Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.
Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.
Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.
Подобные проработки в ещё большей степени затронули деятелей художественной культуры. В 1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше.
Время хрущевской «оттепели»,
сопровождавшееся борьбой против «культа
личности» Сталина, отнюдь не было таким
уж теплым. Многие деятели культуры
были реабилитированы, вернулись к
читателю и зрителю многие ранее
запрещённые произведения. В то же
время травля многих «несимпатичных»
и «непонятных» Хрущёву и его
приближённым писателей и художников,
музыкантов и режиссеров продолжалась.
Среди них оказался Пастернак, которого
заставили отказаться от Нобелевской
премии. И всё-таки в конце 50-х, начале
60 годов сделано было много. Здесь
и открытие Московского кинофестиваля,
и участие наших
Немалую роль в достижении
Победы сыграли деятели науки
и искусства. С первых дней войны
литература стала важнейшим идейным
и духовным оружием в борьбе с
врагом. Многие писатели в качестве
военных корреспондентов
В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются».
В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).
С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева.
Но 70 – 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.
Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.
В конце 60-х, когда прикрыли
КВН на телевидении, во всех вузах
играли в КВН, а затем появились
СТЭМЫ и их фестивали, а затем
любительские театры и театры-студии.
Самым известным студенческим театром
был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец,
театры – студии, театры поисковые,
полулегальные, как правило, снимающие
подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики
всегда были переполнены, вход бесплатный,
но шапка по кругу. Эти театры уже
не были любительскими, в них работали
профессиональные актеры и режиссеры
вместе с единомышленниками
Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х.
«Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова.
Живопись в это время
оставалась как бы на обочине, не была
столь популярна. Официозная живопись
вызывала раздражение, другая была труднодоступной.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему
определяет соцреализм. Тема Великой
Отечественной войны нашла
В 1956 году в Ленинграде прошла
выставка «художника-коммуниста» Пабло
Пикассо, а следом – Фестиваль
молодежи и студентов в Москве
(1957) с художественным конкурсом, который
выигрывает никому неизвестный «маляр»
Анатолий Зверев, не несущий в своем
творчестве никаких признаков «
В советском искусстве
началась смена поколений. В художественных
кругах в присутствии партийных
руководителей на выставках и
встречах начинают вестись робкие поначалу
разговоры о специфике
В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.
«Другое искусство» стремилось
объединить предметное искусство модернизма
и наработки абстракционизма, опыт
авангарда 20-х годов, но это течение,
отличающееся своей непримиримостью
к партийной художественной политике,
объединял в своих рядах
С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.
Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.
Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет.
В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.