Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа
Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.40
Судебная власть признается
как разновидность
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
Судебная власть полностью
самостоятельна в вынесении судебных
решений и приговоров, но их исполнение
относится к обязанностям исполнительной
власти. Возможность судебного
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции
РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской
Федерации осуществляется посредством
четырех видов
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях
субъектов РФ существуют судебные органы
общей и арбитражной
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции.
Они включают Верховный Суд
РФ, верховные суды республик,
краевые и областные суды, суды
автономной области и
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
Структура судебной власти
наглядно подтверждает, что только
целостность и комплексный
Осуществление правосудия отличается
от иных сфер общественной жизни особым
объектом государственного воздействия,
куда входит внутренне единая система
общественных отношений, обладающих повышенной
ценностью для государства и
общества. Последнее обусловлено, с
одной стороны, особыми целями, стоящими
перед судебной деятельностью по
защите человека и реализации его
законных прав и интересов, с другой
- специфичностью метода этой деятельности,
которая осуществляется в особой
процессуальной форме, являющейся наиболее
сложной, разветвленной и детально
урегулированной из всех юрисдикционных
процедур. Потребность в судебной
юрисдикции возникает и при необходимости
официального удостоверения фактов,
имеющих юридическое значение и
не могущих быть установленными в
ином порядке либо требующих судебного
исследования доказательств (например,
состояние в фактических
Таким образом, всю систему разделения властей РФ можно представить так:
Таким образом, исследовав вопрос о разделении властей как основы конституционного строя, были сделаны следующие выводы:
1 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.10.
2 Овчинников В.А. Конституционный принцип разделения властей в современной России: (вопросы теории и практики)/Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002. - С. 6.
3 Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. - М., 1979. С. 184-185.
4 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. / Под ред. А.И. Кима. Томск, 1988.
5 Принцип разделения властей// http:// lekcii/pravo/teoriapig/82.html
6 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.10.
7 Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324.
8 Левакин И.В., Болдырев И.А. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, № 1, январь 2005. – С. 34-39.
9 Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995. – С. 77.
10 Там же. С. 209.
11 Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995. – С. 221.
12 Справочник «Социально-экономические проблемы России» / Отв. Ред. П.С. Филиппов, Т.М. Бойко. - СПБ.: Норма, 2001. – С. 143.
13 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1995. - С. 290 - 291.
14 Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация
принципа разделения властей в РФ/Государственная
власть и местное самоуправление, 2001//http://www.juristlib.ru/
15 Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. - № 7, С. 28.
16 Мальцев Г.В., Экимов А.И., Ефимов В.И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация, 1993. - № 1/13, С. 34.
17 Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право, 1992. - № 10, С. 21.
18 Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация
принципа разделения властей в РФ/Государственная
власть и местное самоуправление, 2001//http://www.juristlib.ru/
19 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.12.
Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации