Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
6. Периодичность проведения
Избирательное
право и избирательная система
в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная
избирательная система, в соответствии
с которой депутаты всех уровней и Президент
Республики Беларусь избираются непосредственно
избирателями Республики Беларусь. Выборы
Президента и депутатов являются свободными
и проводятся на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Избирателями являются граждане Республики
Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В
выборах не участвуют граждане, признанные
судом недееспособными, и лица, содержащиеся
по приговору суда в местах лишения свободы.
В голосовании не принимают участия лица,
в отношении которых в порядке, установленном
уголовно-процессуальным законодательством,
избрана мера пресечения – заключение
под стражу.
5.Идеи немецкой классической философии (И.Кант и Гегель)
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:
1. сходное понимание роли и
назначения философии как
2. вера в то, что философию
можно выстроить как строгую
систематическую науку, четко
дифференцированную по
3. общие методологические
4. концентрация внимания на
В характеристике немецкой классической
философии как единого течения
важны две особенности –
Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям:
1. идея познавательной
2. обоснование моральной и
3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);
4. принцип единства
5. систематика принципов и
6. идея исторической
7. принцип историзма в
Впоследствии эти новации
6. Избирательные
системы, понятие и их
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.
В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.
На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.
Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
7. Географический детерминизм Ш.Л.Монтескью
Наиболее последовательно
концепция географического
8. Избирательное
право, активное избирательное
право, прямое активное
9. Политическая мысль и ее развитие в эпоху просвещения.
Политическая мысль эпохи
Просвещения пронизана
10. Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота
АБСЕНТЕИЗМ (лат. absens (absentis) отсутствие) - уклонение от политического участия, политическая апатия. Серьёзной причиной, обуславливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. ЦЕНЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — условия, которые необходимы для получения избирательного права. Буржуазные конституции вводят различные цензы. Во многих буржуазных странах существует ценз оседлости, т. е. избирательное право предоставляется только тем лицам, которые прожили определенный срок в одном и том же месте. Ценз оседлости направлен против рабочих, которые в условиях капитализма и присущей ему безработицы вынуждены менять местожительство в поисках работы. В особенности он бьет по сезонным и сельскохозяйственным рабочим, лишая их права участия в выборах. Так, в одном лишь штате. Некоторые буржуазные конституции требуют наличия известного образования для пользования избирательным правом. Массы молодежи лишаются права участия в выборах по возрастному цензу.Возрастной ценз, т. е. достижение определенного возраста, как необходимое условие для того, чтобы получить право выбирать, устанавливается в разных странах различный. Еще более высокий возрастной ценз устанавливается для права быть избранным в парламент и особенно для выборов в верхнюю палату парламента. Все цензы устанавливаются в буржуазных странах для того, чтобы ограничить избирательное право широких масс. Избирательная квота — это наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.