БИЛЕТ 15
29. Основатель древнекитайской
философии –Конфуций.
Древнекитайский мыслитель,
основатель конфуцианства. Конфуций объявлял
власть правителя священной, а разделение
людей на высших и низших ("благородных
мужей" и "мелких людишек") - всеобщим
законом справедливости В основу
социального устройства ставил нравственное
самосовершенствование и соблюдение
норм этикета.конфуцианство являлось
в Китае официальной государственной
идеологией. Конфуций, один из великих
мудрецов древности, является своего рода
символом. Китая, его культуры, философской
мысли Конфуций считается также
великим первоучителем всех китайцев
На протяжении многих десятков поколений
миллиарды жителей Китая (час
гично это касается и их соседей
- японцев, корейцев, вьетнамцев) свято
чтили его как учителя жизни
Для дальневосточной цивилизации.
Конфуций пришел к мнению, что причина
страданий людей кроется в
хаосе, который царит в стране
Для тою чтобы избавиться от него,
следует возвратиться к древним
обычаям и порядкам Но сделать
это нужно сознательно каждый
человек должен быть требовательным
к себе, соблюдать установленные
правила и каноны лишь тогда все
общество исцелится от своего недуга.
Главным для Конфуция во взаимоотношениях
государства с народом являлось
умение сохранить доверие народа.
Иначе государству не устоять. Понятие
"ли" подразумевало не только правила
благопристойности в самом широком
смысле слова, но и важнейший принцип
политики как искусства руководить
государством, как критерий практических
действий, как раскрытие существа
формулы Конфуция: "Управлять - значит
поступать правильно". Оно вошло
в повседневную лексику китайцев,
обозначая норму поведения в
семье, в кругу друзей и знакомых,
взаимоотношения руководителей
и подчиненных.Соединение идей о
гармонично упорядоченном обществе
и идеальном (благородном) человеке
составило цельное учение, получившее
название конфуцианства. "Учитель
редко говорил о выгоде, воле неба
и человеке .Он не вдавался в пустые
размышления, не был категоричен
в своих суждениях, не проявлял упрямства
и не думал о себе лично".
30. Соотношение
понятий правовое государство
и гражданское общество
Гражданское общество - это
система самостоятельных и независимых
от государства общественных институтов
и отношений, которые призваны обеспечить
условия для самореализации отдельных
индивидов и коллективов, реализации
частных интересов и потребностей.
Гражданское общество имеет сложную
структуру, включает хозяйственные, экономические,
семейно-родственные, этнические, религиозные
и правовые отношения, мораль, и т.д.
Базисом гражданского общества является
многоукладная рыночная экономика,
плюрализм форм собственности, самостоятельность
субъектов хозяйствования, предоставление
широкой деловой инициативы гражданам.
Концепция правового государства
имеет глубокие исторические корни.
Идея господства права, верховенства закона
в жизни общества высказывалась
еще в древности. Так, о власти
закона, одинакового для всех граждан,
говорил в V в. до н. э. древнегреческий
архонт Солон. О соотношении естественных
прав человека и законов государства
писали Аристотель и Цицерон.
Концепция правового государства
сложилась в XVII -XIX вв. в работах
Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона
и других теоретиков либерализма. Сам
термин «правовое государство» окончательно
утвердился в XIX веке в трудах немецких
юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других.
Правовое государство - государство, ограниченное
в своих действиях правом, защищающим
свободу личности и подчиняющим власть
воле суверенного народа. Теория и практика
правового государства позволяют выделить
следующие общие признаки:
- наличие развитого гражданского общества;
- верховенство закона во всех сферах жизни общества;
- гарантии прав личности;
- взаимная ответственность государства и личности;
- принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
БИЛЕТ 16
31. Учение Конфуция,
Мо Цзы, ЛаоЦзы и легистов
в Китае.
Конфуций выдвинул
идею социальной гармонии, опирающуюся
на авторитет мудрецов и правителей
глубокой древности. Он создал
программу совершенствования человека
с целью достижения духовно
развитой личности в ладу с
Космосом. Для Конфуция важны
пять "постоянств": ритуал, гуманность,
долг-справедливость, знание, доверие.
