Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

    Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

 

Функции государства

    Функции государства  - это основные направления деятельности  государства по решению стоящих  перед ним задач. Государство  выполняет ряд функций, которые  отличают его от других политических  институтов. Они подразделяются  на внутренние и внешние.

    Внутренние функции:  экономическая; социальная; организаторская;  правовая; политическая; образовательная;  культурно-воспитательная.

    Экономическая  функция государства выражается  в организации, координации, регулировании  экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

    Социальная функция  состоит в удовлетворении потребностей  людей в работе, жилье, поддержании  здоровья; в предоставлении социальных  гарантий престарелым, инвалидам,  безработным, молодежи; в страховании  жизни, собственности, здоровья.

    Правовая функция  включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые  регулируют общественные отношения  и поведение граждан, охрану  общественного строя от разрушительных  действий экстремистов.

    Культурно-воспитательная  функция направлена на создание  условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

    Политическая функция  государства состоит в обеспечении  политической стабильности, осуществлении  властных полномочий, выработке  политического курса, отвечающего  потребностям и чаяниям широких  слоев населения, или поддержании  политического господства класса-собственника.

    Экологическая  функция. С помощью законодательства  государство устанавливает правовой  режим рационального природопользования, берет на себя обязательства  перед своими гражданами по  обеспечению здоровой, нормальней  среды обитания.

    Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

 

 

 

Признаки и структура  государства

    Признаки государства:

   наличие публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением  страны, материализованной в специфических  принудительных учреждениях и  распространяющейся на всю территорию  страны и на всех находящихся  там лиц (государство обязательно  обладает аппаратом управления  и принуждения, ибо публичная  власть - это чиновники, армия,  полиция, тюрьмы);

   система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

   территориальное деление  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех  людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности  к какому-либо роду или племени,  вероисповеданию);

   суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях);

   право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства);

   монополия на легальное  применение силы, физического принуждения  (возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государственной  власти).

    Структура государства

   По разделению власти:

  система законодательных  (представительных) учреждений;

  исполнительно-распорядительные  органы;

  судебные органы.

   По выполняемым  функциям.

   Органы, осуществляющие  внутренние функции:

  = охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

  = социально-экономическое  регулирование (финансово-налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной  службы, транспорта;

  = духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

    Органы, осуществляющие  внешние функции:

  - вооруженные силы;

  - разведка;

  - органы межгосударственных  отношений.

 

Типология государств

     Типология государств - это их специфическая классификация,  проводимая в основном с позиции  двух подходов: формационного и цивилизационного.

     При формационном  подходе главным критерием являются  социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Независимости от типов экономического  базиса выделяют следующие типы  государств рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

    Достоинства формационной  типологии:

   - использует плодотворную  идею делить государства на  основе социально-экономических  факторов, которые действительно  влияют на общество;

   - показывает поэтапный,  исторический характер развития  государства.

    Недостатки:

   - формационная типология  однолинейна и характеризуется  запрограммированностью, а история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

   - недооцениваются  духовные факторы (религиозные,  национальные, культурные).

     При цивилизационном  подходе основным критерием выступают  духовные признаки - культурные, религиозные,  национальные, психологические.

    Достоинства цивилизационной  типологии:

   - факторы культуры  выделены как существенные в  определенных условиях;

   - в связи с расширением  количества духовных критериев,  которые характеризуют особенности  тех или иных цивилизаций, получается  более "заземленная", близкая  к реальности типология государств.

   Недостатки цивилизационной  типологии:

  - недооцениваются социально-экономические  факторы;

  - по сути, эта типология  не столько государства, сколько  общества.

 

Тенденции в развитии современного государства

    В развитии современного  государства можно выделить несколько  тенденций.

Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

    Конституция Российской  Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает  нашу страну демократическим,  правовым и федеративным государством  с республиканской формой правления.

    Важной тенденцией  в развитии современного государства  выступает демократическая ограниченность  суверенитета государства, которая  идет на смену его абсолютному  суверенитету. Раньше любая попытка  дать рекомендации со стороны  мирового сообщества тому или  иному государству расценивалась  как вмешательство в его внутренние  дела. Сейчас, в условиях современного  взаимозависимого мира, решение  отдельных проблем требует определенного  разумного самоограничения суверенитета.

    Тенденция децентрализации  государственной власти. Власть  перераспределяется между высшими  государственными структурами в  пользу местных структур в  целях придания им больших  демократических начал и самостоятельности  в решениях, то есть наблюдается  развитие самоуправления.

    Важными тенденциями  в развитии современного государства  также выступают: тенденция к  интеграции экономической и политической  жизни, тенденция к оживлению  национальных движений и дроблению  уже существующих государств.

    Тенденция к  интеграции проявляется в увеличении  количества государств, входящих  в Европейское Сообщество, которое  в 1994 г. пополнилось еще тремя  государствами - Австрией, Швецией  и Финляндией и насчитывает  15 стран.

    Одновременно с  процессами интеграции идут процессы  дезинтеграции, то есть дробления  государств, создания самостоятельных  государств на основе распавшихся  федераций, выделения автономий  из унитарных государств, предоставления  им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного  государства.

    Стремление к  самостоятельности и обособлению  можно оценить положительно, если  бы процессы дезинтеграции не  сопровождались этническими конфликтами.  Европа в последнее время переживает  более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность  любой политической системы. Поэтому  политологи говорят о необходимости  определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических  движений.

    Важная тенденция  в развитии современного государства  - стремление иметь собственную  идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную  функцию, когда не существует  объединяющей идеи. В условиях  многонационального государства  нужна идея, которая объединила  бы народы, населяющие Россию, укрепила  основы патриотизма и общности  исторической судьбы различных  социально-политических и национальных  сил. Наличие идеи могло бы  способствовать укреплению стабильности  государства.

    Еще одна важная  тенденция связана с сокращением  бюрократического управленческого  аппарата и уменьшением расходов  на его содержание.

    Государственные  служащие-бюрократы имеют свои  эгоистические интересы, не совпадающие  с интересами государства.

 

Форма государства

    Форма государства  - это способ организации политической  власти, охватывающий форму правления,  форму государственного устройства  и политический режим.

    Форма государства  определяет - кто и как правит  в обществе, как устроены и  действуют в нем государственно-властные  структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические  образования с государством, как  осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

    От формы государства  зависит сама политическая жизнь,  в обществе, устойчивость государственных  институтов.

    Элементы формы  государства.

   › форма правления.  Характеризует порядок образования  и организации высших органов  государственной власти, их взаимоотношения  друг с другом и населением. В зависимости от особенностей  формы правления государства  подразделяются на монархические и республиканские;

   › форма государственного  устройства. Отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством и его составными  территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

   › политический (государственный)  режим. Представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей  набора данных приемов государственного  властвования различают демократический  и антидемократический политический (государственные) режимы.

 

Форма государственного правления

    Форма государственного  правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

    В зависимости  от положения главы государства  формы правления подразделяются  на монархии и республики.

    Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).

    Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не  зависит от воли населения.

    Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

    Республика (от  лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

    Признаки республики:

  - выборность власти;

  - зависимость от воли  избирателей;

  - срочность полномочий  органов управления;

    В зависимости  от того, кто формирует правительство,  кому оно подотчетно и подконтрольно,  республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии