Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:27, дипломная работа
Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи:
1 Дать понять политической партии.
2 Определить виды политических партий.
3 Выявить функции политических партий.
Введение
1 Политические партии: понятие, виды, функции
1.1 Понятие и генезис политических партий
1.2 Классификация политических партий
1.3 Функции политических партий
2 Конституционно – правовой статус политической партии
2.1 Законодательство о политических партиях. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»
2.2 Создание и ликвидация политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий
3 Финансирование деятельности политических партий
Заключение
Список использованных источников
??????Кроме того, в нем содержатся ограничения на пожертвования, которые не должны превышать для юридических лиц – 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а для физических – 10.000 минимальных размеров оплаты труда за календарный год. При этом общая сумма ежегодных пожертвований не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда. Запрещаются пожертвования: от иностранных государств и иностранных юридических лиц; от иностранных граждан; от лиц без гражданства; от граждан Российской Федерации не достигших восемнадцати лет; от российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает тридцати процентов; от международных организаций; от органов государственной власти и органов местного самоуправления; от государственных и муниципальных предприятий; от юридических лиц, имеющих в своем уставном капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую тридцать процентов; от воинских частей; от благотворительных организаций; от религиозных объединений; от анонимных жертвователей, а так же от всех юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня внесения пожертвования.
Камнем преткновения может стать вопрос о государственном финансировании партий. В существовавшем законодательстве не предусматривалось прямое финансирование деятельности партий. Государство лишь вносило «определенную сумму в избирательный фонд того или иного объединения или кандидата в период предвыборной «гонки»»[42]. Также государство обеспечивало бесплатный доступ к основным средствам массовой информации. Формально на этом государственная финансовая поддержка политических партий ограничивается.
Закон «О политических партиях» предусматривает прямое финансирование деятельности партий. Финансирование партии производится в том случае, если на ближайших предыдущих федеральных выборах партийный список получил не менее трех процентов голосов и выдвинутый кандидат на пост Президента РФ получил не менее трех процентов голосов.
??????Финансирование осуществляется в следующем объеме: по результатам выборов в Государственную Думу партии ежегодно выделяется сумма в размере 0,002 минимального размера оплаты труда (на 1 марта предыдущего года), умноженного на количество избирателей, подавших на ближайших предыдущих выборах голоса за список этой партии. Такой же порядок расчета по результатам выборов Президента Российской Федерации, с той лишь разницей, что выплата происходит единовременно.
????Таким образом, суммарный объем денежных средств, выделяемых из государственного бюджета для финансирования политических партий, не должен быть меньше 0,002 минимального размера оплаты труда (на 1 марта предыдущего года), умноженного на количество избирателей в федеральном округе на момент последних федеральных выборов.
Закон «О политических партиях» приводит к значительному изменению структуры фондов политических партий. Вводимые ограничения на хозяйственную деятельность и владение имуществом могут серьезно усложнить деятельность политических партий. Исчезают не только каналы реального поступления денежных средств, но и потенциальная возможность диверсификации источников.
С другой же стороны, усиливается финансовая зависимость от государства. Казалось бы, ограничения на ведение предпринимательской деятельности могут быть компенсированы с помощью средств государственного бюджета, однако первоначально средства эти будут выделены наиболее успешным партиям и по результатам федеральных выборов, то есть после них, а не в период избирательной кампании. Хотя для крупных и пользующихся широкой народной поддержкой партий такая процедура является более или менее выгодной, для мелких партий, партий, которые не перешли трехпроцентный барьер на предыдущих федеральных выборах, а также для вновь появившихся партий закон может представлять непреодолимое препятствие.
Порядок цифр сохранится вплоть до увеличения минимального размера оплаты труда. Как видно из вычислений, суммы сравнительно небольшие. Однако не стоит забывать, что «государство может использовать для поддержки той или иной партии свои ресурсы, в том числе и пресловутый административный ресурс, и финансовую помощь»[43]. Таким образом, как нам кажется, одновременно с созданием формальной базы для ограничения финансовой и хозяйственной самостоятельности политических партий появляется возможность для более эффективной теневой поддержки. То есть сначала будут ослаблены все, а потом поддержаны наиболее перспективные, выгодные и необходимые партии.
В законе «О политических партиях» чётко прослеживается взятый правительством курс на укрепление вертикали власти. В частности, в нём выдвигается ряд жёстких требований к политическим партиям, которые значительно усложняют равно как финансовую, так и общественно-политическую сферы их деятельности.
Первое, что стоит отметить в Федеральном законе «О политических партиях», это статья 36. В ней прописано, что «политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти». Если также принять во внимание пункт 2 статьи 3, в котором устанавливается, что «в ней (в политической партии) должно состоять не менее десяти тысяч членов, при этом в каждом из региональных отделений должно состоять не менее ста членов политической партии», а такие региональные отделения должны быть размещены как минимум в половине субъектов Российской Федерации, то становится понятно, что власть хочетзначительно сократить количество существующих на данный момент политических объединений, так как, хотя на преобразование общероссийских политических общественных объединений в политические партии, в соответствии с пунктом 1 статьи 47 и даётся срок в два года, данным требованиям, на наш взгляд, смогут отвечать лишь те партии, которые уже сейчас находятся в Государственной Думе. Всё это, как нам кажется, призвано усилить государственный контроль над политическими партиями.
????Если рассмотреть по ближе главу 5 закона, в которой говорится о правах и обязанностях политических партий, то можно прийти к выводу, что власть заранее заготовила себе рычаги давления. В частности можно выделить статьи 30 и 37. Первая из них посвящена пожертвованиям политическим партиям, а «именно в такой форме, в последнее время, партии получают львиную долю своих доходов»[44]. В пункте 9 этой статьи устанавливается, что «сумма пожертвований, полученная политической партией от одного юридического лица в течение календарного года, не может превышать 100 000 минимальных размеров оплаты труда, установленный федеральным законом для исчисления оплаты труд на день внесения пожертвования, а от физического лица – 10 000 минимальных размеров оплаты труда». Так же стоит отметить подпункт н пункта 3 той же статьи, который оговаривает то, что «не допускаются пожертвования политическим партиям от юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования». Таким образом, власть значительно сокращает финансовые возможности политических партий.
В пункте 1 статьи 37 говорится об обязанностях партии принимать активное участие в выборах всех уровней. В частности, в течение 5 лет партия должна выдвинуть кандидата в президенты Российской Федерации, федеральный список на выборах в Государственную Думу, 12 кандидатов в депутаты Думы по одномандатным округам, девять кандидатов в главы субъектов федерации, а также кандидатов в 18 региональных парламентов и органы местного самоуправления 45 регионов. А в соответствии с пунктом 2 той же статьи «политические партии, не принимавшие в течение пяти лет участия в выборах в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подлежат ликвидации ».
Из этого, как нам кажется, можно сделать вывод, что власть рассчитывает на то, что политические партии будут совершать нарушения в финансовой части, тем самым у неё всегда будет возможность в любой момент наказать «неугодную» ей партию.
Помимо этого у власти есть формы давления, прописанные непосредственно в самом законе. В частности, в подпунктах б) и г) статьи 27 указывается, что политические партии обязаны «ежегодно публиковать отчет об использовании финансовых средств и иного имущества с указанием источников их формирования, обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; представлять по запросам регистрирующих органов решения руководящих органов и должностных лиц политической партии, а также годовые и квартальные отчеты в объеме, необходимом для представления в налоговые органы Российской Федерации». В пункте 2 той же статьи также говорится о необходимости фактического предоставления информации об участии в выборах в органы субъектов федерации и в органы местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. То есть партии фактически должны давать власти ежегодные отчёты о проделанной работе и о затраченных на это средствах.
Все сказанное о государственном финансировании позволяет сделать вывод, что в современном российском государстве оно все же является необходимым средством поддержки политических партий. Особенно важное значение это поддержка приобретает в посттоталитарных государствах где, как свидетельствует опыт, она способствует становлению и развитию многопартийной системы.
Действующим законодательством по существу регулируется только один вид специального финансирования - частичное возмещение избирательных расходов. При этом применяется как прямое, так и косвенное финансирование, принимая во внимание состояния экономики и существующей партийной системы, можно предположить, что в «ближайшей перспективе наврядли положительное решение получит вопрос о прямом общем государственном финансировании политических партий»[45], которое широко признанно в современных демократических государствах. И тем актуальнее становится применение многообразных видов косвенного государственного финансирования, которое не столь обременительно для бюджета.
Правовое регулирование политических партий характеризуется общностью ряда черт, которые в своей совокупности дают представление о тенденциях развития правовой регламентации финансовой деятельности партии в целом. К ним можно отнести следующие черты.
Во-первых, включение в число финансовых источников, из которых формируются ресурсы политических партий, государственного финансирования. Во-вторых, регламентация частного финансирования партий. В-третьих, законодательное разграничение в частном и государственном финансировании не целевого (общего) и целевого (специального) финансирования, что определяет существенное различие в их правовой регламентации. В-четвертых, ограничение расходов партий (это относится главным образом к их избирательным расходам). В пятых, ужесточение государственного контроля за всей финансовой деятельностью партий, создание специального правового механизма такого контроля. «Современное государство активно вмешивается в столь деликатную сферу, какой является финансовая деятельность политических партий, ранее практически находившееся вне его влияния»[46]. Масштабы такого вмешательства постоянно растут, усиливается его ограничительный характер.
Реалии политической жизни России, финансовая деятельность политических партий (и не только связанная с выборами) нуждается в тщательной регламентации, направленной на достижение тех же целей, которые преследует такая регламентация во все большем числе современных государствах.
Заключение
Сегодня в Российской Федерации действует множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе негосударственных организаций. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения.
Данная дипломная работа преследует следующую цель – разобраться каков правовой статус политических партий на сегодняшний день. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» является основным источником в этой работе. Его принятие было долгожданным и важным событием.
Настоящий закон, прежде всего, ввел юридическое понятие «политическая партия», раньше все вопросы, касающиеся деятельности политических партий рассматривались в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях». В настоящее время, в связи с принятием специального закона, происходит процесс превращения политических партий в правовой институт путем все более широкого регулирования правом комплекса отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью партий. Этот правовой феномен в отечественной и зарубежной науке конституционного права называется правовая институционализация политических партий.
Вместе с тем следует отметить, что нередко институционализация политических партий непосредственно связывается только с их правовым регулированием. Нельзя, однако, забывать, что партия – это прежде всего политический институт, то есть формализованная организация со всеми присущими ей признаками (определенная структура отношений, иеархия власти различных уровней, дисциплина членов и так далее).
Следовательно, понятие «институционализация политических партий» имеет более широкое значение: оно включает в себя так же и процесс создания формальной организации, которая осуществляется не правовыми, а партийными (корпоративными) нормами (устав, внутренний регламент).
В Конституции Российской Федерации не упоминается понятия «политической партии», оно включено в один из видов общественных объединений. На наш взгляд нет особой необходимости, регламентации института политической партии в рамках основного закона. Достаточным является факт наличия специального закона.
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» установил достаточно высокие требования к политическим партиям. Особенно в вопросах об образовании новых политических партий, а так же о реорганизации существующих партий.
На наш взгляд эти требования обоснованы, ибо, как показал опыт, без них в России существовало сотни политических объединений, которые по сути не представляли собой политические партии, а лишь носили такое наименование. Это были «карликовые партии», которые засоряли «политический олимп». Что касается крупных партий, то пока многие из них не соответствуют требованиям закона, это «Союз правых сил», «Яблоко», «Аграрная партия России» и другие. Но закон им дает время на приведение структуры, уставов, программ этих партий в соответствии с нормами закона. Этот срок определяется в Федеральном законе «О политических партиях» в десятой главе «Заключительные и переходные положения»: он равен двум годам со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Информация о работе Правовой статус политических партий в Российской Федерации