В ритуале он видит средство,
позволяющее вписать каждую личность,
общество, государство в бесконечную
иерархию живого космического
сообщества. При этом правила
семейной этики Конфуций перенес
на сферу государства. В основу
иерархии им были положены
принцип знания, совершенства, степень
приобщения к культуре. Чувство
меры, заложенное во внутренней
сути ритуала через внешнее
- церемонии и обряды, доносило
ценности гармонического общения
на доступном уровне до каждого,
приобщая их к добродетелям. Так,
взаимность в общении правителя
и чиновника, основанная на
долге-справедливости, предусматривает
верность чиновника, реагирующего
на гуманность правителя, на
его снисходительную и добрую
волю. Политические отношения подчинял
нравственным ценностям. Основной
принцип его социальной этики
- человек живет не для себя,
а для общества. Основополагающей
политической установкой является
порядок. Он возможен при наличии
четырех добродетелей - вежливости,
точности, человечности и справедливости.
Полагал, что аналогом социальной
жизни является семья. Правитель
должен относиться к подчиненным,
как отец к сыну. Управлять
страной должны люди благородные.
Отличие благородного человека
в том, что он руководствуется
принципом правды.Мо Цзы. специалист
в области социальной этики;
ярый противник Конфуция. Основной
тезис учения о "всеобщей
любви и взаимной выгоде" - попытка
своеобразного этического обоснования
идеи равенства людей. Мо-цзы
был "недоволен учением Конфуция,
так как конфуцианцы требовали
трехгодичного траура и пышных
похорон, это приводило к разорению
земледельцев, уничтожало созданные
руками ремесленников и землепашцев
богатства и делало их нищими".
Другой способ убеждения, применявшийся
Мо-цзы, состоял в том, чтобы
на конкретных примерах показать
недостижимость цели, с которой
он не был согласен, опасность
и вред ее для того, кто выдвинул
ее. Данный способ мы наблюдаем,
в частности, в главе "Гун
Шу". Мо-цзы часто использует
оба метода. Наконец, третий метод
убеждения - фактически разновидность
второго - состоял в том, чтобы
показать практическую пользу
от осуществления той или иной
идеи или предложения. Как считал
Мо-цзы, для того чтобы покончить
со свалившимися на Поднебесную
бедствиями, нужно "изменить положение
с помощью всеобщей взаимной
любви и взаимной выгоды". Под
так называемой "всеобщей взаимной
любовью" имеется в виду
требование "смотреть на чужие
владения как на свои, смотреть
на чужие дома как на свои,
смотреть на других как на
себя", сделать так, чтобы взаимные
интересы были объединены и
составляли одно целое. В этом
случае "взгляд на других как
на самого себя" должен вызвать
взаимную любовь, что в результате
приведет к "взаимной выгоде".
ЛаоЦзы Главная добродетель —
воздержание. «Для того чтобы
служить небу и управлять людьми,
всего лучше соблюдать воздержание.
Воздержание — это первая ступень
добродетели, которая и есть
начало нравственного совершенства».
В этой идеологии квиетизма
и застоя отразилось умонастроение
одного определенного общественного
слоя китайского общества Чжоуской
эпохи: старого патриархального жречества
(бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению
существующего.
32.Соотношение
понятий «политическое лидерство»
и «гражданское общество»
БИЛЕТ 17
33.Перспективы формирования
гражданского общества в РБ.
34. Разделение
властей в РБ
Особенностью функционирования
исполнительной власти в Республике
Беларусь является наличие "президентской
вертикали".
. К таковым относят:
- статус Президента в
качестве Главы государства. Фактически
он является и главой исполнительной
власти;
- избрание непосредственно
народом;
- назначение Президентом
на должность и освобождение
от должности главы Правительства
и министров (по согласованию
с Советом Министров);
- ответственность Правительства
перед Президентом;
- право Президента председательствовать
на заседаниях Правительства;
- право Президента распускать
палаты парламента.
В политическом управлении
различают уровни структуры исполнительной
власти - республиканский и местный.
Правительство - Совет Министров
Республики Беларусь, в структуру
которого включены министерства, государственные
комитеты, является центральным (республиканским)
органом государственного управления.
Администрация Президента Республики
Беларусь, является центральным (республиканским)
органом политического управления.
К структурам политического управления
относят также консультативные
и иные органы управления, формируемые
и осуществляющие свою деятельность
при Президенте Республики Беларусь.
Местный уровень структуры
исполнительной власти включает исполнительные
комитеты (исполкомы) областного, городского,
районного подчинения.
Процессы государственного
строительства в сфере законодательства
реализует представительный и законодательный
орган - Национальное собрание Республики
Беларусь (Парламент), состоящий из
двух палат - Палаты представителей и
Совета Республики - на республиканском
уровне, а также Советы депутатов
- на областном, городском, районном уровнях.
Функции парламентаризма:
1. Функция осуществления
государственной власти означает
делегирование Национальному собранию
Республики Беларусь законодательных
полномочий на принятие актов
высшей юридической силы, издание
декретов, имеющих силу закона
от имени народа как единственного
источника государственной власти
и носителя суверенитета.
