В целом же действие разнообразных
групп интересов способствует усложнению
строения политической системы. В частности,
это происходит за счет увеличения предпосылок
возникновения партий (особенно мелких)
и нарастания фракционности в этих политических
институтах; дифференциации функций и
рационализации организационного строения
правящих структур; стимулирования формирования
многопартийных систем и т.д. И напротив,
сужение поля действия групп интересов,
препятствия для граждан образовывать
эти ассоциации ужесточают режим правления,
изолируют правящую элиту от населения
и создают предпосылки для установления
«монолитного» государства, знающего
лишь диктат вождей и покорность масс.
Таким образом, группы интересов - организации,
целью которых является объединение граждан
для выражения и защиты каких-либо специальных,
конкретных интересов. Их основное отличие
от партий лежит не только в организационной
области. Оно также заключается в способах
взаимодействия с государственной властью:
группы интересов не ставят перед собой
задачу прийти к власти и бороться за ее
завоевание. Они пытаются лишь оказывать
воздействие на механизм принятия политических
решений с целью реализации групповых
интересов.
Функции групп интересов
Группы интересов, прежде всего,
выполняют функцию артикулирования
интересов, т.е. преобразования социальных
эмоций и ожиданий, чувств неудовлетвореннности
или солидарности граждан в определенные
политические требования. Например, неудовлетворенность
граждан своим уровнем жизни может быть
трансформирована в призывы к повышению
зарплаты, предоставлению льгот для пенсионеров,
отставке отдельных министров или правительства
в целом и т.д.
Эти требования, оформляемые
обычно в соответствии с принятыми в обществе
«правилами игры», доносят до принимающих
решения лиц пожелания различных частей
населения, т.е. включают последних в политический
процесс как равноправных носителей властных
прав, субъектов политики. При этом, выдвигая
перед правительством массу разнородных,
нескоординированных запросов, группы
интересов одновременно усложняют, но
и оптимизируют процесс принятия решений.
Оптимизируют постольку, поскольку правящие
структуры получают возможность выделять
наиболее типичные проблемы, стоящие в
данный период перед государством, определять
соответствующие приоритеты в разрешении
социальных конфликтов, координировать
свой курс в соответствии с изменяющейся
ситуацией и оценками общественного мнения
[Павроз 2006: 112].
Артикуляция интересов неразрывно
связана с их агрегированием,
т.е. с согласованием частных потребностей,
установлением между ними определенной
иерархии и выработкой на этой основе
общегрупповых целей. Эта функция предполагает
отбор не только наиболее политически
значимых требований, но и тех, что имеют
наилучшие шансы для практического воплощения.
Таким образом, группы интересов селектируют
политические требования, ряд из них отсеивая,
а другим придавая принципиальный характер.
Такая деятельность предполагает проведение
дискуссий, согласовывание позиций внутри
группы, что в свою очередь требует сплоченности
между отдельными членами и фракциями,
т.е. интегрирование группы для совместно
принимаемых решений. Как правило, при
осуществлении этой функции наиболее
активны группы давления, формирующиеся
на базе бюрократических структур. Когда
же нарастает многообразие агрегируемых
интересов, а их неформальное представительство
в политическом процессе становится затруднительным
или же группа интересов начинает строить
свою деятельность на более общей, концептуальной
основе, тогда она постепенно берет на
себя выполнение ряда партийных функций,
обретая черты и свойства этого политического
института.
В качестве отдельной функции
часто выделяют информирование
— когда группы интересов доносят до органов
власти сведения о состоянии той или иной
проблемы общественной жизни. Иначе говоря,
эти объединения осуществляют определенную
трансляцию общественного мнения. Выражая
точку зрения какой-то части населения
на определенную проблему, группа интересов
дает государственным органам возможность
проводить более эффективный политический
курс, отвечающий реальным потребностям
граждан и изменяющийся в соответствии
с ситуацией.
Так как группы интересов зачастую
выступают в качестве объединений, дающих
экспертную оценку состоянию тех или иных
проблем, они имеют возможность предлагать
своих членов для работы в государственных
органах, поддерживать определенных деятелей
в правительственных и иных структурах,
влиять на отбор кадров, участвующих в
процессе принятия решений. Тем самым
группы интересов выполняют и функцию формирования
политических элит, властных структур
общества. Осуществление группами интересов
своих функций, как правило, развивает
прямые формы давления на власть и (в меньшей
степени) способствует углублению обратных
связей правительства с населением. При
этом набор средств реализации своих функций
у них значительно уже, чем у политических
партий, распространяющих свою активность
на все политическое пространство. Для
групп давления такие формы деятельности,
как отбор кандидатов на предстоящие выборы,
издание средств массовой информации,
образование фондов поддержки кандидатов
и проч., являются, скорее, исключением,
чем правилом взаимоотношений с властями.
Характер осуществления функций
группами давления, прежде всего, зависит
от того, законны или незаконны способы
их деятельности. К первым можно отнести
взаимодействие с кандидатами в депутаты
и членами исполнительных и представительных
органов государства (в виде советов, рекомендаций,
убеждения); участие в финансировании
подготовки тех или иных законопроектов,
экспертиз, заключений правительственных
органов; контроль за соблюдением принятых
решений (законов), вплоть до обращения
в суд на неверную правоприменительную
деятельность отдельных органов власти;
контроль за деятельностью правительства
в отдельных отраслях управления, расходованием
финансовых средств и т.д. К незаконным
формам деятельности групп интересов
относятся взяткодательство, подкуп чиновников,
финансовая поддержка ими нелегальных
объединений, контроль за личной жизнью
политиков в целях сбора компромата и
проч. [Перегудин 1999: 74].
В целом приоритет тех или иных
способов деятельности групп интересов
определяется степенью демократичности,
открытости политической системы. С другой
стороны, типичные способы взаимоотношений
групп интересов с властями способны влиять
(а порой и изменять) на определенные тенденции
в развитии национальной государственности.
Так, в ряде латиноамериканских государств,
в Италии, частично в России и некоторых
других республиках бывшего СССР деятельность
отдельных групп интересов (в частности
групп давления, функционирующих в сфере
действия органов исполнительной власти)
способствует нарастанию теневых форм
правления, коррумпированности государственных
чиновников, криминализации сферы принятия
решений. В других государствах эти политические
институты, напротив, делают область государственного
управления более открытой для общественности,
укрепляют свои связи с другими посредниками
между населением и властью (например,
в США общенациональные партии представляют
собой совокупность гибких ассоциаций,
групп интересов граждан, сотрудничающих
между собой в процессе выборов в федеральные
органы власти) [Перегудин 1999: 78].
Таким образом, основными функциями групп
интересов являются: артикулирование интересов, агрегирование
интересов, информирование, формирование
политических элит.
31. Общественно-политические
объединения в России
Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения[2].
Согласно статье
30 Конституции РФ:
1.
Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных
объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению
в какое-либо объединение или пребыванию
в нём.
Общественное объединение
— это объединение физических
лиц (граждан). Объединение юридических
лиц (организаций) в России называется ассоциацией.
Тем не менее, членами общественного объединения
наряду с гражданами могут быть юридические
лица — другие общественные объединения
В России общественные объединения
могут создаваться в следующих организационно-правовых
формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):
орган общественной самодеятельности
В соответствии с Федеральным
законом «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности», профсоюзы
также являются общественными объединениями.
Профсоюз не является отдельной организационно-правовой
формой общественных объединений и может
создаваться в любой организационно-правовой
форме, предусмотренной федеральным законом
«Об общественных объединениях», за исключением
политической партии (на практике профсоюзы
обычно действуют в форме общественной
организации ввиду возможности наличия
членства).
Сфера деятельности
В Российской Федерации могут
создаваться и действовать общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные
общественные объединения, а также международные
общественные объединения.
Создание и регистрация общественных
объединений
Общественные объединения
создаются по инициативе их учредителей
— не менее трех физических лиц. Количество
учредителей для создания отдельных видов
общественных объединений может устанавливаться
специальными законами о соответствующих
видах общественных объединений. В состав
учредителей наряду с физическими лицами
могут входить юридические лица — общественные
объединения. В тех случаях, когда то или
иное новое объединение образуется действующими
общественными объединениями без участия
физических лиц, то речь идет об образовании
не общественного объединения граждан,
а союза (ассоциации) общественных объединений.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления не могут выступать
в качестве учредителей, членов и участников
общественных объединений. Специальные
законы об отдельных видах общественных
объединений могут устанавливать иные
требования к составу и количеству учредителей.
Учредители общественного объединения
— физические и юридические лица — имеют
равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения
являются физические лица и юридические
лица — общественные объединения, чья
заинтересованность в совместном решении
задач данного объединения, в соответствии
с нормами его устава, оформляется соответствующими
индивидуальными заявлениями или документами,
позволяющими учитывать количество членов
общественного объединения в целях обеспечения
их равноправия как членов данного объединения.
Решения о создании общественного
объединения, об утверждении его устава
и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного
органов принимаются на съезде (конференции)
или общем собрании. С момента принятия
указанных решений общественное объединение
считается созданным и осуществляет свою
уставную деятельность, приобретает права,
за исключением прав юридического лица,
и принимает на себя обязанности, предусмотренные
действующим законодательством.
Правоспособность общественного
объединения как юридического лица возникает
с момента государственной регистрации
данного объединения.
Деятельность общественных
объединений регламентируется в Российской
Федерации Федеральным законом «Об общественных
объединениях», а также рядом других специальных
федеральных законов: «О свободе совести
и о религиозных объединениях», «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»,
«О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности», «О негосударственных
пенсионных фондах».
Структура, организация деятельности
общественных объединений
Структура общественного
объединения, руководящие и контрольно-ревизионный
органы общественного объединения, территория,
в пределах которой данное объединение
осуществляет свою деятельность, условия
и порядок приобретения и утраты членства
в общественном объединении, права и обязанности
членов данного объединения (только для
объединения, предусматривающего членство),
компетенция и порядок формирования руководящих
органов общественного объединения, сроки
их полномочий, место нахождения постоянно
действующего руководящего органа устанавливаются
уставом общественного объединения.
Контроль и надзор за деятельностью общественных
объединений
Надзор за соблюдением законов
общественными объединениями осуществляет прокуратура
Российской Федерации. Орган, принимающий
решения о государственной регистрации
общественных объединений — Министерство
юстиции Российской Федерации (и
его управления в субъектах Российской
Федерации), осуществляет контроль за
соответствием их деятельности уставным
целям. Указанный орган вправе: