Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6
1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18
2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18
2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28
Заключение
38
Список использованной литературы
Европейская модель антимонопольного
законодательства направлена на борьбу
со злоупотреблениями
Ценовая политика – комплекс
мер, принимаемых государством для
обеспечения паритетности интересов
продавцов и покупателей
До 1992 г. во всех сферах экономики
Казахстана цены на все виды товаров
и услуг регулировались государством.
С 1992 г. регулирование цен
В 1992-1994 гг. регулирование
цен было ослаблено. К концу 1994 г.
возникли ценовые перекосы, значительно
возросли цены на электроэнергию, природный
газ при сравнительно низком среднем
индексе роста цен в индустрии,
легкой и пищевой промышленности,
где уже была конкуренция. Только
остановив рост цен у предприятий-
С выходом постановления
Правительства от 19 октября 1994 года
№ 1171 "О регулировании цен
на продукцию хозяйствующих
Эти меры позволили замедлить
темпы роста цен в отраслях,
относящихся к сфере
Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг [9].
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- транспортировка газа
и газового конденсата по
- передача и распределение
электрической и тепловой
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные
законодательными актами
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:
1) государственное регулирование;
2) контроль за соблюдением действующего законодательства;
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.
Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты. На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных монополий, в том числе по Северо-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.
Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии обязан:
1) представлять в Уполномоченный
орган заключение ежегодной
2) представлять в Уполномоченный
орган ежеквартальную и
3) ежегодно публиковать
в официальных средствах
Уполномоченный орган в течении пяти дней со дня получения заявки обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки об изменении цен (тарифов). Основанием для отказа служит: нарушение субъектом сроков представления заявки или непредставления документов, указанных п.9 настоящей Инструкцией.
Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным способом, осуществляется на тендерной основе. Порядок закупа определен Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии на тендерной основе.
Перечни материальных ресурсов,
подлежащих закупке по тендеру, утверждаются
отраслевыми министерствами или, в
случае, когда субъект естественной
монополии находится в
Жестко регламентирован порядок включения в цены представительских расходов, расходов на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Данные расходы включаются в пределах лимитов, установленных самим субъектом естественной монополии по согласованию с Антимонопольным комитетом.
Особым порядком определен перечень расходов, которые при формировании и изменении цен (тарифов) субъектов естественной монополии не учитываются. Это сверхнормативные технические и коммерческие потери, судебные издержки; безнадежные долги; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, расходы на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда; расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, и т.п. Расходы на выполнение работ по благоустройству города, оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых за счет средств предприятия, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний; расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи, кроме государственного фонда медицинского страхования; оказание всех видов спонсорской помощи и др.
Нормируется для субъектов естественной монополии и прибыль. Инвестиционная программа субъектов естественной монополии утверждаются компетентным органом по согласованию с Уполномоченным органом.
За 9 месяцев текущего года в комитет от 28 предприятий естественной монополии поступили на рассмотрение заявки по тарифам на услуги электро-, тепло-, водоснабжения и канализации. Все проекты тарифов представлены на повышение в среднем от 20 до 96%, а по отдельным субъектам до 200%. Так, на повышение с 1.10.99г. представлены заявки от: ЗАО “ ВК РЭК - тариф за “вход” с ростом в 2,4 раза, среднеотпускной тариф на электрическую энергию - на 34%; ГП “Новая Согра” - на услуги водоснабжения и канализации на 54,2%; ТОО “АЕS Усть-Каменогорская ТЭЦ” на отпускаемую теплоэнергию на 52%; АООТ “УК Тепловые Сети” среднеотпускной тариф на теплоэнергию на 64.9%.
В рамках нормативных документов
межведомственного характера