Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка
1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
68. Соотношение общества и государства Под обществом в широком значении слова понимают совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически конкретный тип социальной системы, определенную форму общественных отношений. государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Общество и государство — понятия разноуровневые. Общество в этом смысле гораздо шире понятия государства, поскольку в обществе кроме государства существуют и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д.). Государство — всего лишь политическая часть общества, его элемент. государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства, по его типу, можно судить о характере всего общества в целом, его сущности. По отношению ко всему обществу государство выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — как орудие подавления и насилия Несовпадение целей общества и государства может приводить к конфликтам, социальным потрясениям, революциям. общество как совокупность населения возникло раньше и имеет более богатую историю развития, в отличие от государства, рожденного формирующимся классовым обществом, на выходе из первобытно-общинного строя. Рожденное развивающимся обществом, государство приобрело по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия. Слишком сильное бюрократическое государство порождает отчужденное от управления общество. Слишком слабое государство не может защитить общество и, в конце концов, погибает под влиянием внутренних или внешних факторов.
69. Гражданское общество Современное понимание гражданского общества предполагает наличие целого комплекса существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов.
В экономическом плане это
Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, в праве участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т. д.
Гражданское общество есть сложно структурированная
плюралистическая система. Наличие
многообразных общественных форм и
институтов (профсоюзы, партии, объединения
предпринимателей, общества потребителей,
клубы и т. п.) позволяет выразить
и реализовать самые
Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Люди, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина.
70. Структура гражданского общества В структурном отношении гражданское общество условно делится на три сферы приложения сил — экономическую, политико-правовую и духовную. Экономическая сфера характеризуется экономическими отношениями и, прежде всего, отношениями собственности, а также наличием свободных владельцев средств производства. Политико-правовая сфера характеризуется отношениями, возникающими в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях, и предполагает законообеспеченность населения.
Духовная сфера
Но гражданское общество не может полноценно функционировать, если для этого не будет условий: 1. Экономические: собственность. Каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.
2. Политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.
3. Культурные: повышение образовательного уровня, доступность информации, правовая культура, развитие собственно знания. 4. Социальные: наличие класса среднего собственника.
Идеального гражданского общества не создано сегодня ни в одной стране. Наиболее близки к нему Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя говорить о наличии развитого гражданского общества — стране предстоит преодолеть стереотипы и препятствия на этом пути: доминанту государственного начала над личностным и пренебрежительное отношение граждан к законам.
71. Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Основными признаками правового государства являются: 1. Господство права. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушаются его суверенитет, интересы его граждан.
2. Верховенство закона как один
из признаков правового
72. Разделение властей
как принцип правового
73. Государство и личность: права человека Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Нередко права человека ассоциируют также с правами личности и гражданина, но между ними имеются отличия. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от человека, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Права гражданина — это совокупность естественных правомочий и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства; закрепляются в конституциях и законодательных актах. Права личности — это правомочия, принадлежащие конкретному человеку в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического и общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать так. Гражданские (личные) права — право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, переписки, телефонных переговоров, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства и др. Экономические права — право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, право на участие в разных видах собственности, право на предпринимательскую деятельность, право выбирать род деятельности и профессию и т. д. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом — право на гражданство, на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др. Социальные права — право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медпомощь. Культурные права обусловливают независимость духовного мира личности — право на пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу творчества, доступ к культурным ценностям. Экологические права гарантируют нормальные и безопасные условия жизни — право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба. Информационные права позволяют реализовать правовой статус личности.
74. Понятие, функции и структура политических партий Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.
Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Среди функций политических партий выделяют: 1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; 2) активизацию и интеграцию определенной части людей; 3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки; 4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью; 5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; 6) политическое воспитание общества в целом или его части; 7) подготовку и выдвижение кадров.
75. Виды политических партий 1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.; 2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); 3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений); 4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские; 5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);