Правовой статус политических партий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:27, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи:
1 Дать понять политической партии.
2 Определить виды политических партий.
3 Выявить функции политических партий.

Содержание

Введение
1 Политические партии: понятие, виды, функции
1.1 Понятие и генезис политических партий
1.2 Классификация политических партий
1.3 Функции политических партий
2 Конституционно – правовой статус политической партии
2.1 Законодательство о политических партиях. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»
2.2 Создание и ликвидация политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий
3 Финансирование деятельности политических партий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Примерная работа.docx

— 93.80 Кб (Скачать файл)

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.).

Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права и изменение социально-классовой структуры общества. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных населения (экономических или национальных). Именно в этом виде политическая партия представляет собой интерес для юридической науки и выступает объектом изучения.

Ускоренная модернизация советского общества, начатая в середине 80-х годов, не могла не затронуть политическую сферу. «Система власти работала в одном направлении - сверху вниз, обратная связь была слаба. Пробуждение общества, раскрепощение личности, раскрытие человеческого потенциала, ставшие условием выживания страны, требовали политической реформы»[4].

Переход России к демократии начался в середине горбачевского правления. Михаил Горбачев сделал ряд шагов по либерализации, включая свободу слова, выборы и новые отношения между Коммунистической партией и Союза Советских Социалистических Республик. Как глава тоталитарного государства он пытался навязать эти реформы сверху. «Появление более или менее свободно избранных парламентов в 1988 - 1989 стало мощным толчком к разрушению прежней системы, поскольку лишило партию ореола незыблемости и нерушимости. Многопартийность в современной России началась весной 1990 года, после отмены шестой статьи Конституции»[5] - о руководящей и направляющей роли КПСС.

Неотъемлемым элементом жизни России стал политический плюрализм, существование групп интересов и объединений, выражающих различные взгляды, как на текущую политику, так и на экономическую и социальную. Политическое поле перестало быть единообразным монолитом. И это одна из важнейших предпосылок движения общества к нормальному и цивилизованному состоянию. В условиях политического многообразия и постоянного движения интересов расширяются возможности выживания малых групп, и увеличивается относительная свобода действий индивидов. В этот период появилась необходимость на законодательном уровне урегулировать развивающиеся общественные отношения.

Законодательство об общественных объединениях начало складываться в Российской Федерации в девяностых годах, хотя в отдельных правовых актах, регулирующих развитие культуры, искусства, образования, здравоохранения, социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах, в противоположность государственным или частным.

«Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей указанных в уставе общественного объединения»[6].

С 1990 года по 1995 год действовал Закон Союза Советских Социалистических Республик «Об общественных объединениях», упростивший процедуру регистрации и расширивший перечень законодательно признаваемых объединений от политических партий до благотворительных фондов. Этот закон укрепил правовую основу личных неимущественных прав граждан в сфере политической и общественной жизни («право граждан на объединение»)

1995 год стал переломным  в решении вопросов правового  обеспечения статуса и деятельности  некоммерческих организаций; в течение  этого года Государственная Дума  первого созыва принимает пять  документов в данной области, один из которых - закон «Об  общественных объединениях». Этот  закон долгое время оставался  единственным законодательным актом, регулирующим деятельность политических  партий.

Попытки принять специальный закон «О политических партиях» в 1995 году успехом так и не увенчались.8 декабря 1995 года, после двухлетней ожесточенной борьбы между левыми и правыми, Государственная Дума одобрила этот законопроект, но в феврале 1996 он был отклонен Советом Федерации. В августе 2000-го Владимир Путин поручил Центризбиркому создать для подготовки нового законопроекта рабочую группу с участием представителей Центральной избирательной комиссии, Кремля и Государственной Думы.

Согласно закону "Об общественных объединениях" 1995 года политические партии оказывались в одном ряду с прочими организациями, созданными по инициативе граждан, за исключением религиозных, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Также закон распространяется на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений (организаций, отделениях или филиалов и представительств) иностранных неправительственных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно положениям Закона от 1995 г., политическая партия должна была иметь не менее пяти тысяч членов. В отличие от общественных объединений, членами партии не могли быть иностранные граждане или лица без гражданства, а также коллективные члены: трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, объединения граждан. Устанавливается возрастное ограничение для членов молодежных организаций при политических партиях: ими могли быть граждане, достигшие четырнадцатилетнего возраста.

Политические партии и политические движения выделялись как самостоятельные виды общественных объединений (статья 4 и 9 закона «Об общественных объединениях»). Политические партии рассматривались как общественные объединения, которые участвовали в политической жизни общества, в организациях и осуществлении государственной власти, в выборах. Но при этом закон об общественных объединениях представлял всем общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности право участвовать в избирательных компаниях «при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах»[7] (но эта оговорка не имеет практического значения – любое объединение могло включить такое положение в свой устав).

Кроме этого, существовало право профсоюзов «участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации»[8], поэтому, как показали парламентские выборы 1993 и 1995 года, профсоюзы входили в избирательные блоки совместно с политическими партиями, а иногда даже выступали в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Поэтому принятие федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года послужило значительным отграничением политических партий от иных видов общественных объединений.

Что же мы имеем на сегодняшний день? «Размышляя о российском политическом плюрализме, можно констатировать факт, что его развитие заморожено»[9]. Тому есть несколько причин: и разочарование масс в существующих партиях, и неоформленность социальных интересов, и само построение политической системы, в рамках которой парламент лишен самостоятельности, и тот факт, что процесс принятия решений передвинут в теневые центры, что усиливает роль групп влияния, а не партий и общественных движений.

Следует отметить и то, что «члены партий не контролируют своих представителей, партии в своем большинстве (кроме Коммунистической Партии Российской Федерации, Либерально Демократической Партии России и несколько других) не контролируют свои парламентские фракции»[10]. Общество не чувствует отдачи.

Так что в определенной степени можно сделать вывод об имитации политического плюрализма. Со своей стороны власть не нуждается в механизмах оформления интересов отдельных социальных слоев. Скорее напротив, она заинтересована в продлении полусонного состояния общества, в сохранении аморфности социальной ткани.

1.2 Классификация политических партий

Существует множество критериев классификации политических партий, что придает определенную значимость тем или иным элементам правового статуса политической партии. Значение классификации заключается в том, что она помогает законодателю более точно сформулировать требования, предъявляемые к условиям и порядку создания и прекращения политической партии, к их организационной структуре и деятельности в различных условиях.

До недавнего времени в России действовало более шестидесяти партий. Они имели статус региональный и республиканский. Теперь в соответствии с законом о политических партиях такого деления не существует: республиканские партии должны иметь региональные представительства, отделения.

В современном мире существует множество типов партий, которые различаются по идеологии.

Первую группу составляют следующие виды партий:

Идеология, программа и политика которых направлена на «утверждение и совершенствование различных форм социальных отношений в рамках техническо-научного буржуазного постиндустриального общества»[11]. По способам достижения программ, целей, выделяющихся в этой группе:

- право - консервативные;

- центристские;

- либерально-реформистские.

Изначально эти партии защищали интересы банкиров, промышленников и так далее, «в настоящее время они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и трудящихся масс, наемных работников, ибо без их поддержки невозможно победить на выборах либо сохранить позиции в системе»[12]. Многие из них являются общественными движениями.

Вторую группу составляют партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса:

- коммунистические партии;

- социалистические партии;

- социал-демократические  партии;

- лейбористские партии.

Основными позициями вышеперечисленных партий являются: достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и эксплуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир. Эти партиинеоднородны. Среди них выделяются: партии правого полка, которые близки к курсу буржуазно-либеральных партий; центристские, левоцентриские - они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, то есть множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикальные партии - Российская рабочая партия, Социалистическая партия трудящихся. Они опираются на марксискую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня.

Партии этого типа появились в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования при поступлении в партию, а также детальная регламентация их деятельности внутри структуры партии, строгая партийная дисциплина. Если такая партия приходит к власти, то она превращается в номенклатурную партию.

Наиболее адекватным критерием классификации партий считается критерий среды деятельности, на основе которого выделяют:

1) моносредние партии, они ограничивают свою деятельность одной социальной средой, интересы которой они представляют в сфере политики; 2) всеобщие партии, их деятельность ориентирована на обще социальную цель и не ограничивается стремлением обрести влияние в каком-то одном слое, группе; 3) промежуточные партии, концентрирующие деятельность прежде всего в одной среде, но ориентированы на поиски влияния и поддержки в других социальных общностях.

В соответствии с характером партийных доктрин партии можно классифицировать на:

1) реакционные – цель  которых является частичной или  полной возврат к структурам  предшествующих этапов развития  общества;

2) консервативные – стремящиеся  к стабильному сохранению основных  признаков существующей действительности;

3) революционный – стремящиеся к качественной реструктурализации общества;

4) реформистские – ориентированные  на существенные количественные  преобразования общества, но с  сохранением его основных структур.

По критерию организационной структуры партии делятся на:

1) централизованные партии  – иерархически организованные  сильным руководящим центром, формирующим  и проводящим в жизнь единую  программу и осуществляющим формализованную  дисциплину в партии;

2) кадровые партии –  не многочисленные партии, содержащие  в своих рядах менее 10% электората;

3) массовые партии –  имеющие в своих рядах более 10% электората;

4) партии с точными и  формально определенными принципами  членства;

5) партии со свободным  членством.

Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.

Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), «а для того чтобы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии»[13]. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата, то есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Информация о работе Правовой статус политических партий в Российской Федерации