2. Метод разрешения конфликтов
путем переговорного процесса
конфликтующих сторон, глубокого
изучения предмета спора, осознания
пределов уступок каждой стороной.
3. Соглашение, достигнутое на основе взаимных
уступок.
4. Соглашение путем взаимной
уступки при столкновении каких-нибудь
интересов, стремлений.
5. Улаживание разногласий и достижение
договоренности, когда каждая сторона
уступает в каком-либо вопросе, оставаясь
при своём в остальных.
6. Уступка в каких-то, как
правило, второстепенных элементах
предмета конфликта.
7. Форма приспособления, означающая, что
индивид или группа соглашаются с изменяющимися
условиями и культурой путем частичного
или полного принятия новых целей и способов
их достижения.
Пояснения:
Компромисс - необходимое условие
для постоянного изменения, совершенствования
человеческих отношений, абсолютно необходимый
элемент организованной революции; необходимость,
важная составляющая, определенная черта
культуры субъекта демократического государства
и общества.
36/37/38. Понятие политического
лидерства функции сущность
Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия
между людьми, в котором наделённые реальной
властью авторитетные люди осуществляют
легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт
им часть своих политико-влаственных полномочий
и прав.
История
Первые способы осознания проблемы политического
лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит
Ливий заметили, что там, где складывается
какая-либо общность,
обязательно находятся и свои лидеры –
сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль,
Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный
смысл, но были схожи в том, что лидерство
– своеобразная социально-историческая
потребность человека в организации своей
деятельности. В современной политологии
нет единого истолкования п.л. В различных
подходах оно объясняется по-разному:
как влияние, авторитет, власть
и контроль над другими; своеобразное
предприятие, что осуществляется на политическом
рынке, где предприниматели в конкурентной
борьбе обменивают свои социальные программы
и способы решения общественных задач
на руководящие должности; символ общности
и образец политического поведения группы,
способный реализовать её интересы, с
помощью власти.
Типологии
В основу типологии М.
Вебера положены типы общественного
управления.
Виды:
традиционное (основано на традиции,
которое предполагает веру подчинённых
в то, что власть законная, поскольку существовала
всегда),
рационально-легальное (лидерство
на основе закона во многих странах пришло
на смену традиционному; лидером становится
политик, избранный на основе определённых
законных процедур),
харизматическое (харизматический
лидер наделён экстраординарными качествами,
которые отсутствуют или слабо выражены
у других людей; как правило, лидеры харизматического
типа появляются в кризисные периоды).
Виды лидеров согласно прочим классификациям:
правящий и оппозиционный; революционеры,
консерваторы и реформаторы; формальные
и неформальные; кризисные и рутинные;
большие и малые; пролетарские, буржуазные,
мелкобуржуазные; общенациональные и
региональные.
39. Политическая элита
понятие сущность структура
Понятие «элита» происходит
от латинского «eligere» (отбирать) и французского
«elite» (отборный). В литературе можно встретить
много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть
общества, правящий слой. Если обобщить
различные точки зрения, то можно констатировать,
что элита
- социальная общность, представленная
людьми, имеющими высокое положение в
обществе, обладающими престижем, властью,
богатством, активными в политической
и иных сферах деятельности. Критерием
определения сущности элиты
является способность и возможность элитарного
субъекта принимать и реализовывать общезначимые
политические решения. Еще философы Древней
Греции считали, что править обществом
должны лучшие, специально предназначенные
для этого люди. Платон и Аристотель выступали
против допущения народа к правлению государством,
считая демократию наихудшей формой правления.
Править обществом, по их мнению, должны
философы, у которых наиболее развита
разумная часть души. Аристотель по
этому поводу писал: «Тремя качествами
должен обладать тот, кто намерен занимать
высшие должности: во-первых, сочувствовать
существующему государственному строю,
затем, иметь большие способности к выполнению
обязанностей, сопряженных с должностью;
в-третьих, отличаться добродетелью и
справедливостью». Тем самым Аристотель
сформулировал общую характеристику правящей
элиты.
В политологии принято делить элиту на
две составные части: «властвующую элиту»
и «политическую элиту».
Причем особо подчеркивается, что понятия
«властвующая элита» и «политическая
элита» соотносятся как целое и часть. Властвующая
элита включает в себя различные группы,
непосредственно или опосредованно участвующие
во властных процессах в различных сферах
жизнедеятельности общества (политическая,
экономическая, военная, идеологическая
и другие виды элит).
Следовательно, политическая
элита – это лишь часть властвующей элиты,
которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно
самостоятельная социальная группа; высокий
социальный статус; значительный объем
государственной и информационной власти;
непосредственное участие в осуществлении
власти; организаторские способности
и талант.
Желая подчеркнуть главные характеристики
политической элиты, ее часто отождествляют
с «политическим руководством», «управляющими
структурами», «центрами принятия решений»,
«центральными звеньями политической
системы».
Появление и существование политической
элиты обусловлено следующими факторами
:
психологическими
и социальными особенностями людей, их
неодинаковыми способностями, возможностями
и желанием участвовать в политике;
законом разделения
труда, который требует профессионального
занятия управлением, определенной специализации;
высокой социальной
значимостью управленческого труда и
его соответствующим стимулированием;
широкими возможностями
использования управленческой деятельности
для получения социальных привилегий
(ибо она прямо связана с распределением
ценностей);
практической невозможностью
осуществления всеобъемлющего контроля
за политическими руководителями;
политической пассивностью
широких масс населения, главные интересы
которых обычно лежат вне политики.
Зависимость динамики развития общества
от эффективности политических решений,
которые принимает элита, требует тщательного
отбора граждан для выполнения властно-управленческих
функций. В западных странах политика
давно превратилась в профессию, поэтому
процессу элитообразования здесь уделяется
серьезное внимание.
В связи с этим в различных странах сложились
присущие только им концепции рекрутирования
элиты. Политология выделяет две наиболее
характерные сегодня системы: антрепренерская
(предпринимательская) и система гильдии.
Конечно, выделение их достаточно условно,
поскольку на практике используются их
различные сочетания.
^ Антрепренерская
(предпринимательская) система элитообразования ориентирована
на личностные качества кандидата, его
способность нравиться людям. Отбор кандидатов
на властные позиции осуществляется из
различных по имущественному положению
групп общества. Систему характеризуют
открытость, демократизм, ограниченное
число фильтров. Предполагается конкуренция
между кандидатами на руководящие посты,
в ходе которой каждый кандидат должен
надеяться на собственную изобретательность,
остроумие, активность. На второй план
отходят профессиональная компетентность,
качество образования и т.п. Данная система
хорошо приспособлена к требованиям времени
и момента. Существенным недостатком является
возможность прихода в политику случайных
лиц, авантюристов, способных производить
лишь внешний эффект.
^ Система гильдии предполагает медленное продвижение
кандидата вверх по ступеням власти. Это
связано с множеством формальных требований
к соискателю на руководящий пост: уровень
образования, партийный стаж, опыт работы
с людьми и т.д. Отбор кандидатов осуществляется
из определенных социальных групп или
партии. Система рекрутирования закрытая,
ориентированная на узкий круг руководящих
работников. Она очень консервативна,
в ней отсутствует конкуренция, поэтому
она склонна к воспроизводству одного
типа руководителей, обрекая элиту на
постепенное вымирание, превращение в
замкнутую касту. И, тем не менее, данная
система отбора обеспечивает высокую
степень предсказуемости в политике, снижает
возможность конфликтов внутри элиты.
Особую разновидность системы гильдии
представляет номенклатурная
система. Первоначально она сложилась
в СССР, а затем получила распространение
в других социалистических странах. Её
главная особенность заключается в том,
что назначение руководителей практически
любого уровня осуществлялось только
с согласия соответствующих партийных
органов. Кандидат последовательно продвигался
по служебной лестнице, поднимался со
ступеньки на ступеньку. При такой системе
были исключены конфликты внутри элиты,
обеспечивалась преемственность политического
курса. Вместе с тем эта система культивировала
угодничество кандидата руководству,
показной активизм и т.д. Поэтому со временем
закрытый характер номенклатурной системы
обусловил деградацию политической элиты.
Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую,
среднюю и административную. Правящая элита
– это те, кто непосредственно обладает
государственной властью. Высшую элиту
составляют те, кто непосредственно участвует
или оказывает существенное влияние на
процесс принятия решений. Их не так много,
это 100-200 человек, занимающих стратегические
посты в правительстве, крупных политических
партиях, группах давления, сюда же входят
законодатели. Принадлежность к средней элите
определяется по трем показателям – уровню
доходов, профессиональному статусу, образованию.
Средняя элита составляет 5 % взрослого
населения (главы исполнительной власти
в субъектах федерации, лидеры политических
партий). К административной
элите относится высший слой государственных
служащих, занимающих руководящие посты
в министерствах, департаментах и других
органах управления. В административную
элиту входят и те высокообразованные
управленцы, которые сохраняют нейтралитет
и не проявляют своих партийных симпатий.
Структура и социальная представительность
политической элиты непостоянны. Изменения,
происходящие в обществе под влиянием
его прогресса, оказывают большое влияние
на состав элиты. В подготовке политической
элиты огромная роль принадлежит партиям,
которые выдвигают из своей среды политических
лидеров, способных отстаивать интересы
тех или иных социальных групп. Роль правящей
элиты, как составной части политической
элиты, наглядно демонстрируют ее функции,
которые зависят от особенностей самой
элиты:
стратегическая
(определение политической программы
действий путем генерирования новых идей,
отражающих интересы общества, классов,
слоев и т.п.);
организаторская
(осуществление на практике выработанного
курса, воплощение политических решений
в жизнь);
коммуникативная
(эффективное представление, выражение
и отражение в политических программах
интересов и потребностей (политических,
экономических, культурных, региональных,
профессиональных и др.) различных социальных
групп и слоев населения и реализацию
их в практических действиях);
интегративная
(укрепление стабильности и единства общества,
устойчивости его политической и экономической
систем, недопущение и разрешение конфликтных
ситуаций).
Таким образом, политическая элита - не
простая сумма лиц, силой случая оказавшихся
наделенными властью, а социальная группа,
которая формируется в результате «естественного
отбора» и представляет собой слой людей,
который создается из личностей, обладающих
определенными способностями, профессиональными
знаниями, навыками, умениями.
40. Политическая культура,
понятие сущность, структура
Понятие политической культуры
становится сегодня одним из самых популярных
и актуальных не только в политической
науке, но и в повседневной лексике. Его
употребляют и профессиональные политики,
и журналисты, и люди от политики далекие.
Данное понятие стало своего рода интегральной
характеристикой политического сознания
и политического поведения отдельных
наций, народов, общества в целом.
В политической науке нет единой
концепции политической культуры. Об этом
свидетельствуют десятки определений
этого явления. Термин «политическая культура»
ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель
И. Гердер. В политическую науку он был
введен американским политологом Г.Алмондом,
его концепция политической культуры
играет сегодня роль базовой, основополагающей.
В статье «Сравнительные политические
системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет
политической культурой «определенный
образец ориентации на политические действия»,
в который встроена всякая политическая
система. Позднее в книге «Гражданская
культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд
уточняет свои представления о политической
культуре и рассматривает ее как совокупность
ценностей, мнений, обычаев и традиций.
Классическое определение политической
культуры, сформулированное Г.Алмондом
и Г.Пауэллом, звучит следующим образом:
«Политическая культура есть совокупность
индивидуальных позиций и ориентаций
участников данной политической системы.
Это субъективная сфера, образующая основание
политических действий и придающая им
значение». Указанные индивидуальные
ориентации, по мнению американских ученых,
включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию
– истинное или ложное знание о политических
объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию –
чувство связи, ангажированности, противодействия
и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения
и мнения о политических объектах, которые
обычно предполагают использование применительно
к политическим объектам и событиям неких
оценочных критериев.
В данном определении выделяются
две характерные особенности. Во-первых,
политическая культура понимается как
совокупность ориентаций на политическую
деятельность. Это еще не сама деятельность,
а лишь субъективная установка на нее.
Во-вторых, политическая культура предстает
как структура ориентации, в которую включены:
знания о политической системе, ее функциях,
решениях и действиях; чувства относительно
политической системы и политических
деятелей (эмоциональные ориентации);
суждения, мнения и представления о политической
системе (оценочные ориентации).
Данная концепция политической
культуры призвана объяснить тот факт,
что сходные по форме политические системы
и их институты в разных странах функционируют
по-разному. Кроме того, указанный подход
задает общие объективные критерии для
сравнительных исследований политического
поведения в различных странах.
Итак, политическая культура
– это исторически обусловленная совокупность
общепринятых способов политического
взаимодействия и регулирующих их правил
и норм, отражающая социальный опыт, традиции
и интересы социальных субъектов в виде
системы фундаментальных политических
ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может
быть представлена совокупностью следующих
элементов:
Культура политического
сознания |
Культура политического
поведения |
Культура функционирования
политических институтов |
Политические представления
и убеждения |
Культура политического участия |
Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции,
обычаи и нормы |
Культура политической деятельности |
Культура принятия и реализации
политических решений |
Политические установки |
|
Культура восприятия и регулирования
социально-политических конфликтов |