Разделение властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Для александры.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

 Независимость - важнейшее  условие успешного выполнения  парламентом своих функций. Конституция  РФ не определяет точных границ  сферы законодательства, которое  может быть принято Федеральным  Собранием, вследствие чего парламент  вправе принимать (или не принимать)  любые законы без чьей-либо  указки. Федеральное Собрание не  подчиняется какому бы ни было  контролю со стороны исполнительной  власти. Оно самостоятельно определяет  потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном  бюджете, и бесконтрольно распоряжается  этими средствами, что обеспечивает  ему финансовую независимость.  Обе палаты Федерального Собрания  создают себе вспомогательный  аппарат, в деятельность которого  исполнительная власть не вмешивается.  Парламент сам определяет свою  внутреннюю организацию и процедуру,  руководствуясь только требованиями  Конституции РФ. И самое главное:  никто не может вмешиваться  в прерогативу Федерального Собрания  по принятию законов, чем обеспечивается  подлинное всесилие парламента  и его независимость в отправлении  своей главной функции.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной  Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам  субъектов Российской Федерации. Право  законодательной инициативы принадлежит  также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.31

Функционирование законодательной  власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной власти, число  которых в современном законодательстве растет. Законодательная власть работает в России как на федеральном, так  и на региональном уровне. Рассматривая направления взаимодействия ветвей власти, сосредоточим внимание на федеральном  уровне.32

Основной вектор взаимоотношений  законодательной власти в системе  разделения властей задан отношениями  с исполнительной властью, органы и  полномочия которой определяются Конституцией РФ и законодательством России. Однако, в отличие от законодательной  власти, органы исполнительной власти иерархичны и составляют исполнительную вертикаль, предполагающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Для законодательной власти такая  иерархичность не характерна, законодательные  органы опираются на положения законодательства и соответственно подчинены закону.

Характер отношений между законодательной и исполнительной властью во многом обусловливается формой правления и государственным режимом. В парламентских формах (парламентская республика, парламентарная монархия) доминирует законодательная власть, которая формирует правительство, ответственное перед парламентом, а роль главы государства не имеет существенного значения. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях лидирующее положение занимает глава государства, а также правительство, которое зачастую он и возглавляет. Парламент не формирует правительство, не может отправить его в отставку, глава государства и министры могут быть отрешены от должности парламентом только посредством процедуры импичмента.33

Не менее важное направление  деятельности законодательной власти - ее взаимодействие с судебной властью.

Характеризуя судебную власть, необходимо исходить из того, что она  представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную  ветвь государственной власти, основное предназначение которой - разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия.34

Законодательная и судебная власть во многом взаимозависимы; судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний.

Однако влияние судебной власти на законодательную не остается односторонним. Как отмечалось, во-первых, законодательная власть устанавливает  правила, по которым работает судебная власть. Во-вторых, законодательная  власть участвует в формировании судейского корпуса.35

Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, связи законодательной  и судебной власти имеют взаимообеспечительный  характер. С одной стороны, законодательная  власть (парламент) принимает законы об организации и деятельности судов, устанавливает судебную систему, учреждает  суды, обеспечивает их финансирование. С другой стороны, суд своими средствами способствует эффективному правовому  регулированию, которое призвана осуществлять законодательная власть, а также реализации законов.36

Однако положение законодательной власти в государственном механизме не ограничивается ее взаимодействием с исполнительной и судебной ветвями государственной власти. Существенно влияет на законодательную власть Президент РФ, находящийся вне системы разделения властей; есть и другие государственные органы (прокуратура, избирательные комиссии, счетные палаты), которые не входят ни в одну из трех ветвей власти, но с которыми законодательная власть тесно взаимодействует, участвуя в их формировании, законодательно регулируя их правовой статус, осуществляя парламентский контроль их деятельности.

2.3. Исполнительная  власть в системе разделения  властей

Исполнительная власть - способность и возможность оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и  возможность подчинять своей  воле других. Отличительным признаком  этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении  как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Часть 2 статьи 77 КРФ предусматривает  образование единой системы исполнительной власти в РФ «в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения». 37

Положение и место Правительства  РФ в системе органов государственной  власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 КРФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне  с Президентом РФ, ФС и судами. В ст. 110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  РФ.

Формирование Правительства  РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель - ведущая фигура в  Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. Председатель Правительства временно исполняет  обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в  состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 КРФ).

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства  или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другие кандидатуры.38. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Президента РФ вправе освобождать  Председателя Правительства от должности, не обращаясь за согласием на это  в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.

Согласно КРФ Дума может  выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически  его отставки: Президент РФ вправе сам решать вопрос, отправить ли Правительство в отставку или  не согласиться с решением Государственной  Думы.39 Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может быть признано «повторным»). И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах федерализма, то есть законодательным путем проводится разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными и исполнительными органами и  аналогичными органами субъектов федерации. Ведущая роль при этом принадлежит  Федеративному договору и иным договорам  о разграничении предметов ведения  и полномочий (ст. 11).

Это разграничение проводится суммарно, то есть применительно к  законодательным и исполнительным органам государственной власти (ст. 71-72). Конкретизация этого разграничения  между соответствующими субъектами исполнительной власти осуществляется при оформлении организационно-правового  статуса тех или иных субъектов.

Следует особо подчеркнуть  неправомерность отождествления исполнительной и административной власти. Административная власть связана с реализацией  полномочий внесудебного, то есть административного  принуждения, которое является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью. Но содержание исполнительной власти не исчерпывается применением в  необходимых случаях чисто принудительных мер. Большинство юридически властных полномочий, которыми наделены все  субъекты исполнительной власти, реализуется  именно во внесудебном порядке. В  подобном же порядке реализуются  полномочия органов законодательной  власти, но это не означает, что они  осуществляют административную власть.

В распоряжении субъектов  исполнительной власти находятся все  наиболее существенные атрибуты государственной  власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней  безопасности и т.п. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации нет упоминаний о государственном  управлении, тем не менее оно - реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Но Конституция и действующее законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному управлению, в них ничего не говорится об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей  исходит из того, что каждая ветвь  единой государственной власти реализуется  в деятельности их субъектов. Поэтому  государственное управление по своему назначению представляет собой не что  иное, как вид государственной  деятельности, в рамках которого практически  реализуется исполнительная власть.

Государственное управление осуществляется и в рамках системы  государственной власти, основанной на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной  власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными  органами,  являющимися органами государственного управления. В этом смысле государственное управление понимается как исполнительно-распорядительная деятельность и не противопоставляется  реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Необходимо подчеркнуть, что понятие «государственное управление»  более широкое по сравнению с  исполнительной властью. В известном  смысле последняя производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное  управление - это и есть тот вид  деятельности, который направлен  на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего  ее функциональную (исполнительную) направленность.

Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об уменьшении удельного  веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Это не умаляет роли исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности в целом. Наоборот все  настойчивей звучит тезис о необходимости  сильной исполнительной власти, способной  обеспечить должный уровень управляемости  общественных отношений во всем их многообразии.

Исполнительная власть в  ее государственно-управленческом понимании  в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий  безраздельного господства государственной  собственности, то есть почти полного  обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления  системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической  области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным  обособлением.

В настоящее время функциями  исполнительной власти являются следующие:

  • Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов
  • Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни
  • Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.
  • Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
  • Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
  • Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
  • Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации