Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

6) по месту в политическом  спектре: левые, центристские  и правые; 7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические; 8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре:  парламентские (где в качестве  первичных образований выступают  территориальные комитеты), лейбористские  (представляющие собой разновидность  парламентских партий, допускающих  коллективное членство, в том  числе и трудовых коллективов)  и авангардные (построенные на  принципах демократического централизма  и территориально-производственного  объединения своих членов) и т.  п.

 

 

76. Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и  реакционные партии Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоятельного формирования правительства. Коалиционные — это партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти путем получения большинства в государственных структурах, через объединение, коалицию с другими партиями, имеющими сходную идеологию и программу. У организационного центра коалиционной партии фактически нет рычагов обеспечения единомыслия ее членов. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии. Революционные — стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни. Их отличительными чертами являются централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Классическим примером может считаться РСДРП.

Консервативные — стремятся  к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности. Реакционные — основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.

 

77. Партийные системы - совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом, которые раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

типы партийных систем: 1) в зависимости от характера политического режима — демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в них обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе, как в РФ), двухпартийные (в них обеспечивается право одной из двух партий в случае ее победы на выборах — большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства здесь чаще всего бывают коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости  партийной структуры и межпартийных  отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера  межпартийных отношений: конкурентные  и неконкурентные.

 

78. Общественно-политические  движения (ОПД) партиями не являются, однако на политическую жизнь страны оказывают огромное влияние. Общественно-политическим движением называется наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В ОПД включаются люди, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий либо не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий: 1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп); 2) ОПД чаще всего придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы или цели (достигнув этой цели, движение прекращает существование); 3) ОПД не столь долговременны, как партии; 4) ОПД, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, заставить власть решить проблему (при борьбе за власть ОПД трансформируется в политическую партию); 5) центром политической активности в ОПД выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т. д.; 6) в ОПД отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.). Виды общественно-политических движений: 1) социально-политические, этнополитические, конфессиональные и т. д. (в зависимости от сферы деятельности); 2) революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические (в зависимости от целей);

3) массовые либо элитарные (в  зависимости от количества участников); 4) левые, центристские и правые (в зависимости от места в  политическом спектре); 5) местные,  региональные и т. п. (в зависимости  от масштаба деятельности); 6) профессиональные, женские, молодежные (в зависимости  от социального состава); 7) сознательно  организуемые и стихийные.

 

79. Группы давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. группы давления являются формальными объединениями граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т. д.). Благодаря очень жесткой организационной структуре они могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, нередко конкурируя по степени влияния с политическими партиями. Наиболее характерны успехи у массовых и давно сложившихся групп давления — профсоюзов, которые заставляли правительства пересматривать законы. Для победы в борьбе за права граждан группы давления применяют различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т. п. Воздействие групп давления на государственные органы идет по типичному сценарию: 1) непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти либо в качестве функционеров управленческого аппарата; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; 3) постоянные личные контакты с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д. Успешность деятельности группы давления зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.). Но в отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, целью групп давления является оказание влияния на политику, чтобы поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Разновидностями групп давления являются профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления принято считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (масоны, университетские братства и т. п.).

 

80. Типология групп давления Теория групп давления была впервые сформулирована А. Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. В дальнейшем разработку теории групп давления (иначе «групп интересов») продолжил Д. Истон. В политической науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности. 1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на: — анемические — возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги); — институциональные — это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, представительства автономий в федеральных центрах и др.).

2. С точки зрения специализации  деятельности: — ассоциативные группы — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права); — неассоциативные группы — неформальные и недобровольные объединения на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Распространены градации групп интересов по сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

Некоторые ученые относят к группам  давления также и общественно-политические движения — объединения и ассоциации, не входящие в государственные и  партийные структуры, соединяющие  солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как  правило, политические движения придерживаются одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

 

81. Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В основе этих отношений лежит экономика, но, поскольку государство взяло на себя функции управления и властного регулирования социальных процессов, граждане для решения также и экономических вопросов вступают между собой, партиями, сообществами и государством в политические отношения. Политика и экономика в этом плане оказываются тесно связанными.

Основные характеристики политических отношений: 1) возникают при активном участии сознания, выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями; 2) для их изменения недостаточно слова, а требуется соответствующее действие; 3) влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру; могут оказывать воздействие на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер действия государственного механизма можно поддерживать развитие культуры, науки, религии или препятствовать ему, поддерживать одни нравы и подавлять другие; 4) используют специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей на основе определенных принципов.

Различают две стороны, или формы, существования политических отношений: политическая деятельность — в ней  выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных усилий людей — и политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил. Этот аспект политики также называется институциональным, т. е. организованным на основе определенных нормы, правил поведения. Политические организации имеют признаки: а) служат средством определения и выражения действующих интересов социальных групп, формирования и воплощения воли субъектов политики; б) связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти.

 

82. Политический плюрализм - принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти, который предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

В определении выражена суть политического  плюрализма — это множественность  мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных  групп общества. Он проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях и представительных органах  всех уровней.

Хотя политический плюрализм связан с разнообразием форм собственности, но его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп  людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности, и из экономической плоскости  он перетекает в социальную. Эта социальная значимость плюрализма заключается в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению человеком своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе, или толерантность. Поскольку политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, он предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей без нарушения конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству (также политическому меньшинству — оппозиции) свои структуры и бороться за отмену не устраивающих его решений. Политический плюрализм включает: многообразие политических идей и организационных форм; отрицание моноцентризма; свободу объединения людей в партии и иные законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятельность; ограничение центральной власти разделение властей; возможность смены политических структур у власти и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"