Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Otechestvennoy_Kultury (1).docx

— 251.81 Кб (Скачать файл)

1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 277.

2  История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982, с. 111.

Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело создание новых институтов в системе Академии наук. В области  высшей школы важным достижением   было   коренное    изменение социального состава учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда образование получали в основном представители привилегированных классов, в 20-е годы подавляющее большинство  учащихся – представители сельской и рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В 1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%, крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной демократизации состава студенчества.1

Не меньше внимания уделяет  Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление  культурной революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной работе  «более миллиона культармейцев».3

_________________

1 История СССР в 2-х  т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 248.

3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение», 1983, с. 249.

 

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1  Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в борьбе за просвещение.2  Особенно сложной была работа в деревне, где неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

Препятствием на пути к  всеобщей грамотности был классовый  враг – кулачество, использовавшее в своих интересах темноту  и невежество масс, бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

__________________________________

1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с. 139.

2 История СССР с древнейших  времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.: «Наука», 1967, с. 632.

3 История СССР с древнейших  времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.: «Наука», 1967, с. 634.

В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются  положительно.    К 1932 г.   подавляющая часть взрослого населения   СССР научилась читать и писать. Хотя в целом по стране  успехи преодоления неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1

Наряду с проблемой  неграмотности ряд историков  отмечает еще целый ряд важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2  Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием, борясь  против  малейших   попыток   оторвать   ее   от   задач

 

20)  Русский постмодернизм во многом продолжает искусственно прерванную динамику модернизма и авангарда – и стремление «вернуться» в Серебряный век, или, точнее, возродить его, определяет многие специфические отличия русской модели этого направления от западной. Однако по мере своего развития русский постмодернизм все осознаннее отталкивается от такой важнейшей черты модернистской и авангардистской эстетики, как мифологизация реальности.

В модернизме и авангарде  создание индивидуального поэтического мифа, всегда опирающегося на некие  авторитетные архетипы и модели, означало создание альтернативной реальности, а точнее, альтернативной вечности – преодолевающей бессмыслицу, насилие, несвободу и кошмар современности. Миф представлял высшую и лучшую форму бытия еще и потому, что  он был создан свободным сознанием  художника и тем самым становился материализацией индивидуальной концепции  свободы. Постмодернизм нацеленно разрушает любые мифологии, понимая их как идеологическую основу власти над сознанием, навязывающей ему единую, абсолютную и строго иерархическую модель истины, вечности, свободы и счастья. Начиная с критики коммунистической мифологии (соц-арт в изобразительном искусстве, а затем и концептуализм в литературе), постмодернизм довольно скоро переходит к критике мифологических концепций русской классической литературы и русского авангарда, а затем и мифов современной массовой культуры. Однако, разрушая существующие мифологии, постмодернизм стремится перестроить их осколки в новую, неиерархическую, неабсолютную, игровую мифологию – так как писатель-постмодернист исходит из представления о мифе как о наиболее устойчивом языке культурного сознания. Таким образом, стратегию постмодернизма по отношению к мифу правильнее будет определить не как разрушение, а как деконструкцию, перестраивание по иным, контрмифологическим, принципам.

В конечном счете, важнейшая  из постмодернистских стратегий  может быть определена как диалог с хаосом. В принципе, постмодернизм  продолжает искания модернизма. Но если в модернизме хаосу жизни  был противопоставлен космос творчества, искусства, культуры, то постмодернизм  начинается с убеждения в том, что любая, даже самая возвышенная  модель гармонии мира не может не быть утопией. А утопия неизбежно стремится  трансформировать реальность с помощью  идеала и идеологии, и, следовательно, порождает симуляцию реальности: пример коммунистической утопии не оставлял никаких иллюзий на этот счет. Симуляция  же уничтожает реальность, оставляя взамен пустоту и хаос. Но хаос симулякров состоит из осколков различных языков культуры, языков гармонии, которые  звучат вразнобой, перекрывая друг друга, и с которыми писатель-постмодернист вступает в диалогические отношения.

Принципиальная новизна  такой стратегии состоит в  том, что постмодернизм воплощает  художественно-философскую попытку  преодолеть фундаментальную для  культуры антитезу хаоса и космоса, переориентировать творчество на поиск  компромисса между этими универсалиями. Диалог с хаосом в конечном счете, в своем пределе, нацелен именно на такой поиск. В связи с постмодернизмом возможно говорить о философии «хаосмоса» (Д.Джойс) – хаоса, способного к саморегуляции и самоорганизации, хаоса, способного сохранять и даже порождать внутри себя нетрадиционные, неустойчивые, подвижные, неабсолютные и неиерархизированные культурные порядки

Хаос – не негативная категория в постмодернизме, но максимальное выражение открытости. Лауреат Нобелевской  премии, химик Илья Пригожий, один из тех, кто заложил основы современных  естественнонаучных представлений  о комплексной

динамике, или, иначе говоря, «теорий хаоса», дает такое философское  определение хаоса: в состоянии  хаоса активность системы «может быть определена как противоположность  безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия (…) все  возможности актуализируются и  сосуществуют и взаимодействуют  друг с другом, а система оказывается  в одно и то же время всем тем, чем она может быть.

Более конкретным выражением этой стратегии является ориентация постмодернистской художественности на создание неустойчивых, нередко  внутренне конфликтных и даже взрывных гибридов, компромиссных образований  между как эстетическими, так  и онтологическими категориями, которые традиционно воспринимаются как антитетичные и несовместимые. Это могут быть парадоксальные «компромиссы» между смертью и жизнью (Битов, Ерофеев, Соколов), фантазией и реальностью (Толстая, Пелевин), памятью и забвением (Шаров), законом и абсурдом (Вик. Ерофеев, Пьецух), личным и безличным (Пригов, Евг. Попов, Кибиров), уходящим в вечность архетипом и пошлым стереотипом (Сорокин). Поиск онтологических сращений заставляет писателя-постмодерниста строить свою поэтику на неустойчивых эстетических компромиссах между низменным и возвышенным, глумлением и патетикой, целостностью и фрагментарностью, и т. п. Оксюморон становится главным структурообразующим принципом постмодернистской поэтики в той же мере, в какой (по Р.Я.Якобсону) романтизм и модернизм опираются на метафору, а реализм – на метонимию.

Концепция «симулякра и симуляции» лежит в основе исследования М. Н. Эпштейна «Истоки и смысл русского постмодернизма». В этой работе –  множество интересных наблюдений над  симулятивностыо соцреалистической культуры, полностью отождествившей реальность с идеологическими мифологемами. Эпштейн доказывает, что феномен «съедающей» реальность симуляции сохраняется и в постсоветской культуре. По мнению исследователя, русский постмодерн возникает как обнажение механизма этой неизжитой социалистической симуляции, как открытие пустоты под системой знаков. Особенно убедительно этот тезис подтверждается русским концептуализмом (соц-артом).

М. Эпштейн полагает, что  симулятивность вообще является доминантой русской культуры чуть ли не со времен крещения Руси князем Владимиром, и с этой точки зрения, по логике критика, уже соцреализм представляет собой «первую стадию перехода от модернизма к постмодернизму. Социалистический реализм – это постмодернизм с модернистским лицом, сохраняющим выражение абсолютной серьезности».

В большинстве случаев, невозможно говорить о прямом влиянии философии  деконструкции Жака Деррида на русских писателей-постмодернистов, однако определенные черты близости объясняются тем, что сама теория и практика Деррида в наиболее концентрированной форме выразила философский дух постмодернизма.

Такое понимание сближает постмодернизм с естественнонаучными  «теориями хаоса» (И. Пригожий, Б. Манделброт, М. Фейгельбаум и др.), которые нередко интерпретируются как основание новой научной парадигмы, или новой картины мироздания, вырастающей на основе открытий релятивности времени и пространства (в свою очередь оказавших колоссальное влияние на культуру модернизма).

21)  Культура СССР в послевоенное время

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей  стране. Невосполнимой трагедией  стало уничтожение практически  целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война  уничтожила навсегда многие памятники  культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах  катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам  высшей школы был преобразован в  Министерство высшего образования  СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В послевоенный период средняя  школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя  школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и  т.д. В начале 70-х начался переход  к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х  годов. В первой половине 80-х годов  школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная  обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах  значительно больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа  перестройки системы образования, в которой среднее образование  рассматривалось как базовое  для получения затем средне специального или высшего образования.

В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены  до 3 лет, после войны продолжительность  обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов  в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны были восстановлены  Академии наук в Западных республиках  Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней  Азии. В условиях холодной войны  перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К  началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между  США и СССР (правда, американцы нас  могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).

В конце 50-60-х годов осознание  того факта, что СССР вступил в  эпоху научно-технической революции  привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые  НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение  наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально  шок в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.

Информация о работе Политический режим