Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа
Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга».10
Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) – «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече – «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран.11
«Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу.
В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции».
Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс Н.М. Коркунов. Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР.12 В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.
Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.
Конституция Российской Федерации 1993г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.
В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа «разделения властей» и разные его оценки.
Соответственно, можно говорить о нескольких значениях понятия «разделение властей» либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). «Все погибло, - писал Ш. Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».13
В рамках теории «разделения властей» был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя и был претворен на практике.14
Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.
Правда, следует оговориться,
что формально - юридическое закрепление
этот принцип в основном получает
в Конституциях слабо и средне
- развитых стран, недавно ставших
на путь демократического развития. Конституции
большинства развитых стран исходят
из аксиоматичности этого принципа
и закрепляют только полномочия соответствующих
органов государственной
Разделение властей - явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти «в одном и том же лице или учреждении». В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.
Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное «дозирование» полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.15
«Как это ни парадоксально, - считает большинство ученых - юристов, - но полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы. Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей» <*>.16 В противном случае, добавим, исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы.17
Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип «разделения властей» не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип «разделения властей» по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении «разделение властей» представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.18
Термин «разделение» употребляется также в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и составляющими его государственными образованиями (государствами). Иногда вместо термина «разделение» применяются близкие по значению слова «размежевание», «разграничение», «распределение» и даже «демаркация».
Конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государственной власти реализуются в полномочиях ее органов, закрепленных в Конституции, законах, а также в конституционных процедурах, определяющих порядок взаимодействия органов государственной власти между собой.
Принцип разделения властей получил всеобщее признание как один из основополагающих принципов организации конституционного строя. В настоящее время в конституционных государствах установлены и функционируют различные системы разделения властей, а в конституционной теории существуют разные подходы к исследованию принципа разделения властей. Действие принципа разделения властей является одной из центральных проблем решения вопроса о демократическом обустройстве общества в Российском государстве.19
Конституция Российской Федерации устанавливая разделение властей в двух плоскостях политико-государственного устройства страны, исходит из основополагающего принципа единства государственной власти. При этом сама система разделения властей предстает в качестве совокупности правовых отношений, урегулированных Конституцией и законами, реализуемых в процессе функционирования и взаимодействия отдельных отраслей и уровней государственной власти в целях достижения ее целостности и единства, которая направлена на раскрытие всего потенциала правовой государственности и эффективности государственного управления.
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной власти в
системе единой государственной
власти обуславливается тремя
Принципиально важно, что Конституция Российской Федерации устанавливая разделение властей в двух плоскостях политико-государственного устройства страны, исходит из основополагающего принципа единства государственной власти. Уже из содержания статьи 3 Конституции РФ вполне ясно следует, что разделение властей носит прежде всего технологический характер, и не может абсолютизироваться в силу того,
что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Таким образом, сама государственная власть изначальна едина. В части 3 статьи 5 Конституции РФ это положение обретает вполне однозначную юридическую форму. Здесь установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.20
Для каждой из ветвей власти
в системе горизонтального
Разделение властей есть постоянно возобновляемый процесс отношений в сфере взаимодействия отдельных составляющих единой государственной власти, их определенное правовое состояние, а также определенное состояние государственной власти в целом, формируемое самим процессом взаимодействия и разделения властей.
Разделение властей
Итак, смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а говоря иначе - диктатуры.
Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755).
Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации