Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка
Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).
п.
Существует и так называемая система номинации.
Для нее характерно наличие партии, занимающей
особое место в политической жизни государства,
т.е. когда одна партия осуществляет власть
непрерывно и относительно долго (десятилетие
и более). Такое возможно при отсутствии
коалиции, слабости оппозиции со стороны
других политических партий, наличии избирательной системы, отдающе
Свои особенности развития имела партийная система бывших
социалистических стран. На первом этапе
ее возникновения обозначилась тенденция
к функционированию так называемой системы кооперирова
Необходимо отметить, что типология партийных
систем не является универсальной,
ибо они постоянно изменяются в соответствии
с изменениями в общественном строе государств.
Примером тому может служить преобразование партийных систем в бывших
странах социалистического содружества
и СНГ. В этих государствах происходят
глубокие преобразования экономической,
социальной и политической структур общества,
идет процесс перехода от одно-партийности к
многопартийности. Сложно
и многотрудно формируется современная партийная система Республики
Беларусь
28. Партийная система Российской Федерации .
Партийная система России.
Партийная
система России начала складываться
в начале 90-х годов.
В 1999 году в России было зарегистрировано
139 партий;
2004 год – 48 партий;
2005 год – 36 партий;
2008 год – 14 партий.
2009 год – 7 партий.
Сокращение численности политических
партий в России объясняется несколькими
причинами:
- многие политические
партии были малочисленными, не имели
чётких программных документов и организационных
структур и не пользовались авторитетом
у народа;
- экономический кризис поставил вопрос
о совершенствовании политической системы.
Были приняты законы, ужесточающие требования
к политическим партиям, вследствие чего
произошло сокращение численности политических
партий;
- «селекционная» политика Кремля, которая
направлена на упрочение позиций правящей
партии «Единой России», выражающаяся
в принятии жёсткого законодательства
в отношении партий, и тут, политическое
равнодушие народа в отношении других
политических партий ей на руку.
По закону, политические партии должны насчитывать
не менее 50 тыс. членов, иметь региональные
отделения – обязательное условие, участвовать
в выборах в течение 5 лет (в противном
случае, по решению суда её деятельность
будет прекращена). Все 450 Депутаты Государст¬венной
Думы будут избираться только по партийным
спискам, с 5 до 7% повысился порог прохождения
в неё.
На сегодняшний день партийная система России представлена
четырьмя парламентскими партиями, прошедшими
в Государственную Думу на выборах 2007
года: «Единая Россия» – «партия власти»,
«Справедливая Россия» – левоцентристского
направления, ЛДПР – популистская партия
и КПРФ – леворадикальная. Из них к оппозиционной
партии можно отнести только КПРФ. ЛДПР
и «Справедливая Россия» вполне терпимы
по отношению к Кремлю.
«Единая Россия» лидирует в партийной
системе – это партия чиновников, куда входит большинство
депутатов Государственной Думы, большинство
губернаторов, администраторы – представители
региональной власти и местных органов
самоуправления. «Справедливая Россия»
после своего создания в 2006 году, пыталась
конкурировать с «Единой Россией» и быть
ближе к Путину, но, после того, как Путин
возглавил список «Единой России», она
фактически превратилась в спарринг-партнера
«партии власти», для которого она нужна
была для преодоления 7% барьера на выборах.
ЛДПР с 1990 года, в полной мере, воспользовалась
протестными настроениями, в условиях
экономического спада и морального кризиса
в начале 1990-х годов. Это ярко выраженная
«лидерская партия», но все её перспективы
тесно связаны с харизматичной личностью
ее вождя В. Жириновского, которого поддерживают
две группы избирателей: аутсайдеры, выражающие
своё неприятие элиты, или, скорее всего,
демонстрация этого неприятия, и молодежь,
которая голосует за В. Жириновского, как
за самого яркого эпатажного политика.
Однако, резко критикуя элиту, Жириновский
успешно сотрудничает с Кремлем, проявляет
при этом почти безграничную способность
договариваться.
КПРФ, идейная преемница КПСС, с 1993 года
возглавляемая Г, Зюгановым, не может считаться
лидерской партией. Её поддерживают, в
основном, пожилые избиратели, ностальгирующие
по СССР. Поэтому, значительные реформирования
для неё невозможны – не поддержит электорат.
Кроме того, в последнее время, усиливающиеся
в партии сталинистские тенденции, устраивают
власти, так как это ограничивает влияние
КПРФ, делает партию еще более архаичной,
делает невозможной апелляцию к городским
средним слоям и молодежи, затрудняет
победу на выборах. Уже очевидно, что даже
самые стойкие сторонники партии уже не
верят в приход партии к власти. Кроме
того, КПРФ, несмотря на искреннюю оппозиционность,
действует в рамках существующей политической
системы, определяемой Кремлём, довольно-таки,
осторожно, придерживается границ возможной
критики и не сотрудничает с радикальной
оппозицией, которая выходит за пределы
партийного спектра.
Из непарламентских партий, нужно назвать
Российскую демократическую партию «Яблоко»,
леволиберального направления, имеющую
давнюю историю, и праволиберальную –
«Правое дело». На выборах в 2003 и 2007 годах
обе партии потерпели поражение, особенно
в 2007 году, не набрав даже 3% при 7% избирательном
пороге. В информационном поле они представлены
слабо, а значительная часть общества
считает, что они ответственны за те социально-экономические
проблемы, которые имели место в начале
90-х годов.
