе с Христианско-социальным союзом) и социал-демократы. Ни одна из соперничающих сторон не получает нужного ей большинства в Бундестаге. Перевес получает тот, к кому присоединится “средняя” партия Свободных демократов.

  В ст. 21 Основной закон определил  роль политических партий. Они  содействуют формированию политической воли народа. Образование партий свободно, однако их внутреннее устройство должно отвечать демократическим принципам и они обязаны публично отчитываться о своем имуществе. Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести ущерб свободному демократическому строю либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, противоконституционны. Вопрос о противоконституционности рассматривает Федеральный конституционный суд, который принял в свое время решения о противо-конституционности ряда экстремистских организаций, включая Коммунистическую партию Германии (вместо нее позднее была образована Германская коммунистическая партия).

Федеративная Республика Германия одной из первых в мире, если не вообще первой, приняла специальный закон, урегулировавший правовой статус политических партий (Закон о политических партиях 1967 г., ныне действует с рядом изменений). Он определил политическую партию как объединение граждан, которое постоянно или длительное время влияет на формирование политической воли в рамках Федерации или одной из земель и стремится участвовать в представительстве народа в Бундестаге или ландтаге (парламенте земли), при условии, что серьезность ее намерений в достаточной мере подтверждается общим характером фактического отношения к делу, в частности, численностью и постоянством организаций, числом членов и активной общественной деятельностью. Членами партии могут быть только физические лица, а следовательно, коллективное членство не допускается. Объединение утрачивает статус партии, если в течение шести лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или ландтаг. Не признается этот статус за политическими объединениями, у которых большинство членов или членов правлений — иностранцы либо местопребывание или руководящие органы находятся за пределами страны. Партия и (если устав не запрещает) высшие органы ее территориальных организаций могут выступать от собственного имени в качестве истца и ответчика,

Закон обязывает партии иметь свои уставы и программы, причем устанавливает 12 реквизитов для устава. Предусмотрены также обязательные требования к организационной структуре партий, включая гарантии для их членов и территориальных организаций. Например, партии обязаны проводить свои съезды с перевыборами правлений не реже, чем через два года, создавать партийный арбитраж для рассмотрения конфликтов правлений с территориальными организациями, избирать членов правлений и представителей, а также кандидатов в депутаты тайным голосованием и т.д.

Ежегодно подлежат опубликованию  финансовые отчеты партий, отражающие также состояние их имущества.

Закон определил порядок ликвидации партии, признанной противоконституционной, и запретил создавать заменяющие ее организации. Решение о том, является ли таковой партия, существовавшая уже ранее или имеющая представительство в Бундестаге либо ландтаге, принимается Федеральным конституционным судом.

Германия характеризуется существованием системы хорошо организованных политических партий.

Пожалуй, наиболее влиятельную политическую партию представляет собой созданный в 1945 г. Христианско-демократический союз (ХДС), в котором представлены как католики, так и протестанты-лютеране (евангелисты). В Баварии его место в политическом спектре занимает Христиаиско-социальный союз (ХСС), который на федеральных выборах выступает в блоке с ХДС. Эти партии контролируют христианские объединения работников наемного труда, женщин, молодежи, связаны с крупнейшими объединениями капитала. Идеология и политика их имеет консервативно-либеральную и в известной мере социальную направленность.

Основной соперник ХДС/ХСС —  существующая с 1869 г. Социал-демократическая  партия Германии (СДПГ), основную часть  электората которой составляют наемные  работники и мелкие предприниматели. Она весьма влиятельна в профсоюзах. В политике упор делает на социальных проблемах.

На правом фланге политического  спектра находится менее влиятельная  партия либерального направления —  Свободная демократическая (СвДП), пользующаяся поддержкой некоторых групп крупного капитала и средних слоев. Политическое положение ее характеризуется тем, что в условиях, когда сильнейшие партии — ХДС/ХСС и СДПГ — не получают в Бундестаге абсолютного большинства мест, именно от поддержки СвДП зависит, которая из них возглавит Федеральное правительство. На практике она поддерживала то ту, то другую, но все же чаще ХДС/ХСС.

Наличие таких трех наиболее влиятельных  политических сил дало основание для политологической характеристики германской партийной системы как «двух-с-половиной». Истории, правда известен случай создания «большой коалиции» — ХДС/ХСС и СДПГ, когда СвДП оказалась за бортом, однако период этот оказался кратковременным: два медведя в одной берлоге не могут, как известно, уживаться долго.

Присоединение к ФРГ восточных  земель повлекло появление на арене  большой политики еще одной левой партии. Это Партия демократического социализма. (ПДС), преемница СЕПГ — бывшей партии коммунистов ГДР, которая сохранила определенное влияние на прежней территории своего господства, позволяющее выступать и на федеральном уровне. ПДС пытается играть на поле СДПГ, стремясь отвоевать часть электората последней. Заметной роли, впрочем, ПДС добиться не удается. Что же касается упомянутой выше Германской коммунистической партии, то она никогда влиянием не обладала, и, видимо, поэтому ПДС не стала с ней объединяться.

Среди демократических политических сил можно отметить еще партию «зеленых», которые первоначально  существовали как движение и приобрели  определенный вес благодаря своим  выступлениям в защиту окружающей среды. При воссоединении Германии к ним присоединились экологисты из восточной части страны. Движение, преобразованное в партию, получило название Союз Зеленые.

Необходимо отметить также некоторые  радикальные и экстремистские организации, которые у нас обычно относили к правой части политического  спектра, но достаточных оснований для этого не видно. Это организации националистического характера. Одно время имела определенный успех Национал-демократическая партия, но сейчас, похоже, ее заместила партия Республиканцы, которая возникла в 1983 г. в Баварии и активно выступает, в частности, против иммигрантов, будучи склонна временами прибегать к насилию.

 С 1958 г. действует специфическое политизированное общественное объединение — Союз изгнанных (около 2,5 млн. членов), .который объединяет немцев, выселенных после Второй мировой войны с территорий, отошедших от Германии к другим странам, а также с территорий некоторых сопредельных стран. Союз неоднократно выступал с реваншистскими притязаниями.

 В стране насчитываются около  700 союзов и иных объединений  молодежи, среди которых наиболее влиятельны Объединение политической молодежи и Германское федеральное молодежное объединение. Некоторые молодежные союзы примыкают к политическим партиям: Юнге унион (Молодой союз) — к ХДС, Молодые социалисты — к СДПГ, Молодые либералы — к СвДП.

Британская двухпартийная система  не изгоняет иные партии с политической арены, и общее число партий, участвующих в парламентских выборах и получающих обычно некоторое число мандатов в Палате общин, подчас превышает десяток. С середины 70-х гг. наметился процесс перегруппировки политических сил, выразившийся в расслоении традиционных партий, образовании новых партий, их объединении друг с другом и с отколовшимися частями старых партий. Так, в 1977 — 1978 гг. парламентская фракция Лейбористской партии, не имевшая большинства в Палате общин, блокировалась с фракцией Либеральной партии. После создания в начале 80-х гг. избирательного блока Либеральной и Социал-демократической партий, выступавшего на парламентских выборах 1983 и 1987 гг. под названием Альянс (собрал соответственно 25,4 и 23 % голосов), существовала возможность преобразования двухпартийной системы в многопартийную. В ходе предвыборной кампании 1992 г. социал-либеральные демократы, чьи шансы оценивались достаточно высоко, выражали готовность вступить в правительственную коалицию с любой партией, которая примет их условия (переход к пропорциональной избирательной системе и увеличение расходов на образование). Объединения, однако, не произошло, и консерваторы сохранили безраздельную власть, заметно оторвавшись от своих противников вплоть до выборов 1997 г., когда они потерпели сокрушительное поражение от лейбористов. Тем не менее нельзя не признать, что существуют предпосылки для преобразования двухпартийной системы во многопартийную или, скорее, в «двух-с-половиной-партийную» германского образца.

Консервативная партия прочно занимает правый фланг политического спектра. Это крупнейшая партия страны, насчитывающая  около 2 млн.членов. Она относится  к организационно неоформленным, и  ее структуру образуют парламентская фракция, ежегодная партийная конференция, центральный совет и исполнительный комитет, 11 региональных организаций и 651 (по числу избирательных округов по выборам в Палату общин) ассоциация избирателей. Наиболее влиятельна в партии парламентская фракция, которая до 1974 г. избирала лидера партии (ныне это делает ежегодная конференция). В составе конференции все депутаты Палаты от партии, все состоящие в ней члены Палаты лордов и 150 представителей региональных организаций. Формально любой член фракции, заручившись рекомендациями еще двух депутатов, может выставить на конференции свою кандидатуру для избрания лидером партии, который в случае победы на парламентских выборах становится Премьер-министром. Избираемые конференцией центральный совет и исполком заметной роли в партийной жизни не играют. Каждая региональная организация также создает совет и исполком, при которых действует назначаемый центром аппарат. В каждом избирательном округе действует местная ассоциация, насчитывающая примерно 2,5 тыс. человек, а также местные органы Союза молодых консерваторов, женской, профсоюзной организаций и консервативного политического центра.

Формально партия не имеет постоянной программы. Ее роль выполняют предвыборные манифесты, в которых излагается программа предстоящей деятельности Правительства в случае победы консерваторов на выборах. Политическая платформа консервативной партии характеризует ее как типично правую. Внутри партии существует несколько политических течений. С конца 70-х годов доминирующим стало влияние «новых» тори, в результате чего партия резко усилила внимание к либеральным ценностям, поставив во главу угла своего политического курса идеи свободного рынка, «динамичной экономики, денационализации, демократии собственников», сокращение неэффективного производства. В сфере внешней политики партия тори выступает за ядерное сдерживание, укрепление НАТО, сохранение значительной самостоятельности Великобритании в рамках Европейского союза.

В XX в. партия была правящей в общей  сложности около 50 лет (по состоянию на 1997 г.): с 1895 по декабрь 1905 гг., с октября 1922 по январь 1924 гг., с ноября 1924 по июнь 1929 гг., с мая по июль 1945 гг., с октября 1951 по октябрь 1964 гг., с июня 1970 по март 1974 гг. и с мая 1979 по 1997 гг.

Лейбористская партия находится в  левой части политического спектра, имеет социал-демократический характер. Она была создана для обеспечения  избрания в Парламент представителей рабочих. В 1995 г. в устав партии были внесены существенные изменения, направленные на расширение социальной базы и модернизацию идеологической платформы, что отражает общемировую тенденцию к центрированию политических партий. В частности, положения ст. 4 устава, где заявлялось о стремлении партии к созданию общей собственности трудящихся на средства производства, были заменены определением Лейбористской партии как партии, программной целью которой является построение общества с динамичной экономикой, справедливым и демократическим устройством и здоровой окружающей средой.

Информация о работе Политические партии и политические системы зарубежных стран