Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:36, курсовая работа
Эта цель будет реализована посредством следующих задач:
- описать характерные признаки политической экономии и экономическую ценность учения, а также основные этапы развития классической школы;
- рассказать о биографии и трудовой деятельности Д.С. Милля;
- подчеркнуть практические аспекты изучения политической экономии на основе работы Джона Стюарта Милля;
- дать описание рынкам: благ, труда и капитала
Введение……………………………………………………………………3
1 Вклад Джона Стюарта Милля в развитие классической политической экономии………………………………………………………………………….5
1.1 Характерные признаки политической экономии и экономическая ценность учения………………………………………………………………….5
1.2 Основные автобиографические моменты жизни и трудовой деятельности Джона Стюарта Милля …………………………………..……14
1.3 Революционные труды Джона Стюарта Милля………………….……………………………………………………….17
2 Практические аспекты изучения политической экономии на основе работы Джона Стюарта Милля……………………………………………….23
2.1 Рынок благ……………………………………………………………23
2.2 Рынок труда…………………………………………………………..25
2.3 Рынок капитала……………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Вклад Джона Стюарта Милля в развитие
классической политической экономии…………………………………………………………
1.1 Характерные признаки политической
экономии и экономическая ценность учения………………………………………………………………
1.2 Основные автобиографические моменты жизни и трудовой деятельности Джона Стюарта Милля …………………………………..……14
1.3 Революционные труды Джона
Стюарта Милля………………….……………………………………………
2 Практические аспекты
изучения политической
2.1 Рынок благ……………………………………………………
2.2 Рынок труда…………………………………………………
2.3 Рынок капитала…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………35
Введение
Классическая школа оказала огромное влияние на общее развитие мировой экономической мысли, ее идеи распространились по все Европе и получили свое развитие не только в Англии, но и в Германии и во Франции.
В период "классической школы"
экономика приобрела черты
Школа классической экономии прошла 4 этапа и преобразилась с помощью великих экономистов: Рикардо, Смита, Милля.
Данная работа актуальна
в силу того, то политическая экономия
– это стержень современной экономики,
и до сих пор это учение заставляет
великие умы современности
Автором будет предпринята попытка анализа и систематизации социально-экономических исследований экономиста, творчество которого явилось вехой, знаменующей собой пик, завершающий этап эволюции политической экономии – этого ведущего направления экономической мысли всего 19 в., направления, объединившего таких выдающихся экономистов как У. Петти, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, Т. Мальтус и многих других, чьи труды заложили основы экономических учений современности. Именно с Дж. С. Миллем, исследованию учений которого посвящена данная работа, по словам Ш. Жида и Ш. Риста “классическая политическая экономия достигнет, так сказать, своего совершенства и с ним же начнет приходить в упадок”.
Таким образом, целью данной
работы является анализ экономических
исследований Дж. С. Милля, изложенных
им в своем труде “Основы
Эта цель будет реализована посредством следующих задач:
- описать характерные признаки политической экономии и экономическую ценность учения, а также основные этапы развития классической школы;
- рассказать о биографии и трудовой деятельности Д.С. Милля;
- подчеркнуть практические аспекты изучения политической экономии на основе работы Джона Стюарта Милля;
- дать описание рынкам: благ, труда и капитала;
- сделать общие выводы по проведенной работе;
Курсовая работа состоит из 2-х частей и насчитывает 35 страниц. В качестве литературных источников были использованы различные учебные пособия и монографии, отдельно бы хотелось выделить несколько авторов, их мнение коренным образов повлияло на написание данной работы: Автономов В.К, Бартенев С.А, Гловели Г.Д.
1 Вклад Джона Стюарта Милля в развитие классической политической экономии
1.1 Характерные
признаки политической
По мере дальнейшего формирования
в развитых странах мира основ
рыночных экономических отношений
становилось все более
"Классическая школа"
повела решительную борьбу с
протекционистской идеологией
"Классики", в отличие
от меркантилистов заново
Что же касается метода изучения
- экономического анализа, то его новизна
в "классической школе", связана
с введением новых
В период "классической школы"
экономика приобрела черты
Общие признаки классической политической экономии. Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.
Во-первых, неприятие протекционизма
в экономической политике государства
и преимущественный анализ проблем
сферы производства в отрыве от сферы
обращения, выработка и применение
прогрессивных методологических приемов
исследования. В частности, ссылка на
наблюдаемые «законы
Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, оценочно. По этой причине, получались «ответы, которые имеют характер оценочных максим или правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйственной деятельности, является наиболее совершенным, свобода торговли наиболее благоприятствует процветанию нации и т. д.». Это обстоятельство также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения «классической школы» политической экономии.
Во-вторых, опираясь на каузальный
анализ, расчеты средних и суммарных
величин экономических
Однако затратный принцип определения уровня цен «классической школой» не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага.
В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами классической школы единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме генеалогического дерева вырастают другие производные по своей категории.
К характерным особенностям "классической школы" в экономике можно отнести следующее:
1) классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости;
2) главный ее принцип - "laissez faire" ("предоставьте делам идти своим ходом"), что значит полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае "невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов;
3) предметом изучения является в основном сфера производства;
4) ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство;
5) человек рассматривается
только как "экономический
человек", который стремится к
собственной выгоде, к улучшению
своего материального
6) эластичность численности
рабочих по заработной плате
выше единицы. Это значит, что
любое увеличение заработной
платы ведет к росту
7) целью предпринимательской
деятельности является
8) главным фактором увеличения богатства является накопление капитала;
9) экономический рост
достигается путем
10) деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами.
Первый этап. Его начальная стадия приходится на конец 17 - начало 18 столетия, когда в Англии и Франции с появлением трудов Петти и Буальгильбера стали формироваться признаки нового учения, альтернативного меркантилизму, которое зарождалось и которое в последствие назовут классической политической экономией.
Следующая стадия этого этапа связана с периодом середины и начала второй половины 18 столетия, когда с появлением физиократизма - специфического течения в рамках "классической школы" - меркантилистская система поддалась более глубокой и аргументированной критике.
Второй этап. Временной отрезок этого периода развития "классической школы" целиком связан с именем Адама Смита, чье произведение "Богатство народов" (1776) стало особенным и наиболее значимым достижением экономической науки всей последней трети 18 столетия.
Его "экономический человек"
и "невидимая рука рынка" смогли
убедить не одно поколение экономистов
в природном порядке и
Третий этап. Хронологические рамки этого периода охватывают практически всю первую половину 19 столетия, на протяжении которой в развитых странах мира (прежде всего в Англии и Франции) происходил переходу от мануфактурного к машинному, или по-другому, индустриальному производству, что знаменует осуществление промышленного переворота.
В этот период наибольший взнос в копилку "классической школы" внесли: Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф.Бастиа и др., кто называл себя учениками и последователями А.Смита.
Четвертый этап. На этом завершающем этапе во второй половине 19 столетия доминировали труды Дж. С.Миля и К.Маркса, которые всесторонне обобщили лучшие достижения классической школы.
Как известно в этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, которое получило в последствие наименование "неоклассической экономической теории". Однако, популярность теоретических взглядов "классиков" остается очень значительной. Причиной этому было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи приверженцами положения про ценообразование в условиях конкуренции, осуждали классовую тенденциозность в экономической мысли, и в то же время симпатизировали рабочему классу, то есть были обращены к социальным реформам.
Время ее завершения рассматривается
с двух теоретико-методологических
позиций. Одна из них — марксистская
— указывает на период первой четверти
XIX в., и завершителями школы