Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка
Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).
20. Политическая система: ее
Политическая система – категория историческая и появилась в обществе в период распада первобытнообщинного строя. Достаточно обратиться к идеям мыслителей прошлого (Аристотель, Н. Макиавелли, Ж. Ж. Руссо ), которые представляли политику как некую самостоятельную целостность, поставили и попытались ответить на вопрос, кому принадлежит власть и как она обеспечивается, обосновали необходимость политического оформления общества, регулирования интересов различных социальных групп. Подробную и тщательную разработку понятие политическая система получило в 60-е годы XX века в трудах американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда, общепризнанных основоположников теории политических систем, а также их последователей.
Каковы же структура и функции политической системы?
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, с ее природной средой и природными ресурсами, а также внешнеполитическим окружением.
В исследованиях зарубежных политологов и наших отечественных ученых выделяются пять компонентов политической системы:
- институциональный (политические институты – государство, политическая власть, политические партии и общественно-политические движения, профессиональные союзы, неполитические по своей природе социальные институты – средства массовой информации, церковь;
- регулятивный (политические принципы, нормы, традиции и т. п.);
- функциональный (формы
и направления политической
- коммуникативный (формы взаимодействия как внутри политической системы между партиями и государством, обществом и государством, политикой и экономикой, так и между политическими системами разных стран);
- идеологический (политическое сознание, идеология, политическая культура, политическая социализация).
Кратко обозначим роль и место наиболее важных элементов структуры политической системы.
Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, являетсягосударство. Оно обеспечивает независимость страны и поддерживает порядок в обществе, регулирует политические отношения. Местные органы власти определяют политическую жизнь в конкретном регионе. Важное значение в защите прав граждан имеет конституция страны. В этом документе дается не только характеристика политической системы общества, но и закладываются основы правопорядка, определяются сферы законодательной, исполнительной, судебной властей и т. п.
В рамках конституции осуществляют свою деятельность политические партии, которые выступают связующими звеньями между обществом и государством, влияют на выработку политической линии страны
Общественные объединения, организации, движения содействуют выполнению социально-экономических программ, широко практикуют разработку требований, различных предложений для представления в государственные органы, добиваются их выполнения.
Следовательно, политическая система сформирована по принципу пирамиды: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Аналогично построены и подсистемы, имеющие вертикальные структуры: от массовой базы – к руководящим учреждениям.
Перейдем к характеристике функ
Выделим следующие функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; организация деятельности общества, различных социальных групп для реализации целей, задач, программ развития; согласование интересов государственных образований (подразделений) и населения; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания народа или манипулирование им; утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Таким образом, функции политической системы можно обозначить как: а) координирующую, б) интегративную, в) направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов.
С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Система эффективна, когда она не разделяет, не раскалывает общество, а способствует его объединению. Эффективность политической системы выражается как в способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, так и в формировании гармоничных отношений со средой.
Исходя из анализа
структуры и функций
Итак, политическая
система является наиболее сложной
формой политических связей в обществе.
В то же время она не должна быть
застывшей, неизменной. Гибкость, вариативность,
множественность социально-
21. Политическая система
Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.
Верхний уровень
включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату, Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".
Нижний уровень
российской политической системы во многом теневой, нелегитимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это, прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но, тем не менее, в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.
Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы.
С одной стороны, по своим формальным
характеристикам российская политическая
система является аналогом самых
развитых европейских демократий: в
России гарантированы свобода
Противоречие между двумя
Двухуровневая политическая система
- наследие преимущественно
Процесс модернизации постсоветской
политической системы предполагает
снятие, минимизацию названного выше
противоречия посредством постепенного
размывания нижнего, теневого ее уровня
и укрепления верхнего этажа - собственно
партийно-профсоюзной системы
Основные критерии и ожидаемые направления изменения баланса названных двух уровней российской политсистемы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:
а) возрастание роли партий в организации избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных округах - даже если парламентские выборы будут проходить исключительно по мажоритарной системе; б) формирование органов исполнительной власти федеральным парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации - в результате межпартийных и межфракционных соглашений; в) перенос, таким образом, конкуренции и борьбы различных "групп интересов" из коридоров исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего - в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей; г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих "групп интересов" средств массовой информации.
Важным условием размывания нижнего
и укрепления верхнего уровней российской
политической системы является хотя
бы частичный перевод деятельности
"групп интересов" в правовое
русло, в рамки законов и стандартов
политической системы президентско-
22. Государство как основной политический институт : сущность, функции, структуры.
Понятие и причины существования государства
Государство - это
политическая общность, имеющая
определенную структуру,
С момента своего
возникновения государство
В литературе
выделяются факторы, влияющие
на образование государства: