Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка
1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
60. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Исходя из самого понимания государства, оно обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Обладает оно высшей властью в пределах собственных границ, поскольку само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.
Верховенство государственной власти предполагает: 1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; 2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
3) осуществление властных
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т. п. Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
61. Государственная власть
как особая разновидность
62. Сущность государства Вопросом, что такое государство, задавались мыслители еще в древности. Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Через два тысячелетия Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком». В основном все сходились на том, что государство создано ради поддержания правопорядка, видели в этом его суть и главное назначение. Однако это лишь один из признаков государства. В Новое время суть государства определяли как совокупность людей, территории, где они живут, и власти. Л. Дюги выделяет следующие элементы государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть 4) правительство.
В этом вопросе единогласия не было: кто отождествлял государство со страной, кто — с обществом, кто — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Ф. Ф. Кокошкин считал, что «государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития».
Наиболее распространены сегодня классовый и общесоциальный подходы: первый определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, второй — как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Наибольшую сложность, по М. Веберу, представляет то, что «государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т. е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют" политическими", т. е. в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».
Энгельс сказал о сути государство кратко, но емко: «Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Ленин слегка его поправил, «подавление» заменил на «поддержание господства».
63. Функции государства - основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Наиболее существенно в этих функциях следующее: — они выражают и конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность, их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества; — в них воплощается и раскрывается активная служебная роль государства как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису и реализуется практическая деятельность внутри страны и на международной арене; — они возникают и развиваются сообразно историческим задачам и целям государства, которое выполняет социальное назначение путем осуществления отведенных ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности; — в государствах различных исторических типов они проявляют и объективируют особенности и закономерности развития, динамику социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Поскольку деятельность государства многогранна, она охватывает самые разные стороны общественной жизни.
Эти направления деятельности государства и называются функциями государства. По направленности государственные функции делятся на внутренние и внешние. Первые охватывают весь спектр внутренней политики, вторые направлены на обеспечение существования государства в мировом обществе.
К внутренним функциям относятся: 1. Охранительная. 2. Экономическая. 3. Социальная. 4. Культурно-воспитательная. 5. Природоохранительная. К внешним функциям относятся: 1. Защита государства от вооруженных нападений других государств. 2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. 3. Борьба с международной преступностью и терроризмом. 4. Участие в международной охране окружающей среды.
64. Типология государств — это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. Формационный подход базируется на марксистском учении, понимающем историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Он определяется типом производственных отношений, господствующим классом, социальным назначением.
Формационный подход оперирует термином «исторические типы государства» — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Первые три относились к эксплуататорским формациям, последний — к народной.
Достоинства формационной типологии: продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов; идея поэтапности, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: типология однолинейна, между тем как история многовариантна; недооцениваются духовные факторы.
Цивилизационный подход связывает тип государства с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Наиболее известна «теория стадий экономического роста» Уолта Ростоу, по которой все общества можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество (аграрное); переходное общество, в котором закладываются основы преобразований (добывающая промышленность); общество, переживающее процесс сдвига (научно-технический прогресс); созревающее общество (превышение выпуска продукции над ростом населения) и общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия). К теории Ростоу примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает. Особняком стоит цивилизационная теория А. Тойнби, считавшего, что цивилизации можно рассматривать только как локальные образования. Они не связаны между собой и проходят постепенно период рождения, роста, расцвета и упадка.
65. Форма государства - способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Территория, население, власть относятся к общим содержательным характеристикам государства, они присущи всем государствам, которые существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что и понимается под «формой государства».
Политологическая категория «
1) форма правления (
66. Форма государственного правления Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределения властных полномочий. Форма правления уясняет: 1. Как создаются высшие органы государства и каково их строение. 2. Какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. 3. Как строятся отношения между верховной властью и населением страны. 4. В какой мере органы высших органов государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан.
Формы правления делятся на два вида: монархия и республика. Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.
Обобщающие признаки монархии: — наличие единоличного главы государства; — пользование властью пожизненно; — наследственный порядок наследования власти; — представительство в государствах, по усмотрению монарха; — юридическая безответственность монарха; — исторический и религиозный символ власти. Республика — такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Обобщающие признаки республики: — наличие единоличного или коллегиального правового государства; — выборность на определенный срок главы государства и других органов государственной власти; — ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; — обязательность решений верховной власти для всех других государственных органов; — сфере преимущественная защита граждан государства.
67. Форма госуд устройства
- национальное
и административно-
По форме государственного устройства
все государства можно