Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

6. Периодичность проведения выборов.  Данный принцип наряду с другими  закреплен в Декларации «О  критериях свободных и справедливых  выборов», принятой в 1994 году на 154 сессии Совета Межпарламентского  союза. Статья 1 указанной Декларации  гласит: « В любом государстве  полнота власти может проистекать  только из волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных  и справедливых выборах, организуемых  через 

Избирательное право и избирательная система  в Республике Беларусь.  
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

БИЛЕТ 3

5.Идеи немецкой классической философии (И.Кант и Гегель)

Немецкая классическая философия  охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом  смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.Немецкая классическая философия  представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

1. сходное понимание роли и  назначения философии как критической  рефлексии культуры;

2. вера в то, что философию  можно выстроить как строгую  систематическую науку, четко  дифференцированную по разделам  онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии  и пр.;

3. общие методологические принципы  построения системного философского  знания: рационализм, диалектика, историзм;

4. концентрация внимания на гуманистических  ценностях – свободе и достоинстве  личности, гражданских правах и  т.д.

В характеристике немецкой классической философии как единого течения  важны две особенности – преемственность  по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может  быть представлена в следующих положениям:

1. идея познавательной активности  субъекта (Кант);

2. обоснование моральной и правовой  автономии личности       (Кант);

3. идеи единства мира, тождества  субъекта и объекта (Шеллинг);

4. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);

5. систематика принципов и категорий  диалектики (Гегель);

6. идея исторической закономерности (Гегель);

7. принцип историзма в приложении  ко всем областям человеческого  знания и действия (Гегель).

Впоследствии эти новации стали  действительными инструментами  философского анализа реальности.

6. Избирательные  системы, понятие и их типология

Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными  достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

В условиях остроконфликтного  общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

На преодоление этих и  некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и  непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия  некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.

Ориентируя субъектов  политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные  системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

БИЛЕТ 4

7. Географический  детерминизм Ш.Л.Монтескью

Наиболее последовательно  концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Монтескье заимствовал физиологические основы своего учения из вышедшей в 1733 г. работы Джона Арбетнота о влиянии воздуха, но широкое применение этого учения к жизни государства и общества было заслугой Монтескье. Было достижением, основываясь на возросших географических знаниях своего времени, вновь обратиться к систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом (в этом ему предшествовал аббат Дюбо); полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

8. Избирательное  право, активное избирательное  право, прямое активное избирательное  право, косвенное активное избирательное  право и всеобщее избирательное  право

БИЛЕТ 5

9. Политическая мысль и ее развитие в эпоху просвещения.

Политическая мысль эпохи  Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека, убежденностью  в решающей роли просвещения. Родиной  Просвещения явилась Англия. Эта  страна раньше других стала па путь капиталистического развития. Эпоха  Просвещения дала миру теорию разделения властей, теорию общественного договора, теорию естественных прав человека, утвердила  идеологию либерализма, как направление  политики европейских государств.Одним  из важнейших классиков политической мысли этого времени является англичанин Томас Гоббс . Гоббс доказывал  естественное, земное происхождение  государства. По мнению Гоббса, людям  от природы свойственно: стремление к наживе, что порождает соперничество; стремление к безопасности, что вызывает недоверие человека человеку.  Именно эти страсти (соперничество, недоверие) приводят общество к «войне всех против всех» в условиях естественного  состояния. Но в таких условиях жить невозможно, и люди заключают общественный договор и образуют государство, которому передают часть своих прав. Следовательно, государство – результат  договора людей об ограничении своих  прав.

10. Абсентеизм, избирательный  ценз и избирательная квота

АБСЕНТЕИЗМ (лат. absens (absentis) отсутствие) - уклонение от политического участия, политическая апатия. Серьёзной причиной, обуславливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. ЦЕНЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — условия, которые необходимы для получения избирательного права. Буржуазные конституции вводят различные цензы. Во многих буржуазных странах существует ценз оседлости, т. е. избирательное право предоставляется только тем лицам, которые прожили определенный срок в одном и том же месте. Ценз оседлости направлен против рабочих, которые в условиях капитализма и присущей ему безработицы вынуждены менять местожительство в поисках работы. В особенности он бьет по сезонным и сельскохозяйственным рабочим, лишая их права участия в выборах. Так, в одном лишь штате. Некоторые буржуазные конституции требуют наличия известного образования для пользования избирательным правом. Массы молодежи лишаются права участия в выборах по возрастному цензу.Возрастной ценз, т. е. достижение определенного возраста, как необходимое условие для того, чтобы получить право выбирать, устанавливается в разных странах различный. Еще более высокий возрастной ценз устанавливается для права быть избранным в парламент и особенно для выборов в верхнюю палату парламента. Все цензы устанавливаются в буржуазных странах для того, чтобы ограничить избирательное право широких масс. Избирательная квота — это наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"