Правовой статус политических партий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:27, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи:
1 Дать понять политической партии.
2 Определить виды политических партий.
3 Выявить функции политических партий.

Содержание

Введение
1 Политические партии: понятие, виды, функции
1.1 Понятие и генезис политических партий
1.2 Классификация политических партий
1.3 Функции политических партий
2 Конституционно – правовой статус политической партии
2.1 Законодательство о политических партиях. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»
2.2 Создание и ликвидация политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий
3 Финансирование деятельности политических партий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Примерная работа.docx

— 93.80 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, партии различают еще в зависимости от партийного руководства:

1) партии коллективного  руководства;

2) партии коллективного  руководства, но с четко выраженным  верховенством лидера руководящей  группы, который концентрирует власть  в тех сферах, которые наиболее  существенны для функционирования  партии в целом;

3) партии вождистского типа, прежде всего влияние в обществе;

4) партии харизматического  руководства, при котором власть  сосредотачивается в руках лидера  в силу его авторитета в  партии либо в обществе;

5) партии консенсуального  руководства – является каналом  представительства интересов различных  социальных групп.

По месту и роли партий в политической системе общества они делятся на:

1) ориентированные на легальную борьбу за власть, ее осуществление и укрепление;

2) авторитарные партии - не  сливаются с государством, но  составляют основу политического  режима и пользуются его поддержкой;

3) парламентские партии - партии, предназначенные для избирательных  кампаний. Эти партии не имеют  фиксированного членства, партийных  билетов, обязательных членских  взносов, они формируются на основе  добровольных пожертвований частных  лиц, корпораций, общественных организаций, ассигнований госбюджета. Чтобы  принадлежать к таким партиям, достаточно поддержать на выборах  их кандидатов. Эти партии активизируют  свою деятельность в период  выборов в государственный аппарат, имеют компактную организационную  структуру и допускают фракционную  деятельность внутри себя. Огромную  роль здесь играет партийная  элита и фракция в парламенте.

4) партия-община (партия-клуб) - это массовая организация, где  граждане объединяются не по  принадлежности к какой-либо политической  платформе, а схожи и по общим  взглядам и интересам. Многие  из этих партий становятся  активными субъектами политики. Здесь минимум штатных работников, но их численность увеличивается  в период предвыборной кампании. Активные граждане работают на  общественных началах;

5) карманные партии - это  небольшие организации, которые  создаются несостоявшимися лидерами, под их программой для реализации  их эгоистических интересов. Они  не имеют строго очерченной  социальной базы. Члены находятся  под жестоким контролем и влиянием  со стороны лидера;

6) партии, ориентированные  на изменение или деструкцию  существующий политической системы;

7) ориентированные на поддержку  существующей элиты власти в  государстве. В этом случае партия  выступает в роли организатора  массовой поддержки центральным  структурам государственной власти;

8) общественные партии, как  правило, - это социально - демократические  партии, играющие организующую и  культурно - просветительскую роль. Выполнив свою задачу, партии  этого типа чаще всего преобразуются  или распускаются.

По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности политических партий:

1) партии – комитеты, являются  кадровыми. Это организационно –  «рыхлые» организации, «нотабелей», и первичные организации здесь просто отсутствуют;

2) партии – секции, имеют  разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии  с довольно жесткой внутренней  дисциплиной, но в то же время допускающие горизонтальные связи между низовыми подразделениями;

3) партии – ячейки, отличаются  еще более жесткой структурой, они создаются, как правило, на  рабочих местах(по производственному или территориально – производственному признаку). Внутри партийные связи носят по преимуществу «вертикальный характер»: «сверху» идут директивы, «снизу» - отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе;

4) партии – милиции, имеют  военизированную структуру с  его главной отличительной чертой  – принципам единоначалия. Такие  партии встречаются довольно  редко, примером являются террористические  организации (Афганистан), а также  некоторых стран, в которых десятилетиями  длится война (Ливан, Северная Ирландия).

Каждая партия создается для защиты интересов определенных социальных групп, а в свою очередь социальные группы поддерживают партии на выборах. Для завоевания доверия со стороны населения партии пользуются различными методами, в зависимости от установок и программы партии, от политической и экономической обстановки в стране, а так же от ряда других критериев.

Учитывая указанные положения можно отнести партию к тому или иному виду. Определение вида политической партии, выведение новых классификаций не имеет важного значения в юридической науке, а относится, прежде всего, к политологическому исследованию политических партий.

1.3 Функции политических партий

Функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из естественных наук, где означает зависимость одной переменной величины от другой. В этом и проявляется свойство юридического языка – «он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыслом, который подчас почти утрачивает связь с первоначальным»[14]

Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции политической партии.

Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересы политически активной части населения, должны выполнять определенные функции в современных обществах в соответствии с политической, экономической и духовной ситуацией в государстве.

Федеральный закон «О политических партиях» четко определил в статье 3 пункте 4 основные функции политической партии. Это:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

В то же время закон говорит, что «цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе»[15] Например, в устав политической партии «Союз правых сил» входит целая глава, посвященная данному вопросу. В ней отдельно рассматриваются цели и задачи данной партии. Так, «целями Партии являются:

-содействие утверждению  в России гражданского общества  и демократического правового  государства, реализации конституционных  принципов федерализма и местного  самоуправления;

-продвижение в общественном  сознании ценностей либерализма, развитие либеральной экономической  реформы;

-участие в политической  жизни общества посредством влияния  на формирование политической  воли граждан;

-участие в выборах в  органы государственной власти  и органы местного самоуправления  посредством выдвижения кандидатов  и организации их предвыборной  агитации, участие в организации  и деятельности указанных органов;

-участие в проведении  референдумов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации»[16]

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им политологами функций довольно велико.

Во-первых, это функция звена между правящими и управляемыми. «Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх». Интенсивность в этих двух информационных потоках может не совпадать»[18]. Например, в СССР при И.И.Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых, партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждый из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это сделало бы политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Неправильно считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые «носятся в воздухе» и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. «Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовало из текущих интересов общества. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества»[19]. В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствуют ее политической социализации. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров, как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность к той или иной партии.

Ю.А. Юдин выделяет три вида функций и задач политических партий: политические, идеологические и воспитательные.

К политическим относятся участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; подготовка граждан к принятию ими политической ответственности в государственных органах; содействие осуществлению политических прав граждан; осуществление связи между обществом и государством (посредническая функция). Важное значение придается идеологической функции – агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного мнения и политического сознания граждан, а также предвыборной агитации. К воспитательной функции относится деятельность, направленная на содействие патриотическому гражданскому воспитанию, на усиление чувства патриотизма и укреплению морали и нации, на информирование и просвещение народа. Таким образом, проявляется тенденция, что «определяя задачи и функции политических партий, законодательство придает им общественный характер»[20].

И.Б. Гоптарева выделяет еще ряд функций, такие как: активизация и интеграция больших социальных групп; участие в формировании политических систем – их общих принципов, элементов и структур; создание политических идеологий и доктрин; участие в реализации государственной власти.

Кроме общих функций, присущих всем политическим партиям, существуют и внутренние функции, характерные для определенного вида политической партии. Например, функции, относящиеся конкретно к парламентским партиям: разработка стратегических и тактических избирательных программ, реализации которых они будут добиваться; изучение общественного мнения в различных регионах и в стране в целом; оценка формирования неформальных лидеров; подбор, выдвижение кандидатов, их подготовка к участию в избирательной кампании, к деятельности в системе государственных органов в случае победы; идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кандидатов на выборах; решение технологических и финансовых проблем, связанных с выборами; организация противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль за деятельностью избранных депутатов, их фракций в парламенте, в местных органах.

При большом многообразии функций и задач политических партий в правовой науке выделяется ряд ведущих. Несомненно, это борьба за обладание властью в центре и на местах между отдельными группами. Различные социальные группы остро заинтересованные в использовании высших органов власти для своих целей, используя для оказания давления партии. Так как указанная борьба за оказание давления на власть происходит в рамках конституционной законности, то она проявляется в виде избирательной борьбы.

Информация о работе Правовой статус политических партий в Российской Федерации