Сохраняет свой статус и партия «Патриоты России», основанная
бизнесменом Г. Семигиным, лояльным Кремлю,
пытавшимся в борьбе с Г. Зюгановым взять
контроль над КПРФ. На выборах 2007 года
эта партия действовала на электоральном
поле КПРФ, отбирая голоса избирателей.
Скорее всего, в этом качестве она может
быть востребована и в дальнейшем, потому
как КПРФ остается оппозиционной политической
партией и продолжает критиковать власть.
Доминирование «Единой России» в партийной
системе очевидно, конечно же, на это повлияло,
что впервые в российской истории президент,
чрезвычайно популярный, возглавил избирательный
список партии. Это резко повысило рейтинг
политической партии и полностью объединило
вокруг нее всю систему исполнительной
власти.
В этой ситуации, всем понятно, что ни одна политическая
партия, кроме «Единой России»,
не претендует на власть. Другие партии
ограничены в своих возможностях, да и авторитет их
среди населения невысок. Исключением
можно было бы назвать КПРФ, но «пенсионный»
электорат у неё сокращается, а работа
с другими группами избирателей налаживается
крайне непросто.
Таким образом, замены для «Единой России»
в качестве лидирующей политической силы
нет, можно сказать, что нет дееспособной
оппозиции, которая могла бы быть страховочным
механизмом в случае масштабных кризисных
ситуаций. И если «Единая Россия» не сумеет
справиться с кризисными ситуациями в
стране, потеряет свой электорат, то ни
одна партия не сможет предстать в качестве
серьёзной оппозиции. Здесь таится опасность
деградации, выстроенной сверху, партийной
системы. Возникший вакуум могут заполнить
внесистемные элементы, а также, радикальные
политические силы, как левые, так и правые.
Сейчас они находятся в маргинальном состоянии,
но такими же «маргиналами» считались
в 1987-1988 годах тогдашние «неформалы», а
позиции почти двадцатимиллионной КПСС
казались незыблемыми.
Официальные итоги выборов 2007 года
1 «Демократическая партия России» – 0,13%
2 «Единая Россия» - 64,26
3 Российская политическая
партия Мира и Единства
4 «Коммунистическая партия Российской
Федерации» (КПРФ) – 11,59%
5 «Союз правых сил» (СПС)
– 0,96%
6 «Либерально-демократическая партия
России» (ЛДПР) – 8,15%
7 «ЯБЛОКО»
– 1,59%
8 «Патриоты России»
– 0,88%
9 Российская экологическая партия «Зеленые»
10 «Аграрная партия России» (АПР)
– 2,31%
11 «Народный Союз»
12 «Гражданская Сила»
– 1,06%
13 «Партия социальной справедливости»
- 0,22%
14 «Справедливая Россия: РОДИНА/ ПЕНСИОНЕРЫ/
ЖИЗНЬ» - 7,76%
4 декабря 2011 года россияне в шестой
раз будут выбирать депутатов Государственной
Думы.
Согласно информации с вебсайта министерства
юстиции, по состоянию на 25 июня 2011, в соответствии
с Федеральным законом «О политических
партиях», было зарегистрировано 7 политических партий
29. Лоббизм и его виды.
Лоббизм – протекционизм,
агитация и представление чьих-либо
политических либо экономических интересов
в органах государственной
В соответствии с целями,
преследуемыми группами интересов, лоббизм может
подразделяться на экономический, социальный,
социокультурный. Исходя из сфер деятельности
различают отраслевой и региональный лоббизм. В
зависимости от объектов лоббирования
(на кого направлено лоббистское воздействие)
выделяют парламентский, президентский,
правительственный лоббизм.По отношению к политической
системе классифицируют лоббизм внешний (давление оказывается
на органы власти со стороны) и внутренний
(когда представители заинтересованных
групп – депутаты парламента, члены правительства,
окружение президента, президент – «вписаны»
в политические институты).
Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов,
удовлетворяющих определенные групповые
интересы. Поэтому основными методами
лоббирования здесь выступают работа
в парламентских комитетах и комиссиях
по разработке законопроектов, а также
дебаты и слушания в парламенте.
Главными лоббистами являются
депутаты и служащие парламента, а
также эксперты, привлекаемые к разработке
проектов законов. Заинтересованная группа
ожидает от депутата эффективного представительства
своих интересов в парламенте.
В свою очередь депутат, лоббирующий
интересы определенной группы, рассчитывает
на ее финансовую и организационную
поддержку в период выборов.
Значение правительственного лоббизма оп
К внешним лоббистам относятся
многочисленные лоббистские организации:
юридические фирмы, агентства по
связям с общественностью, различные
консультативные бюро, ассоциации бизнеса
и т. п. В этих фирмах, как правило,
работают специалисты и эксперты,
имеющие опыт взаимоотношений с
органами государственной власти, знающие
все тонкости механизмов принятия решений
и имеющие возможности влияния
на принятие этих решений. Фирмы предоставляют
полный спектр услуг для своих клиентов
– от информационной поддержки до организации
лоббистских кампаний. Внутреннийлоббизм осуществляет
30. Политическая культура : содержание, структура, разновидности.
Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.
В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).
Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.
Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политическогосознания |
Культура |
Культурафункционированияполити |
Политические представления и убеждения |
Культура политического участия |
Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы |
Культура политической деятельности |
Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки |
Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов |
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
31. Политическая культура России.
Рассмотрение этого вопроса
связано с выявлением особенностей
современной политической культуры.
При этом надо иметь в виду, что
в России веками ориентировались
по преимуществу на нормы общинного
коллективизма, воплощавшие приоритет
семьи, общины, сословия, государства
перед целями и ценностями отдельной
личности. |