Разделение властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Для александры.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

Опыт многих стран, давно  установивших разделение власти, свидетельствует  о том, что его важным элементом  является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

Различают два аспекта  разделения властей: юридический, который предполагает его формально - юридическое закрепление, и политический, который по сути дела является фактическим «разделением властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Система разделения властей в России представляет собой совокупность правовых отношений, урегулированных Конституцией и законами, реализуемых в процессе функционирования и взаимодействия отдельных отраслей и уровней государственной власти в целях достижения ее целостности и единства, которая направлена на раскрытие всего потенциала правовой государственности и эффективности государственного управления.

Таким образом, система разделения властей включает:

    • четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;
    • взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;
    • взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют  своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

 

Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

2.1. Институт президент в системе разделения властей

Президент - это конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности  народа. Важнейшей задачей Президента является защита Конституционных прав и свобод человека, суверенитета, независимости  и целостности государства, обеспечение  согласованного функционирования и  взаимодействия основ государственной  власти.

Пост главы государства  существует при всех формах правления. В монархических государствах это  наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Глава государства, обычно наделяем широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с  законодательной, исполнительной и  судебной властями и выступает как  своеобразный символ государства и  официальный представитель народа. Глава государства должен обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между  органами государственной власти.

В основе своей функции президента закреплены в ст. 83-90 гл. 4 Конституции РФ, а также в ряде других статей Основного Закона, посвященных деятельности других государственных органов

Конституция РФ определяет президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность «ветвей власти»), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях. Что определено в статье 80 Конституции РФ:22

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской  Федерации является гарантом  Конституции Российской Федерации,  прав и свобод человека и  гражданина. В установленном Конституцией  Российской Федерации порядке  он принимает меры по охране  суверенитета Российской Федерации,  ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти.

3. Президент Российской  Федерации в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами определяет  основные направления внутренней  и внешней политики государства. 

4. Президент Российской  Федерации как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

Весьма сложной и ответственной  является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. В отличие от ряда стран (Франция  и др.) Президент РФ не называется в КРФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Президент избирается гражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отстранен от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Указы и распоряжения Президента РФ, с одной стороны, должны соответствовать  КРФ и федеральным законам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными  для исполнения на всей территории РФ. По сложившейся конституционной  практике Президент РФ издаёт указы  не только в тех случаях, когда  это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и  в случае обнаружения пробелов в  законодательстве.23

Конституция проводит четкое различие полномочий Президента и ФС, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с  парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Президенту принадлежит  право назначать выборы Государственной  Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может  созвать заседание Думы раньше этого срока.24

Президент имеет право  законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную  Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это  вето может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами ФС при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент  обязан подписать закон в течение  семи дней.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации. Роспуск  Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 КРФ), при двукратном вынесении недоверия  Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 КРФ).25

В случае роспуска Государственной  Думы Президент назначает новые  выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через  четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может  быть распущена Президентом:

1) в течение года после  ее избрания;

2) с момента выдвижения  ею обвинения против Президента  до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

3) в период действия  на всей территории Российской  Федерации военного или чрезвычайного  положения;

4) в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий Президента РФ.26

Отношения Президента и исполнительной власти основываются на безусловном  приоритете президентской власти. Президент  назначает Председателя Правительства  РФ с одним только условием, что  он получит на это согласие Государственной  Думы. Президент единолично принимает  решение об отставке Правительства  и вправе этого не делать даже в  условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства  Президент назначает на должность  и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. Он имеет право (и часто  им пользуется) председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его фактически руководящем положении в исполнительной власти.

В соответствии с принципами разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей  других федеральных судов, что предусмотрено  ч. 2 ст. 128 КРФ.27

Таким образом, компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общее венной жизни, установленных Конституцией РФ.

2.2. Законодательная  власть в конституционной модели  разделения властей

Законодательная власть (англ legislative power) - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. Законодательная власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после конституции, юридической силой, законы.28

В общем виде понимание  законодательной власти как основного  юридического канала выражения воли народа верно.

Законодательные решения  вполне могут соответствовать одним  интересам, нарушая при этом другие. Следовательно, законодательная власть должна консолидировать различные  интересы социальных и политических сил, чтобы правильно определять приоритеты, вырабатывая и принимая компромиссные решения.

В системе разделения властей  законодательная власть призвана устанавливать  посредством принятия законов определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения. Исполнительная власть соответственно нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная призвана разрешать правовые споры.29

На первый взгляд у каждой из ветвей власти свое предназначение, свои задачи и функции. Однако законодательная  власть в системе разделения властей  занимает первостепенное место. Во-первых, ею устанавливаются правила поведения  по отношению к другим ветвям государственной  власти. Во-вторых, определяя организацию  и функционирование исполнительной и судебной власти, она выполняет  свою ориентирующую роль по отношению  к ним, что не лишает их самостоятельности, а, напротив, нацеливает на качественное и продуктивное функционирование. В-третьих, законодательная власть выполняет  также контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.

Итак, главная задача законодательной  власти - принятие законов, имеющих  юридическую силу, регулирующих важнейшие  общественные отношения и реализуемых  в основном другими ветвями власти.

Следовательно, можно определить законодательную власть как обособленную сферу государственной деятельности, осуществляющей в установленном  законом порядке непосредственно  народом или представительными  органами разработку и принятие законодательных  решений, а также контроль их реализации.

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.30

 Федеральное Собрание  состоит из двух палат - Совета  Федерации и Государственной  Думы.

Конституция РФ учреждает  Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную  власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

 Другая важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации