Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 251.90 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в России способ создания партий сверху, исходя из прагматических интересов исполнительной власти, так называемых «партий власти», лишенных четких идеологических программ, но созданных с учетом массовых настроений избирателей, оказался самым эффективным, и скорее всего о нем не скоро забудут. Нормальные гражданские партии не способны, к сожалению, стабильно развиваться в наших условиях по многим причинам. Это прежде всего неразвитость самих гражданских отношений, а также ресурсов, которые доступны «партиям власти», амбиции их лидеров. Не случайно, в силу неинституциализированности, неорганизованности многих появившихся партий, получил распространение термин «псевдопартия».

Последние политические события показывают, что федеральная исполнительная власть стремится полностью поставить под свой контроль российскую партийную систему. Закон «О политических партиях», принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001 года, фактически направлен на ликвидацию малочисленных партийных объединений. Согласно документу, статус политической партии, а, значит, и возможность участвовать в выборах всех уровней могут иметь только организации общероссийского значения, имеющие численность не менее 10 тыс. человек и региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов. Закон предусматривал бюджетное финансирование всех партий, получивших на выборах не менее 3%. голосов. В документе содержится также запрет на создание региональных партий, и прописывается процедура приостановления деятельности и ликвидации партий. После выхода данного документа конфигурация нашей многопартийной системы существенно меняется в пользу «партий власти» и партий, поддерживаемых властью.

В России есть лишь несколько регионов, где законодательно утверждена пропорциональная избирательная система, представляющая намного больше шансов для партийной активности, но переход на неё, по оценкам экспертов, приведет к тому, что значительно изменится представительство в законодательных органах регионов оппозиционной КПРФ. Главы исполнительной власти не заинтересованы в введении пропорциональной избирательной системы, потому что многопартийный парламент, местное законодательное собрание – это оппозиционный парламент.

Еще один фактор развития партий — склонность избирателей голосовать за институционализированные в общероссийском масштабе партии – приводит к тому, что основная партийная активность разворачивается не на региональном, а на федеральном уровне.

Одна из прерогатив партии – выдвижение и поддержка кандидатов на выборах. В российской действительности эти права не принадлежат исключительно партиям, так как кандидаты на выборные должности могут выдвигаться инициативными группами, собраниями избирателей, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, отдельными избирателями, а также выдвигать себя сами. Партийные и «независимые» кандидаты и депутаты составляют команды политических игроков. Случается, что партии поддерживают «независимых» кандидатов, а члены и сторонники политических партий выступают как независимые, рассчиты-; вая на привлечение гораздо большего числа голосов, чем число их партийных сторонников.

Доля партийного представительства, т.е. доля партийных депутатов и кандидатов от общего их числа, на региональном уровне не очень велика и в то же время не является незначительной. Партийное выдвижение не влечет за собой особых преимуществ для воспользовавшегося им депутата, к тому же независимые депутаты в среднем выступают на выборах; более успешно, чем партийные.

Всё сказанное позволяет сделать определенные выводы о характере развития и функционирования партийной системы в нашем обществе.

1. Протопартии в России в начале 90-х гг. возникли преимущественно как идеологические образования на волне отрицания коммунистического мировоззрения. Из многочисленных зарегистрированных политических партий большая часть оказалась мертворожденной и существовала лишь на бумаге.

2. В силу неразвитости институтов гражданского общества, незначительности политического влияния основных социальных и профессиональных групп, т.е. групп интересов, наибольшего политического успеха достигли не те партии, которые возникли на социально-профессиональной, корпоративной или конфессиональной основе, а те, которые либо консолидировались вокруг харизматического лидера, либо организовывались сверху федеральной, региональной или бюрократической властью для решения своих прагматических проблем – победы на выборах, получения поддержки избирателей, контроля над законодательными структурами.

3. Оживление партийной  жизни наступало, как правило, в  период предвыборных кампаний, поскольку  большая часть российских партий  имеет типично кадровый характер.

4. На региональном уровне  существование партий определялось  наличием конфликтов внутри правящей  элиты. Когда элита консолидировалась, надобность в партиях, как инструментах  политической мобилизации масс, отпадала.

5. Сложившаяся многопартийная  система всё более утрачивает  конкурентность, её конфигурация определяется президентской властью ради получения управляемого большинства в Госдуме. Доминирует в партийной системе так называемая «партия власти». В России противоречие между политической системой с сильной президентской властью и неоформившейся партийной системой разрешается в пользу исполнительной власти. Президентская власть объективно заинтересована в крупной политической партии, которая обеспечила бы поддержку и среди избирателей, и в парламенте.

 

28. Общественно-политические  объединения их сущность и  роль

 

Государство – это центральный, но не единственный институт политической системы российского общества. Значительное место в этой системе занимают политические партии, выступающие активными субъектами политического процесса.

Существенно то, что Конституция 1993 г., рассматривает партии в качестве субъектов политического процесса (ст. 13, ч. 3), что свидетельствует о тенденции углубления демократических начал в системе политических отношений.

Заметим, в Конституции РФ нет юридического определения политической партии. В справочной литературе политическая партия (от лат.pars, parties - часть) определяется как организация, выражающая коренные интересы социальной группы, класса и руководящая их политической деятельностью.1

В обобщенном плане можно сказать: партия – это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью “приобщение” к государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

11 июля 2001 г. опубликован  и вступил в силу Федеральный  закон № 95 «О политических партиях», определивший наиболее отчетливо  роль политических партий и  их место среди элементов политической  системы России2.

В законе содержится следующее определение партии: «Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». 
Для того, чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции, законодательство наделяет их достаточно широкими правами. Политические партии обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели, решения. В ходе избирательных кампаний они получают доступ к государственным средствам массовой информации (радио, телевидение и др.). Партии, представленные в парламенте, имеют право направлять своих представителей в органы, формируемые парламентом, оказывать воздействие (давление) на государственные органы, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия. За ними закрепляется право критики правительства, государственной администрации и др. 
В то же время закон возлагает на политические партии определенные обязанности перед обществом и государством (доступная финансовая «прозрачность», соответствие программных установок и деятельности конституционному порядку, и др.). 
Для современных политических партий, действующих в России, характерно, то, что они: 
- представляют собой политические общественные объединения (негосударственные); 
- характеризуются устойчивостью и сложной структурой, имеют свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

- имеют свою программу  и устав;

- построены на определенных организационных принципах;

- объединяют граждан по  политическим интересам, вовлекают  их в политическую деятельность; 
- имеют фиксированное членство;

- действуют для достижения  определенных целей, наиболее значимой  из которых является завоевание  мест в структурах государственной власти для осуществления своей программы, решения непосредственных задач;

- обобщают информацию  о наличии разнообразных потребностей  гражданского общества, доводят  ее до государственно-властных  институтов, что способствует наиболее  эффективному решению задач по  управлению общественными делами. 
Существенно то, что партии являются единственным видом общественных объединений, обладающих правом самостоятельно выдвигать кандидатов, представлять списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. 
Согласно закону “О политических партиях”, в России возможно создание различных партий, в том числе партий, деятельность которых в той или иной степени оппозиционна по отношению к официальной государственной власти. Единственное условие их деятельности – легальность, т.е. соответствие положениям Конституции РФ и федеральным законам. 
К субъектам политической системы, наряду с партиями, относятся иные общественные организации, основанные на членстве, созданные на основе общих интересов граждан и совместной деятельности для реализации уставных целей. К общественным организациям относятся профсоюзы, молодежные и др., принимающие то или иное участие в избирательных кампаниях и др.

В последние годы в нашей стране заметную роль в политической жизни играют общественные движения. Понятие “общественное движение” означает совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены общей целью, общими ценностями, общей системой норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников, признанным лидером, специфическим способом символизации своих ценностей. Эти объединения отличаются от политических партий тем, что их участники не имеют постоянного членства. Они создаются для сравнительно предметных целей, например, борьба за защиту окружающей среды (движение «зеленых»). В Российской Федерации в качестве общественного движения зарегистрировано такое формирование, как “Солдатские матери” и др.

Общественные движения не ставят перед собой задачу борьбы за власть и вместе с тем выдвигают перед государственной властью определенные требования нередко политической направленности. 
Существенно то, что в Конституции РФ закреплен принцип свободного образования партий, многопартийности. В то же время предусмотрена возможность запрета партий, использующих подрывные, насильственные методы борьбы за власть. 
Партии – организации гражданского общества, не могут присваивать функции государственной власти. По этому поводу в международном документе Копенгагенской встречи (1990) в рамках СБСЕ записано: партии не должны сливаться с государством. По-видимому, это положение предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных режимов. Известно, что в условиях такого режима, единственная партия, по сути, становилась центральным звеном политической системы.

Сказанное выше подтверждает то, что политические партии занимают особое место в политической системе общества, становятся действующими при достижении определенного уровня электоральной поддержки. Они представляют собой устойчивые общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, характеризуют определенный уровень зрелости своих членов, способности реализовать свои программные цели, оказывать эффективное влияние на государственную политику.

 

29. Массовые демократические  движения в современности

 

30. Ассоциированные группы  по интересам, их роль в политике

Эти объединения, будучи посредниками в отношениях государства с народом, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и являются формой коллективных действий их членов.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством. Чем оптимальнее осуществление их функций, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы населения. При этом там, где правительство шире вовлечено в управление социальными и экономическими проблемами, группы давления, как правило, обладают большими возможностями и большим влиянием на политические решения. Причем помимо отечественных групп интересов при исполнительных и представительных государственных органах могут действовать и объединения, выражающие интересы зарубежных стран, мировых экономических и финансовых центров и прочих групп, способствующие решению разнообразных международных проблем.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от значимости для той или иной политической системы соответствующих властных ресурсов групп интересов последние обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В противоположность этому «заявки» на власть от ряда маргинальных, нетрадиционных групп интересов, игнорирующих принятые в обществе нормы и ценности, могут обладать разрушительным действием для системы политического управления обществом и отторгаются ею [Павроз 2006: 94].

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"