Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Содержание

Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6

1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6

1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18

2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18

2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23

3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28

Заключение
38

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2 Становление и развитие антимонопольного  законодательства

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для  обеспечения паритетности интересов  продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов[8].

До 1992 г. во всех сферах экономики  Казахстана цены на все виды товаров  и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих  субъектов-монополистов. Регулирование  цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке  тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г.  возникли ценовые перекосы, значительно  возросли цены на электроэнергию, природный  газ при сравнительно низком среднем  индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления  Правительства от 19 октября 1994 года № 1171  "О регулировании цен  на продукцию хозяйствующих субъектов  естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено  пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над  уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие  основную деятельность.

Эти меры позволили замедлить  темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в  целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование  цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке.   Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики.   Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан  "О  естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом  Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона  разработаны   ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе:  "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии",  "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии",  "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен",  "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние   рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий  производства и предоставления данного  вида услуг [9].

Правоотношения, возникающие  на рынке услуг субъектов  естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий  в Республике Казахстан относятся  следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  и газового конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение  электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных  магистралей;

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций  с использованием сети местных  линий;

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные  законодательными актами Республики  Казахстан.

В сфере естественной монополии  действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством  товаров, работ и (или) предоставлением  услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами  и обязанностями, закрепленными  в законодательном порядке. В  данном случае, потребитель услуг наделен  правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа  и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными  полномочиями:

1)  государственное регулирование;

2)  контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по  пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.

Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан  являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты.  На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных монополий, в том числе по Северо-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.

Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под  действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и  других документов межведомственного  характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права  и обязанности. В частности, субъект  естественной монополии обязан:

1) представлять в Уполномоченный  орган заключение ежегодной аудиторской  проверки, проводимой с учетом  требований, предъявляемых Уполномоченным  органом;

2) представлять в Уполномоченный  орган ежеквартальную и годовую  статистическую отчетность. Квартальные  отчеты представляются не позднее,  чем через один месяц после  окончания отчетного периода,  годовые - не позднее 1 апреля  следующего за отчетным годом; 

3) ежегодно публиковать  в официальных средствах массовой  информации бухгалтерский баланс  и отчет о результатах финансово-хозяйственной  деятельности по итогам года.                                                                           Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного органа.

Уполномоченный орган  в течении пяти дней со дня получения заявки обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки об изменении цен (тарифов).  Основанием для отказа служит: нарушение субъектом сроков представления заявки или непредставления документов, указанных п.9 настоящей Инструкцией.

Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья  и материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным  способом, осуществляется на тендерной  основе.  Порядок закупа  определен  Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии  на тендерной основе.

Перечни материальных ресурсов, подлежащих закупке по тендеру, утверждаются отраслевыми министерствами или, в  случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, местными исполнительными  органами. В Перечне указываются  предельные размеры сумм, направляемых в течение одного квартала на закупку  материальных ресурсов одного вида, ниже которых допускается приобретение товаров и услуг без проведения тендера. Предельные размеры сумм должны быть согласованы с Уполномоченным органом  [10].

Жестко регламентирован  порядок включения в цены представительских  расходов, расходов на дорогостоящие  виды связи, периодическую печать, содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и маркетинговые  услуги. Данные расходы включаются в пределах лимитов, установленных  самим субъектом естественной монополии  по согласованию с Антимонопольным  комитетом.

Особым порядком определен  перечень расходов, которые при формировании и изменении цен (тарифов) субъектов  естественной монополии не учитываются. Это сверхнормативные технические и коммерческие потери, судебные издержки; безнадежные долги; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; расходы на содержание объектов здравоохранения,  детских дошкольных учреждений, расходы на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда; расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, и т.п. Расходы на выполнение работ по благоустройству города, оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых за счет средств предприятия, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний; расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи, кроме государственного фонда медицинского страхования; оказание всех видов спонсорской помощи и др.

Нормируется для субъектов  естественной монополии и прибыль. Инвестиционная программа субъектов  естественной монополии утверждаются компетентным органом по согласованию с Уполномоченным органом.

За 9 месяцев текущего года в комитет от 28 предприятий естественной монополии  поступили на рассмотрение  заявки по  тарифам на услуги электро-, тепло-, водоснабжения и канализации. Все проекты тарифов представлены на повышение в среднем от 20  до  96%, а по отдельным субъектам до 200%. Так, на повышение с 1.10.99г. представлены заявки от: ЗАО “ ВК РЭК - тариф за “вход” с ростом в 2,4 раза, среднеотпускной тариф на электрическую энергию - на 34%; ГП “Новая Согра” - на услуги водоснабжения и канализации на 54,2%; ТОО “АЕS Усть-Каменогорская ТЭЦ” на отпускаемую теплоэнергию на 52%; АООТ “УК Тепловые Сети” среднеотпускной тариф на теплоэнергию на 64.9%.

В рамках нормативных документов межведомственного характера Комитет  проверил обоснованность затрат, при  этом обязал предприятия провести тендеры, утвердить нормативные потери, провел анализ фактических затрат и как  результат: из 28 заявок, представленных на рассмотрение, на основании действующих  нормативных актов отклонены  заявки 12 субъектов. Приняты к рассмотрению заявки 16 субъектов естественной монополии. Из них: по заявкам 5 предприятий - снижен уровень действующих тарифов  в среднем на 8%; по 2 предприятиям - сохранен уровень действующих тарифов; по заявкам 3 хозяйствующих субъектов  утверждены тарифы для вновь созданных  предприятий сферы естественной монополии; по  заявкам 6 предприятий  утверждены тарифы с ростом к  действующим  тарифам: на услуги водоснабжения и  канализации  - в среднем на 9.2 % ( УГП “Семгорводоканал”, ГП “Водоканал”  и ГП “Новая Согра” г.Усть-Каменогорск, ГП “Водоканал” г.Лениногорск);  тарифы на услуги теплоснабжения: по ТОО “УК тепловые сети” на 7,7%, по  ТОО AES “УК ТЭЦ”  на  3,5%.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан