Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе  государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент  гарантирует реализацию основных направлений  внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую  стабильность, преемственность и  взаимодействие органов, посредничество между органами государственной  власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление  Президента или клевета в отношении  его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом  ответственность.

36. Харизма и  ее роль в политике

БИЛЕТ 19

37. Парламент –  Национальное собрание  Республики  Беларусь.

Национальное собрание Республики Беларусь — высший законодательный  орган Беларуси . Состоит из двух палат — Палаты представителей и  Совета Республики . Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов  осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права  при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области  и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по восемь членов Совета Республики. В  дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом  Республики Беларусь

38. Политическая  власть  и ее признаки 

Политическая власть –  способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством  авторитета, права, насилия.

Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных  обществах, т.е. в обществах, социально  не структурированных, общая власть ещё не носит политического характера, так как нет проблем, которые  вызывают к жизни политику, - проблем  достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами  связями.

Политическая власть как  система выделяется рядом характерных  черт:

универсальностью, т.е. распространением своих действий на всех членов общества;

легальностью (как законностью), т.е. правом использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства;

суверенностью, т.е. обязательностью ее решений для всего общества и всех других видов власти;

публичностью, т.е. всеобщим и безличным характером принятия решений от имени всего общества;

моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;

многообразием ресурсов.

БИЛЕТ 20

39. Политические  партии: понятие, структура, типология,  функции.

Политические партии - это  добровольно организованные политические объединения граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных  на завоевание и осуществление политической власти.

Функции партий в политической жизни общества: представление социальных интересов, социальная интеграция, создание идеологических доктрин, борьба за государственную  власть и участие в её осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое образование общества или его части, подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.д.

Исторически первые попытки  классификации партийных объединений тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на «хорошие» и «неблагородные» союзы) и количественным (характеризовавшим «большие» и «малые» партии) критериям. Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные. Первые формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет. Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Ж. Блондель, выделяли среди них представительные партии западного типа, коммунистические и популистские.

 Для строго централизованных  партий Дюверже считал характерным  превращение идеологического компонента  в основополагающее, связующее эти  организации начало. Для таких  партий — а Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские — характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей.

Партии различаются и  по отношению к общественному  строю: консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде; реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

В зависимости от участия  в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые  отстаивают более или менее прогрессивные  общественно-политические цели, принято  называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное  положение, нередко называют партиями центра.

С точки зрения внутреннего  устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут  строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают  жесткую партийную дисциплину.

Идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагмагические, или «патронажные» (3. Ньюмен) — ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.

Весьма характерно для  современной политической науки  ти-пологизировать партии в зависимости  от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти.

В зависимости от социального  состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.

Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

40.функции политической  власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует  свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым  она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция.  Она предназначена для формирования  политической системы общества, организации его политической  жизни, политических отношений  между государством и общественными  группами, классами, ассоциациями, партиями  и просто гражданами. Можно сказать,  что эта функция играет главную  роль в деле создания структурной  системы в обществе, обеспечивающей  господство и руководство.

2. Управления, посредством  которого повсеместно и на  практике реализуется стратегическая  линия субъекта власти. В этой  линии отражены социально-экономические  и политические интересы стоящих  у власти сил. Управление предполагает  принятие современных конкретных  управленческих решений, внесение  корректировки в процессе реализации  власти.

3. Функция контроля ведает  обеспечением соблюдения в обществе  норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции  создаются специальные контрольные  органы: контрольная палата, прокуратура,  ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция  нацелена на создание авторитета  власти, на воспитание у граждан  сознательного законопослушания. Она  призвана формировать у субъектов  власти умение и энергичное  осуществление волевого воздействия,  а у объектов – постоянную  готовность и способность подчиняться

БИЛЕТ 21

41. Субъекты и  объекты политической власти

В зависимости от степени  вовлечения в полит. 
жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты 
политической власти. Субъекты политической власти (как 
и любого другого вида власти) являются ее непосредствен- 
ными носителями и творцами. Субъекта политической вла- 
сти отличает стремление к власти как к средству для реали- 
зации своих целей, компетентность, профессионализм, 
готовность взять на себя ответственность за последствия 
проводимой им политики, авторитет. Субъектами политической власти выступают: соц общности (народ, классы, нации, социальные груп- 
пы); государство; политические партии и организации; пра- 
вящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; 
отдельные личности (граждане) в условиях выборов, рефе- 
рендумов; толпа (может взять власть в свои руки в услови- 
ях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом 
власти).В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, икак объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами – если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом полит власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных 
масс, различных партий, организаций, требующих проведе- 
ния определенных реформ

42. Партийные системы:  понятия и их квалификация.

Важное место в учении о политических партиях принадлежит  вопросу о партийных системах. Партийная система представляет собой совокупность взаимодействующих  с гражданами, государством, между  собой и другими политическими  институтами партий, которые в  данном обществе в той или иной мере участвуют в осуществлении  политико-властных отношений. В политической литературе различают обычно 3 типа партийных систем: однопартийные, двухпартийные (бипартизм) и многопартийные (мультипартизм). К однопартийным системам относятся  политические системы, в которых  фактически господствует одна партия, хотя формально могут существовать и другие партии. Однопартийные системы  устанавливаются при тоталитарных режимах. Одна партия устанавливает  монополию на власть, на истину, на политику, на идеологию (КНДР, КНР, Вьетнам, Куба). Однопартийные системы существуют также в странах, которые относятся  к категории развивающихся. Так, в некоторых из них (Алжир, Гвинея) действует одна партия, поскольку  деятельность других запрещена. В других (Тунис) нет запрета на деятельность политических партий, но фактически в  них существует лишь одна партия. Двухпартийная  система – это политическая система, где могут существовать несколько  партий, но только 2 из них оказывают  значительное воздействие на политическую жизнь страны. В США бипартизм  имеет свои особенности. Он произошел  не из оппозиционности и существенных различий между консервативной (Республиканская) и либеральной (Демократическая) партиями, а из политических расхождений федералистов и республиканцев. Федералисты (Гамильтон) сторонники сильной федеративной власти. Демократы (Джефферсон) отстаивали более широкие права штатов. Именно из-за оппозиции федералистов и республиканцев началось противостояние между республиканцами и демократами, причем последние считаются более консервативными. Многопартийность определяется как система, где много политических партий, реально оказывающих заметное влияние на политическую жизнь общества и образующих между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"