Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.

Содержание

Введение
1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
1.2 Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
2. Механизмы миротворческой деятельности ООН
2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН
2.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
2.3 Борьба с терроризмом
2.4 Масштабы операций ООН по поддержанию мира
2.5 Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта
3. Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма
3.1 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
3.2 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

UN_1.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, со временем утратил былое значение Совет  по Опеке, относящийся к категории  главных органов ООН, вокруг функций  и деятельности которого в прежние  годы было сломано немало копий.

Точно так же десятилетиями  пребывает в тени Военно-Штабной  Комитет, который по Уставу ООН (ст.47) призван `давать советы и оказывать  помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания  международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных  в его распоряжение...` И все  попытки России как-то реанимировать  этот орган, вдохнуть в него жизнь  в соответствии с новыми мировыми реалиями, так пока никакого эффекта  не дали.

Но в этом, видимо, и  заключается специфика современных  международных отношений, в которые  органично встроена ООН. Что-то отмирает, занимая свое место в анналах  мировой истории, что-то, наоборот, возникает  в зависимости от потребностей реально  складывающейся ситуации. А в совокупности это и есть реформа ООН как процесс постоянного совершенствования и обновления этой всемирной организации.

Так же постепенно, без ненужных, а зачастую просто вредных, скачков  и `прорывов` должно совершенствоваться международное право. Столь же естественным путем, когда для этого создадутся необходимые условия, может произойти  реформирование Совета Безопасности, связанное прежде всего с некоторым  увеличением - но только в разумных пределах - числа его членов.

Искусственное же форсирование этого процесса в угоду амбициям тех или иных государств, может  быть даже в чем-то и справедливых, но не поддерживаемых необходимым по Уставу ООН большинством стран-членов, заведомо контрпродуктивно, поскольку  ведет не к усилению ООН, что должно быть мерилом любой реформы этой организации, а к ее ослаблению, в  чем не может быть заинтересовано ни одно ответственное государство.

Важно, чтобы Организация  Объединенных Наций и впредь продолжала оставаться стержнем современных международных  отношений, общепризнанным центром  согласования суверенными государствами  решений в интересах поддержания  международного мира и безопасности, достижения прогресса в самых  различных областях.

Многие современные авторы сходятся во мнении об актуальности изучения миротворчества, что «международные организации и институты все активнее вмешиваются во внутриполитические проблемы, такие как урегулирование внутригосударственных конфликтов, соблюдение прав человека». С этой точки зрения переживаемый ныне исторический период - это период перехода к новому международному порядку, регулируемому институтами, законные права которых будут складываться из добровольно отчуждаемой доли суверенитетов всех участников международных отношений.

Проблематичность заключается  в том, что нет единства мнений относительно принципов осуществления  ООН миротворческой деятельности. Некоторые авторы считают, что ООН не способна обеспечить действенность общих принципов поведения на мировой арене по причине слабости международного права и ставят вопрос о переосмыслении роли ООН, «которая будет меньше зависеть от США и будет более внимательна к страданиям человека». Другие исследователи приходят к выводу, что «ООН остается на сегодняшний день единственной международной структурой, способной объединить усилия разных стран на ранних стадиях развития конфликта в различных районах мира, в том числе и там, где не распространено влияние НАТО, то есть за пределами Европейского континента».

Директор Центра международных  исследований, Уткин А.И. в статье «Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития» пишет, что ООН является структурой, «призванной регулировать мировые процессы и предотвращающей их ввержение в хаос. Однако то обстоятельство, что США и НАТО без дискуссий официальных прокламаций начали в 1999 году действовать в обход этой главной международной организации (игнорируя хартию ООН, исключающую вмешательство во внутренние дела других государств, не имея согласия СБ ООН на силовые действия) нанесло ООН серьезный удар».

Тем не менее конец статьи наполнен оптимизмом: Уткин надеется, что «ООН постарается избавиться от громоздкого аппарата» и станет «гибкой, быстродействующей и эффективной структурой». Сегодня многие признали, что решение о военной операции в Косово (принятое без мандата ООН как раз с целью избежать вето со стороны РФ и Китая) не способствовало радикальному улучшению ситуации в этом крае.

В продолжение темы о важной роли миротворчества, выдающиеся российские и зарубежные исследователи настаивают на необходимости реформирования ООН, как следствие повышении эффективности  превентивных усилий в конфликтах, разработке новых правил участия  национальных сил в операциях  ООН и правовой базы действий миротворцев.

Маныкин А.С., заведующий кафедрой международных отношений исторического  факультета МГУ, считает, что в данное время «назвать ООН эффективной организацией вряд ли возможно. В условиях, когда две державы, игравшие ключевую роль во всей совокупности межгосударственных отношений, перманентно находились в состоянии жестокого противоборства, она и не могла быть эффективной. Другое дело, что и бесполезной ее назвать нельзя. ООН, как правило, не могла выработать конструктивных рецептов развязки конфликтных ситуаций, но она давала возможность начать под своей крышей консультации, «выпустить пар», создавая тем самым: барьеры на пути эскалации конфликтов. Она оставалась тем полем, где даже в самые взрывоопасные моменты государства имели шанс добиться приемлемого решения оставаясь в правовом пространстве».http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&cl=CL1&d=HASH019b712b13016ce16387dbf7.2.4&gc=1 - _ftn218

Проанализировав миротворческую функцию ООН, можно сделать определенные выводы

Во-первых, пока не появилось  такой международной организации, которая заставила делать социо-культурную систему или системы нечто  такое, что не соответствует их внутренней логике. Пока еще люди выступают  как приверженцы своей нации, по прежнему роль государственного и  национального суверенитета огромна  Я согласен с мнением К. Райта, представителя современной международно-политической науки, о том, что пока не сформировалось мировое сообщество, в котором  могло бы действовать мировое  правительство, опирающееся на мировое  общественное мнение. ООН не будет  надежной организацией, если нет сознания мирового гражданства.

Во-вторых, международные  организации не нейтральны относительно социо-культурных систем. Этим и определяется отношение международных организаций  к международным конфликтам.

В-третьих, социо-культурная солидарность всегда стоит на порядок  выше любой международной организации  за пределами своей социокультурной  системы. Поэтому меры, направленные против Ирака, и санкционированные  ООН, не могут быть в реальности эффективными, поскольку влияют только на связи  Ирака со странами не входящими в  мусульманскую социо-культурную систему.

В-четвертых, чем больше представителей различных социо-культурную систем в международной организации, тем  ниже ее эффективность. Поэтому проблема «эффективности миротворческой деятельности» априорна и всегда актуальна для такой международной организации как ООН.

В Декларации конференции  руководителей национальных парламентов, принятой 1 сентября 2000 года отмечено, что «имеется потребность в продолжении и завершении процесса реформирования ООН», поскольку именно эта организация «должна оставаться краеугольным камнем тесного и эффективного сотрудничества в глобальном масштабе».http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&cl=CL1&d=HASH019b712b13016ce16387dbf7.2.4&gc=1 - _ftn219

58-я сессия Генеральной  Ассамблеи ООН прошла под знаком  активных поисков путей реформирования  организации. По сообщению «Дипломатического вестника» за сентябрь 2003 г. «многие выступавшие указывали на актуальность разделения труда в сфере миротворчества между ООН, региональными организациями, коалициями государств и отдельно взятыми странами». Идея так называемой «регионализации» миротворческих операций, которую давно вынашивают французы, британцы, американцы, и которая уже реализуется во многих конфликтах, подразумевает «разделение зон ответственности» между госу


Информация о работе Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма