Политическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:58, реферат

Краткое описание

Сам термин "политический консультант" настолько расплывчат, что каждый высказывающийся на эту тему автор предлагает собственную дефиницию. При этом все определения содержат следующие ключевые понятия:
• профессионализм, противопоставляемый дилетантству и
ремесленничеству;
• технологии, владение которыми добавляет к качествам

Содержание

Основы политического консультирования
Политическое консультирование:
истоки, сущность, функции.

Вложенные файлы: 12 файлов

1_1_Politicheskoe_konsultirovanie_istoki_suschn.docx

— 22.73 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1_2_Tekhnologii_politicheskogo_konsultirovania.docx

— 21.76 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1_3_Strategia_v_politicheskom_konsultirovanii.docx

— 105.79 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2_1_Politichesky_konsalting_v_Evrope.docx

— 21.08 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2_2_Natsionalnaya_model_politicheskogo_konsalti.docx

— 19.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3_1_Praktika_primenenia_i_problemy_rossyskogo.docx

— 24.15 Кб (Скачать файл)
    1. Особенности политического консультирования в РФ
    1. Практика применения и проблемы

российского политического  консультирования

 

Прежде  всего, следует подчеркнуть, что  в России, как и в других странах, эффективная избирательная кампания становится существенным фактором электорального успеха, а развитие профессионального политического консультирования — правилом проведения кампаний.

Становлению отечественного политического консалтинга способствуют следующие факторы:

- размытость социальных границ и нестабильность партийно-политической системы, что объективно сужает ареал распространения социологической и партийно-идентификационной моделей электорального поведения и повышает значимость модели рациональной, расширяя тем самым возможности кампании, использования маркетинговых избирательных технологий;

- значительная (доходящая, по разным оценкам, до 50% от общего числа участвующих в голосовании) численность "плавающего" электората, центристского по своей политической природе, не имеющего стабильных идеологических симпатий иррационально - ориентирующегося на имидж кандидатов и темы кампаний;

- обретение представителями российской политической и политико-административной элиты навыков самосохранения и само воспроизводства, обеспечения собственных индивидуальных и групповых интересов посредством как включенности в организации электорального процесса, так и непосредственного участия в выборах с применением современных избирательных технологий;

- наличие политико-консультационных структур, функционирующих в различных организационных формах (независимые эксперты, институционализированные консалтинговые фирмы и холдинги, "демпингующие гастролеры" и т.д.);

Развитие профессионального  политического консультирования —один  из самых ярких показателей присутствия  нового стиля политической жизни  в России. Начиная с выборов 1989 г. в стране заявили о себе несколько десятков фирм, специализирующихся на изучении политического рынка, подготовке аналитических материалов, оказании имиджмейкерских услуг, осуществлении "паблик рилейшнз" и т.д.: "Никколо М" —Екатерина Егорова-Гантман, Игорь Минтусов; "PR —центр" —Владимир Руга; Центр прикладных избирательных технологий —Игорь Харичев; Институт политических исследований —Сергей Марков; Фонд "Политика" —Вячеслав Никонов; Центр политических технологий—Игорь Бунин; Центр стратегического анализа и прогноза -Дмитрий Ольшанский; Фонд "ИНДЕМ" —Георгий Сатаров; Фонд эффективной политики —Глеб Павловский; "Имидж-контакт"—Алексей Ситников и др.

Поскольку универсальных фирм в России не существует, то отдельные, специализирующиеся на выполнении определенных функций агентства  объединяются в консорциумы, холдинги и реализуют так называемые консолидированные  технологии.

Примером  холдинга являлась ИМА, объединяющая 9 компаний: ИМА-пресс (полиграфическая  продукция, дизайнерская работа); Агентство "Третья точка" — прямой маркетинг (директмейл, телефонный маркетинг); коммуникационное агентство "PRОПАГАНДА” —"паблик рилейшнз" и др. Другим консорциумом агентств является: Publicity ("паблик рилейшнз") —Renommee Prestige (формирование имиджа) —V-Ratio (экономическое консультирование, планирование и расчет ресурсов кампании).

Годовой оборот средств в российском электоральном  бизнесе достигает, по подсчетам  проф. Е. Шестопал, 1 млрд. долларов США, а количество рабочих мест, создаваемых в год выборов, достигает 200 тысяч*. Летом 1995 г. в России была создана Ассоциация центров политического консультирования с коллективным членством, а в 1997 г. —Общество вольных социальных технологов с индивидуальным членством.

Как видим, Россию не обходит  стороной закономерность демократического развития, согласно которой большое  влияние на характер, культуру, содержание и результаты кампаний оказывают  профессионалы.

Преодолевая немалые трудности, в стране  все же формируется цеховое сообщество политических консультантов и менеджеров —людей, символизирующих новый стиль политической жизни, важнейшим аспектом которого является политико-технологический подход к организации кампаний.

Процесс формирования профессиональных сообществ, как известно, идет и в других сферах — бизнесе, журналистике, юстиции: вырабатываются принципы, нормы и ценности не зависимой от государства интеллектуальной профессиональной деятельности, в рамках которой только и можно сформировать специалиста высокого класса.

Почему в российской политике формирование профессионального сообщества консультантов  особенно важно?

Во-первых, потому, что слишком часты еще случаи подтасовки результатов исследований рынка — социологических и экспертных опросов, на материалах которых определяются рейтинги политиков. В условиях бурного роста числа кандидатов, многие из которых располагают солидными финансовыми возможностями, велика опасность появления "карманных социологов", лжеконсультантов — кустарей или откровенных шарлатанов, берущихся делать "кампании под ключ" и обеспечивать "стопроцентную победу" на выборах.

Во-вторых, не менее велика опасность достаточно профессионального обслуживания консультантами политических экстремистов и/или ставленников мафии.

В специфических  условиях России всеядность консультантов  может дорого обойтись обществу. Понимая  это, уважающий себя профессионал предварительно выяснит, какова политическая ориентация кандидата —солидная служба с представителем экстремистской партии работать не будет. "Можете быть уверены,—подчеркивали в одном из своих интервью директор центра "Никколо М" Екатерина Егорова-Гантман, — что ни одна из фирм, входящих в Ассоциацию центров политического консультирования, не станет иметь дело, например, с фашистами. Мы работаем только с демократами и центристами".

Совершенно  прав в этой связи профессор Марк Рац, подчеркивающий настоятельную необходимость формирования такого политологического сообщества консультантов, которое бы отвергало всякого рода экстремистов и маргиналов, и напротив - втягивало бы в орбиту своего действия все здоровые политические силы, дорожащие такими ценностями, как свобода, демократия, гражданское общество и правовое государство. Если существует политика как наука и искусство профессионального государственного и политического управления, если существует конкурентная политическая среда — многопартийность, выборы  в представительные и законодательные учреждения, то неизбежно возникает и потребность в профессионально грамотной организации политического процесса —причем не только во время выборов, но и после них.

Россия  пока страдает не избытком, а недостатком профессиональных и порядочных консультантов, особенно в провинции. Потребность в регулировании рынка консалтинговых услуг, повышении правовой и политической культуры всех без исключения субъектов электорального процесса, обеспечении текущей политической деятельности добротными концепциями и программами, внутренне непротиворечивыми идеологиями становится в нашей стране все более ощутимой.

Опыт  России, как и опыт Франции, показывает, что объективным ограничителем возможностей политического консалтинга является отсутствие того, что называют «обществом глобального консенсуса».

Когда соперничают не радикально противоположные, а близкие друг другу программы и лозунги, тогда и могут проявить себя "тонкие" политические технологии.

До тех  пор, пока выборы в России не превратятся в рутинную демократическую процедуру, не травмирующую психику граждан, не заставляющую их делать очередной «исторический выбор», роль консультантов в электоральном процессе будет если не скромной, то достаточно специфической.

Однако  и в настоящее время политическое консультирование, грамотное проведение кампаний являются весомым фактором электорального успеха в современной России.

Понимают  это не только теоретики, но и практикующие политики. Однако, последним такое понимание дается с трудом.

Серьезной проработки на российском материале  требуют проблемы стратегического  планирования и коммуникационной политики избирательных кампаний. В массе  своей российский политический класс  и представители политического  консалтинга пока не владеют наукой определения тем кампании, содержание и формы «послания», слогана кандидата, создания коммуникационных образцов мирового уровня при проведении федеральных  и региональных избирательных кампаний.

Непонимание того, какую роль в условиях «сплошной многопартийности» играет емкое «послание» избирателям, удачно найденная тема, единственно верный лозунг, имидж кандидата, характерно для большинства наших политиков. Ведь на талантливом, содержательном лозунге иногда держится вся коммуникационная стратегия кампании.

Технологии, включая антимаркетинговые, сегодня  являются ключом к успешной современной  избирательной кампании. Сам термин популярным сегодня не назовешь: говоришь "технология", подразумеваешь: грязный  и черный пиар, жульничество, игру без  правил и другие малопочтенные и  осуждаемые общественной моралью деяния.

Со временем будет, конечно, восстановлено непредвзятое и не омраченное негативным личным опытом отношение к технологиям.

Все употребляемые  сегодня технологии —PK, маркетинг; реклама, промоушен, равно как и  пережившая многие поколения политиков  пропаганда, — не более чем инструменты, которым с легкостью приписываются свойства людей, их использующих.

Употребляя  популярное выражение — "грязные" технологии политологи и журналисты часто упускают из виду различие, существующее между действительно "грязными", противоречащими Уголовному кодексу  способами предвыборной борьбы(фальсификацией результатов выборов, клеветой, шантажом, угрозами, покушениями и проч.) и  технологиями манипулятивными, без  которых серьезной борьбы быть не может так же, как военное сражение или спортивный матч нельзя выиграть без военных или спортивных хитростей.

Известными приемами манипултивных  избирательных технологий являются:

- раскрутка оппонента ради создания негативного фона, на котором ваш кандидат покажется ангелом;

- провоцирование преждевременного пика популярности оппонента, фальстарта;

- рассредоточение электората противника для голосования "вразброс" (клонирование "двойников", провоцирование раскола в рядах оппозиционной партии);

- борьба с противником № 1 за счет усиления противника № 2;

- использование административных рычагов (контроль за деятельностью избирательных комиссий со стороны местной власти; избирательный подход избирательных комиссий к разным кандидатам; "нажим" местной власти на избирателей и проч.).

Многочисленные  и во многом справедливые сетования  на «грязный» характер российских политических кампаний не должны заставлять нас  забыть одну простую истину: не нужно драматизировать ситуацию с компроматами и информационными войнами. Из политики нельзя удалить борьбу. А борьба не всегда ведется на почве программ или идей. Если между конкурентами нет принципиальных идейно-политических разногласий, жди, что соперники «перейдут на личности» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Получить  власть в России, где так сильна привычка к закулисной передаче власти путем сговора элит и нет привычки к открытой публичной политике, очень  непросто. Поэтому вполне прогнозируемой должна была быть даже не борьба, а война  компроматов, фельетонов, анекдотов, демонстрация смешных сторон «крупных политиков».

По сравнению  с тоталитарной традицией физического  устранения политических противников  это все же шаг вперед.

Рассмотрим  на примере «Единой России» работу политического консультирования российских  специалистов, и ее политический имидж  в контексте региональных «кампаний» в период 2005-2007 гг.

 


3_2_Politichesky_imidzh_Edinoy_Rossii_v_kontex.docx

— 168.12 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Otvety_k_zachetu_po_UOO.doc

— 601.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Политическое консультирование