Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка
Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).
В президентской
республике президент
В парламентской
республике правительство
Официальной главой
государства является
Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров утверждает его решения.
Парламент имеет
возможность контролировать
Правовое государство
Правовое государство
- это ферма организации и
Предполагает, что
все правовые акты
Отличительные
признаки правового
~ верховенство закона
во всех сферах жизни общества.
Закон устанавливает права и
обязанности участников
гарантии прав личности,
возможности ее свободного
~ взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;
~ принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Социальное
государство представляет
Функции социального
государства не сводятся к
поддержке малообеспеченных
Особенности реформирования государственного устройства в современной России
Государственное
устройство России исторически
складывалась так, что
Унитарным оно
было с точки зрения
Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).
Федерация - это
такое государство, которое
В федерации
имеются высшие федеральные
Конфедеративным
было потому, что некоторые государства
сохраняли за собой право
Конфедерация - достаточно
рыхлое объединение государств.
Они существовали в
По Конституции
Советский Союз представлял
После распада
СССР перед Россией остро
В России сформировалась
конституционно-договорная
Государственная власть в Российской Федерации
Президент РФ:
является главой государства;
является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
обеспечивает согласованное
функционирование и
определяет основные
направления внутренней и
представляет РФ внутри
страны и в международных
Федеральное Собрание
РФ является представительным
и законодательным Органом РФ.
Оно состоит из двух палат
- Совета Федерации и
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменений границ между субъектами РФ;
утверждение указов
Президента о введении
назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;
назначение на должность
судей Конституционного Суда
и Генерального прокурора и
освобождение последнего от
решение вопроса о
возможности использования
К ведению Государственной Думы относятся:
дача согласия на
назначение Председателя
решение вопроса о доверии Правительству;
назначение на должность
и освобождение от нее
объявление амнистии;
выдвижение обвинений
против Президента РФ для
Правительство РФ:
осуществляет исполнительную власть;
разрабатывает и представляет
федеральный бюджет и
обеспечивает проведение
в РФ единой финансово-
обеспечивает проведение
единой государственной
осуществляет управление
федеральной собственностью; осуществляет
меры по обеспечению
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
Суды РФ
Конституционный Суд:
разрешает дела о
соответствии федеральных
разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;
дает толкование Конституции РФ;
дает заключение о
соблюдении установленного
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Высший арбитражный
суд является высшим судебным
органом по разрешению
23. Формы государства и
Форма государства - это его устройство,
выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между
людьми и государством, между государством
и людьми в процессе управления ими
(политический режим), в способах организации
высших органов государственной
власти (форма правления) и в административно-
Можно отметить многообразие форм государств
в современном мире. Это определяется
тем, что форма каждого конкретного государства
складывается под действием множества
факторов.
Среди факторов, влияющих на форму государства
можно отметить:
1. особенности исторического развития
государства;
2. исторические традиции;
3. различные политико-правовые идеи;
4. национальный состав населения;
5. внешние факторы (международное положение
и т. д.).
Прямо и непосредственно влияет на установление
формы конкретного государства соотношение
социальных сил, политическая борьба и
её результаты.
^ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма государственного устройства - это
национальное и административно-
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура
государства;
- каково правовое положение этих частей
и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными
и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на
этой территории.
По форме государственного устройства
все государства можно подразделить на
три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
в унитарном государстве все административные единицы представляют
собой части единого целого, а государственные
органы – части единой политической системе,
функционирующей на основе единой конституции
и в рамках однородного правого поля. Унитарное
государство характеризуется следующими
признаками:
а) оно предполагает существование единых
высших исполнительных, представительных
и судебных органов;
б) на его территории действуют одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство;
в) составные части такого государства
суверенитетом не обладают;
г) все внешние межгосударственные отношения
осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной
арене;
д) имеет единые вооруженные силы, руководство
которыми осуществляется центральными
органами государственной власти. Среди
унитарных государств выделяют с точки
зрения концентрации властных полномочий
на высших этажах государства централизованные (
федеративное государство представляет
собой свободное объединение отдельных
государств (регионов, областей, земель),
каждое из которых обладает определенной
автономией и имеет особые отношения с
центром. По мнению канадского политолога
Р. Уаттса, в “настоящее время около 2 миллиардов
человек проживает в 23 федерациях, которые,
в свою очередь, охватывают 480 членов федераций
или федеральных земель, каждое из которых
может сравниться со 180-ю политически суверенными
государствами”. По сути дела каждая федерация
представляет собой форму сочетания двух
государственных суверенитетов. С точки
зрения внутреннего строения федерации
отличаются:
- наличием двух уровней управления, обладающих
собственной компетенцией в вопросах
представления интересов граждан;
- конституционным распределением исполнительных
и законодательных полномочий центра
и субъектов федерации;
- обеспечением представительства региональных
интересов на федеральном уровне;
- верховенством федеративной конституции,
которая не может изменяться односторонне
и требует согласия большинства членов
федерации;
- наличием третейского (независимого)
суда, разрешающего споры властей разного
уровня;
- наличием института межправительственного
сотрудничества, регулирующего проблемы,
входящие в совместное ведение сторон.
Федерации строятся по территориальному
и национальному признакам, которые в
значительной степени определяют характер,
содержание, структуру государственного
устройства. Территориальные федерации
характеризуются значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов
федерации, в то время как национальные
федерации характеризуются более сложным
государственным устройством. Основное
различие между ними состоит в различной
степени суверенности их субъектов;
конфедерация представляет собой союз самостоятельных
государств, которые временно передают
часть своих полномочий для осуществления
совместных целей союзным органам. Члены
конфедерации практически полностью сохраняют
свой внутренний и внешний суверенитет,
обладая правом свободного одностороннего
выхода из состава союза. В конфедерации
нет единого гражданства. Общие органы
власти и управления не имеют права непосредственного
налогообложения граждан стран-участниц.
К разновидностям государственных объединений
конфедеративного типа относятся:
кондоминимумы, представляющие собой
политические союзы, осуществляющие общее
управление двумя или большим числом внешних
территорий, но таким образом, что население
этих государств имеет большую свободу
самоуправления (Андорра);
ассоциированные государства, функционирующие
на основе договорных союзов, которые
могут быть приостановлены на заранее
оговоренных условиях (Острова Кука и
Новая Зеландия, Маршалловы острова и
США);
договорные союзы, представляющие собой политическое устройство,
при котором большое государство управляет
меньшим, не имеющим практически никакого
обратного воздействия на него (Бутан
и Индия).
^ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления - организация верховной
государственной власти и порядок ее образования.
Характер формы правления в конечном счете
зависит от типа общества. В обществах,
не связанных экономическими узами обмена
и вынужденных объединяться посредством
централизованной государственной власти,
естественной формой правления представляется
монархия. Там, где форма правления не
сопряжена с иерархической системой феодальной
собственности на землю и ее верховным
собственником в лице самого монарха,
она принимает вид деспотии. Для обществ,
основанных на обменных отношениях между
свободными, политически равными субъектами
- собственниками, характерна республиканская
форма правления.
Монархии (от греч. monarchia – единовластие) представляют собой
такую форму государственного устройства,
источником и одновременно высшим выражением
власти в котором является одно лицо, получающее
данные полномочия по наследству и потому
не зависящее от выбора населения. Они
бывают абсолютными, где высшие исполнительные
и законодательные функции всецело принадлежат
единоличным главам государства (Саудовская
Аравия, Оман, Катар), так и конституционными,
где власть правителя, реальный механизм
власти действует в рамках конституционных
норм, ограничивающих полномочия монархов
функциями иных органов власти. Конституционные
монархии, в свою очередь, делятся на:
а) дуалистические, где монарх наделен
в основном исполнительными и частично
законодательными функциями (Иордания,
Кувейт, Бахрейн, Марокко);
б) парламентские, где “первые лица”
в основном обладают представительскими
функциями, не имея возможности существенно
влиять на политические решения (Великобритания,
Испания, Швеция).
Республики (от лат. res publica – общественное
дело) означают формы правления, отличающиеся
выборным характером высших органов государственной
власти. В свою очередь, республики разделяются
на парламентские и президентск
Наряду с этими устоявшимися моделями
организации государственной власти в
мире сложились и такие формы, которые
не могут быть отнесены однозначно к тому
или иному типу правления. Среди подобных
смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую
(Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт
президентства предельно концентрирует
все высшие полномочия основных ветвей
власти и занимает практически бесконтрольное
положение в государстве. Другой формой
смешанного правления является президентско-парламентская
или полупрезиденстская республика (Ирландия,
Португалия, Франция, Финляндия). Здесь
у правительства существует двойная система
ответственности перед президентом и
парламентом, ведущая к том, что сильная
президентская власть соединяется с контролем
за правительством со стороны парламента.