Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:27, дипломная работа
Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи:
1 Дать понять политической партии.
2 Определить виды политических партий.
3 Выявить функции политических партий.
Введение
1 Политические партии: понятие, виды, функции
1.1 Понятие и генезис политических партий
1.2 Классификация политических партий
1.3 Функции политических партий
2 Конституционно – правовой статус политической партии
2.1 Законодательство о политических партиях. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»
2.2 Создание и ликвидация политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий
3 Финансирование деятельности политических партий
Заключение
Список использованных источников
В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.
Рассмотренная правовая регламентация порядка образования, ликвидации и приостановление деятельности политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широком правом регулировании этих вопросов. Эта регламентация преследует две основные цели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам демократического правового государства. «В ряде стран это требование соблюдается далеко не последовательно, (особенно в отношении адекватности ограничительных репрессивных средств)»[37]. Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского законодательства о политических партиях характерна тенденция к установлению данного соответствия.
2.3 Права и обязанности политических партий
Важная роль деятельности политических партий обуславливает объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны – «гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы»[38] Последнее подчеркивается, например, в конституции Словакии. Так статья 31 содержит общее положение о том, что «законодательное регулирование всех политических прав и свобод, их толкование и использование должны создавать возможность для свободного соперничества политических сил в демократическом обществе и его защиты»
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе:
а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законом;
в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в то числе с правами юридического лица, принимать решения о реорганизации и ликвидации;
д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
ж) пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации;
з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством. Уставы политических партий содержат и другие положения, например глава 3 устава «Союза правых сил» содержит, следующие права партии:
- выступать с предложениями
по различным вопросам
- передавать структурным подразделениям имущество для реализации целей и уставных задач Партии;
- представлять и защищать
свои права и законные
- участвовать в избирательных
кампаниях в соответствии с
федеральными законами и
Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них и обязанности. Чаше всего в законодательстве зарубежных стран они формулируются в самом общем виде, в Федеральном законе Российской Федерации «О политических партиях» они носят более конкретный характер. В соответствии с 27 статьёй политическая партия обязана:
а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
б) ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов её региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица (то есть, зарегистрированные структурные подразделения);
в) допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (съезды, конференции, общие собрания);
г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии на указанные мероприятия;
д) политическая партия и её региональные отделения ежегодно представляют в регистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, её региональными отделениями и иными структурными подразделениями (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списков кандидатов в депутаты.
Указанные обязанности носят далеко не декларативный характер, за их несоблюдение предусматривается юридическая ответственность в виде приостановления деятельности политической партии, которая может привести к ликвидации.
Уставы политических партий содержат права и обязанности членов партии.
Если суммировать положения законодательства, то можно выделить два основных вида прав и свобод политических партий: во-первых, это политические: право участвовать в формировании и деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода организации массовых мероприятий; право свободного доступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои; право создавать с другими политическими партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и их международными объединениями. Во-вторых, имущественные права: право собственности; право заниматься разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах.
Все права политических партий являются коллективными, хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.
3 Финансирование
деятельности политической
Для политической партии крайне важным является вопрос финансирования. Причем в широком смысле он может включать в себя все права и обязанности, связанные с получением средств, их расходованием, а также владением и осуществлением операций с имуществом, ведением хозяйственной деятельности.
????Сегодня существует законодательство, в котором четко прописаны вопросы финансирования деятельности партий и непосредственно избирательных кампаний разного уровня: это, прежде всего : Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общественных объединениях", а также Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О выборах Президента Российской Федерации"
, Федеральный закон «О политических партиях» (от 11.07.01).
В соответствии с законом «Об общественных объединениях» общественным объединениям предоставляется право владеть земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилищным фондом, транспортом, оборудованием, инвентарем, имуществом культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежными средствами, акциями и другими ценными бумагами. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»: «в собственности политической партии может находится любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии»[40]
Проанализировав существующее законодательство, учитывая Федеральный Закон «О политических партиях», можно сделать вывод, что он весьма ограничивает финансово-хозяйственную самостоятельность партий.
С точки зрения формального владения имуществом и ответственности по своим обязательством законодательство определяет юридическим лицом центральный аппарат партии, представляющий объединение в целом. Таким образом, именно центр владеет имуществом и распоряжается им. Но новый закон, при сохранении статуса юридического лица за центральным аппаратом, говориться о том, что «региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом»[41]
??????Подробного рассмотрения требует регламентация предпринимательской деятельности общественных объединений. В настоящее время общественные организации вправе создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. (Закон «Об общественных объединениях» Гл. IV, Ст.37). Доходы должны использоваться только для достижения уставных целей объединения, при этом с них должны быть уплачены все необходимые налоги.
Закон «О политических партиях» запрещает партиям вести какую-либо предпринимательскую деятельность, кроме издательской деятельности (для пропаганды), продажи имеющегося в собственности движимого и недвижимого имущества, а также продажи сувениров с символикой партии.
Следует отметить, что в условиях удорожания избирательных кампаний и достаточно скудного государственного финансирования предпринимательская деятельность партий являлась одним из основных источником дохода общественных объединений. Кроме всего прочего, дочерние коммерческие структуры могут быть использованы партиями в качестве канала получения средств в обход установленных в законе ограничений. Таким образом, значительное ограничение прав на создание коммерческих организаций и ведение предпринимательской деятельности может нанести ощутимый ущерб партиям.
В том, что касается непосредственного финансирования деятельности партий, существующее законодательство предусматривает возможность получения объединениями пожертвований от физических и юридических лиц. Но при этом существуют ограничения. Напомню, что, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения;других не запрещенных законом поступлений. Закон «О политических партиях» на эти поступления устанавливает значительные ограничения. Совпадают пункты, посвященные членским взносам и пожертвованиям, однако говорится, что средства могут поступать еще и «от мероприятий, проводимых политической партией, а также доходов от издательской и иной деятельности, соответствующей целям и задачам, предусмотренным уставом и программой политической партии». Однако, как было сказано выше, новый закон устанавливает значительные ограничения на предпринимательскую деятельность.
Информация о работе Правовой статус политических партий в Российской Федерации