Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

В современном мире нередко ведутся  дискуссии о том, в какой мере допустимо политическое, государственное  вмешательство в экономику. Некоторые  ученые выступают за полную независимость  экономики от политики. Другие считают  подобные представления весьма спорными и сомнительными.

Однако потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн или же в условиях реформирования экономики. Однако равновесие между экономикой и политикой достаточно неустойчивое, поэтому опасно пытаться решить экономические проблемы методами принуждения. Как свидетельствует исторический опыт России, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие сильное отрицательное влияние. Можно вспомнить такие экономические потрясения, как коллективизация, мелиорация, планы переброса вод северных рек, ваучеризация и т. п.

В конце XX в. экономика и политика приобрели отчетливо выраженный международный характер. Набрали силу процессы глобализации. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций, которые играют ведущую роль в развитии экономического партнерства (ООН, МВФ, ЮНЕСКО и т. п.). На Европейском континенте важное место в координации политики занимает СБСЕ (Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе). Сложился и оформился как союз государств Европейский Союз — с нивелированной общей политикой и единой денежной системой.

 

46. Власть и оппозиция В современном обществе существует плюрализм мнений. Но различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения подавления. Политика становится зоной уголовного преследования, военного противостояния. В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает, — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее. Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть многообразными: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция).

Власть и оппозиция, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни  общества. В РФ в таком качестве выступали «Яблоко», СПС.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных  причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается  из политической системы, а ее права  и притязания не признаются, а подавляются  властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы. В РФ в таком положении находится, например, НБП.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней.

 

47. Политический режим:  понятие и признаки Под термином «политический режим» понимают методы осуществления политической власти, приводящие к созданию гармоничного или негармоничного состояния общества, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, деятельности политических институтов. Политический режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управлении государством и обществом и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Изменение политического режима отражается на ведении внешней и внутренней политики государства. Поэтому политический режим связан не только с формой власти, но и с самой ее сущностью. Он отражается на престиже государства и жизни его граждан. 1. Политический режим зависит от методов, которыми в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма и применяется только правовое принуждение, то перед нами прогрессивный, демократический, режим. Если власть осуществляется методами насилия, складывается реакционный, антидемократический, режим. Существуют режимы, сочетающие в себе оба начала. 2. Политический режим определяет соотношение политических сил в стране. Там, где существует устойчивый баланс политических сил или есть национальное согласие, формируется стабильный политический режим. Когда в стране ни одна из политических сил не может укрепиться, политический режим постоянно изменяется. При демократическом режиме высшие органы государства облечены доверием народа, они реализуют власть в его интересах демократическими и правовыми методами. При таком режиме права и свободы человека и гражданина гарантированы и защищены, закон правит во всех сферах общества. При недемократических режимах власть берут в свои руки реакционеры, которые правят диктаторскими, насильственными, методами. В такой стране права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищены, а в самом обществе царят произвол и беззаконие. Наиболее недемократическим является тоталитарный, фашистский, режим.

 

48. Демократический режим Политический режим характеризуют методы и способы, которые используются при осуществлении государственной власти, а значит, в процессе государственного управления обществом. В этом плане политический режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управлении государством и обществом. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством.

Демократическое государство предоставляет  своим гражданам широкие права  и свободы, а не ограничивается только их провозглашением, создавая для народа государство равных прав и возможностей. Государство обеспечивает социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии прав и свобод.

Избирая граждан в представительские  органы и назначая на должности, учитываются профессионализм и высокие моральные качества. При демократическом режиме существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Обычными атрибутами общественной жизни становятся свободное волеизъявление граждан: референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. В принятии государственных решений участвуют общественные организации, народ имеет право контролировать исполнительную власть и требовать от нее ответа. Управление делами общества становится массовым и идет по двум линиям: 1) выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция) и 2) контроль за исполнительной властью.

Таким образом, демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления. Изменяется и сама система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность.

 

49. Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как его разновидность. Авторитарный режим может быть основан на праве или морали, народ становится бесправным.

Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа; 2) игнорирование принципа разделения властей; 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом; 4) суд выступает, по сути, вспомогательным органом; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, но не применяются массовые репрессии 7) сохраняется частичная цензура; 8) отсутствие единой идеологии; 9) отказ от тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; 10) существует частичный плюрализм; 11) права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; 12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 13) роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический.

При авторитарном режиме государственная  власть не избирается и не контролируется гражданами, она от них отделена, хотя могут существовать парламенты или иные представительские органы, но управление сводится к выполнению решений, которые принимает либо диктатор, либо правящая элита. Правящая элита для достижения своих целей не руководствуется законами, постепенно из нее выделяется сильный лидер, который возглавляет власть, хотя может стоять в тени этой власти.

 

50. Условия для возникновения  тоталитарного режима Авторитарные режимы разнообразны. Это неевропейские монархии (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия), диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Для того чтобы авторитарный режим возник, должны сложиться условия для его появления. Условия возникновения режима авторитарной власти: 1. Социальный и политический кризис общества, для которого характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, связанная с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни, совершающаяся в течение жизни одногодвух поколений. 2. Размывание наличной социальноклассовой структуры и маргинализация основной массы населения, которые всегда связаны с ломкой исторического уклада жизни общества. Появление больших масс людей, выбитых из традиционных гнезд существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных, переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства. 3. Возрастание настроения заброшенности и отчаяния, стремление к восстановлению социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни, которое берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

4. Возрастание роли исполнительных  органов государственной власти  и основной военной силы —  армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает  бюрократия, без которой невозможно  функционирование — более или  менее успешное — исполнительной  власти в условиях нарастающего  кризиса и которая становится  источником и хранителем власти, стоящей над обществом. 5. Решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой.

 

51. Тоталитарный режим Основное отличие тоталитарного режима от всех прочих — это всепроникающая, всеохватная, всеконтролирующая власть, перед которой человек чувствует себя беззащитным и беспомощным.

Это порождение XX в., до которого были режимы диктаторские, но не было тоталитарных. При тоталитарном режиме существует только одна официальная идеология, которая формируется и задается общественнополитическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, часто харизматическим (Ленин, Гитлер, Сталин, Мао Цзе дун). Иные точки зрения подавляются.

Существует только одна правящая партия, а остальные партии стремятся  разогнать, запретить, уничтожить. Эта  правящая партия объявляется ведущей  силой общества, она захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов (НСДАП, КПСС). На ключевые посты попадают только члены партии, возникает запрет на свободу слова и информации. Начинается крайняя централизация управления, инициатива строго наказывается, местная власть только исполняет приказы сверху, к населению применяют физическое насилие. Государство устанавливает полный, т. е. тотальный (отсюда и название), контроль над всеми сферами жизни общества. В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом; 6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; 7) права и свободы человека и гражданина носят декларативный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"