2. Функция представительства
политических интересов белорусского
народа реализуется путем проведения
выборов в палаты белорусского
Парламента.
3. Функция нормотворчества
(законотворчества).
4. Функция легитимации
основана на соблюдении в деятельности
Парламента основных принципов,
которые составляют степень доверия
институту парламентаризма со
стороны белорусского общества.
5. Функция информационного
обеспечения. Поскольку Парламент
является представительным органом
государственной власти, его деятельность
базируется на информированности
граждан о работе палат Национального
собрания, их органов и должностных
лиц, а также принимаемых ими
решениях, фактах и явлениях, на
которых основаны эти решения.
6. Функция политического
контроля. В условиях разделения
государственной власти Парламент
в Республике Беларусь может
контролировать деятельность иных
государственных органов, которым
переданы властные полномочия. При
этом Парламент сам контролируется
через различные политические
институты.
Судебная власть в Республике
Беларусь призвана самостоятельно и
независимо осуществлять правосудие на
основе и в порядке, предусмотренном
законом. Территориально-государственная
организация Республики Беларусь обусловливает
построение и функционирование унитарной
(единой) системы судебных органов,
среди которых выделяют суды общей
юрисдикции (Верховный суд Республики
Беларусь, областные суды, Минский
городской суд, городские суды, районные
суды, военные суды), централизованные
или хозяйственные суды (Высший Хозяйственный
суд Республики Беларусь, хозяйственные
суды областей, Хозяйственный суд
г. Минска, хозяйственные суды районов),
Конституционный суд и Международный
арбитражный суд.
Суды не должны подчиняться
как законодательной, так и исполнительной
власти и должны обладать беспристрастностью
и независимостью.
Важнейшее направление современного
этапа государственного строительства
в Республике Беларусь связано со
становлением управления на местах, передачей
части управленческих функций со
стороны государства местным
органам власти.
Важно проводить различие
между понятиями "местное управление"
и "местное самоуправление". Под
местным управлением понимается
форма организации и деятельности
местных исполнительных и распорядительных
органов государственной власти
для решения вопросов местного значения
исходя из общегосударственных интересов
и интересов населения, проживающего
на данной территории. В то же время
местное самоуправление является своеобразной
альтернативой управлению местными
делами "сверху". Это форма организации
и деятельности граждан для непосредственного
решения проблем или, через избираемые
ими органы, местных задач.
Деятельность практически
всех институтов политической системы
Республики Беларусь - исполнительной,
законодательной, судебной властей; партий;
общественно-политических объединений
и движений; союзов; СМИ; организаций,
официально не связанных с политикой,
но активно влияющих на политическое
управление, - армия, церковь, предпринимательские
структуры - продолжают находиться на
стадии своего динамического развития.
БИЛЕТ 18
35.Президент РБ
в системе государственной власти.
Особое место в системе
государственной власти занимает Президент
Республики Беларусь, который является
Главой государства. Он обеспечивает,
в частности, преемственность и
взаимодействие органов государственной
власти, осуществляет посредничество
между органами государственной
власти (статья 79 Конституции). В настоящее
время Президентом Республики Беларусь
является Александр Григорьевич
Лукашенко.
Органом законодательной
власти является Парламент – Национальное собрание Республики
Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную
деятельность осуществляет и Президент
Республики Беларусь, который согласно
Конституции имеет право издавать особый
вид нормативных актов — декреты, занимающие
тот же уровень, что и законы (статья 101
Конституции).
Правительство — Совет Министров Республики
Беларусь — является центральным органом
государственного управления.
Органы исполнительной
власти по масштабу деятельности
можно классифицировать на республиканские
и местные.
К республиканским
органам исполнительной власти
можно отнести министерства, государственные
комитеты Республики Беларусь. К
местным органам исполнительной
власти относят исполнительные
комитеты, местные администрации.
Глава государства
— Президент Республики Беларусь.
Президент Республики
Беларусь избирается на пять
лет непосредственно народом
Республики Беларусь на основе
всеобщего, свободного, равного и
прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Всеобщность выборов
Президента Республики Беларусь
— один из важнейших принципов
избирательной системы: право
избирать имеют граждане Республики
Беларусь, которые достигли 18 лет.
Выборы считаются состоявшимися,
если в них приняло участие
более половины избирателей, внесенных
в списки граждан, имеющих право
участвовать в выборах.
Президент Республики
Беларусь считается избранным,
если за него проголосовало
больше половины граждан Республики
Беларусь, принявших участие в
выборах.