Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6
1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18
2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18
2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28
Заключение
38
Список использованной литературы
- рассматривать дела о недобросовестной конкуренции и принимать решения о наложении административных взысканий,
- выносить государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.
Особенностью данных правомочий
является то, что они применяются
для пресечения противоправных действий
в конкурентной сфере экономики
и реализуются на основе специальных
актов конкретного
Противоправное поведение
является правонарушением лишь в
том случае, если в действии или
бездействии правонарушителя
Согласно статье 8 указанного
Закона убытки, причиненные юридическому
или физическому лицу, а также
потребителям в результате недобросовестной
конкуренции, подлежат возмещению в
порядке, установленном
Кроме того, по отношению
к органам государственной
запрещается принимать акты
и (или) совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность
- препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- ограничивать виды деятельности и производство товаров (услуг, работ);
- создавать союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения, прочие организационно-управленческие образования путём объединения, слияния и присоединения государственных предприятий и преобразовывать их в органы государственного управления, если это ведёт к доминирующему положению этих образований на рынке;
- давать указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров определённому кругу потребителей за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством;
- необоснованно представлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, производящим (изготавливающим) аналогичный товар;
- устанавливать ограничения по ввозу или вывозу товаров, включая продовольственные, из одного региона республики в другой, вводить другие ограничения на рынке, не предусмотренные настоящим законом[13].
За нарушение антимонопольного
законодательства Антимонопольные
органы имеют право направлять в
правоохранительные органы материалы
для решения вопроса о
Кроме того, Антимонопольные
органы имеют право обращаться в
суд с исками о пресечении недобросовестной
конкуренции и злоупотреблении
доминирующим положением, об изъятии
в государственный бюджет дохода,
полученного в результате недобросовестной
конкуренции и
Заключение
Таким образом, за сравнительно
небольшой срок перехода Республики
Казахстан к цивилизованному
рынку, законодательство обогатилось
достаточно стройной системой правовых
норм, регулирующих деятельность субъектов
всех сфер экономики, множественность
и специфичность которых
Система государственного антимонопольного
регулирования формируется во всех
странах, где экономика строится
на рыночных принципах. И в нашем
государстве решена задача правового
регулирования субъектов всех сфер
экономики. Государственное регулирование
в конкурентной сфере экономики
сводится лишь к ограниченному набору
действий, направленных на обеспечение
соблюдение правил свободной конкуренции
всеми субъектами рынка независимо
от форм собственности и структурно-
Как показал анализ применения
в Республике Казахстан антимонопольного
законодательства, для повышения
эффективности антимонопольной
деятельности необходимо дальнейшее совершенствование
законодательной базы. В этих целях
необходимо закончить формирование
основ антимонопольного законодательства,
приняв обширный пакет дополнений и
поправок к Законам Казахской
ССР «О развитии конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности», «О защите прав потребителей»,
либо переиздать их. Необходимо внести
поправки в Закон «О платежах и
переводах денег» от 29 июня 1998г. №237,
в части предоставления права
Антимонопольному Агентству предъявления
в банк инкассового распоряжения
об изъятия в государственный
бюджет сумм незаконно полученного
дохода и другие нормативно-правовые
акты, которыми руководствуются
Несмотря на недоработки,
антимонопольное регулирование
включает в себя комплекс экономических,
административных и законодательных
актов, осуществляемых государством с
целью обеспечения условий по
предотвращению и ограничению
Наличие такой системы
правового регулирования дает мне
основание считать, что современное
антимонопольное
Я полагаю, что существенным аргументом в пользу моего мнения является и наличие межотраслевого субъекта управления – Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, особенностью управления которого является его координационно-контрольное содержание.
Антимонопольная и ценовая
политика в условиях рыночной экономики
пока не стала предметом изучения
в вузах, отсутствуют применимые
к сегодняшним условиям учебные
и методические пособия. Основная масса
юрисконсультов предприятий не имеют,
к сожалению, даже начальной подготовки
по этой основополагающей рыночной дисциплине.
Однако, при замещении вакантных
должностей юрисконсультов предприятий,
особенно сферы естественных монополий,
стали предъявляться
Актуальность и важность исследований в данной курсовой работе основывается на пристальном внимании Президента и Правительства Республики Казахстан по вопросам создания конкурентной среды, поддержке малого бизнеса и надежных средств антимонопольного регулирования как одного из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг. Об этом свидетельствуют общегосударственные программы экономического развития. Среди таких программ можно выделить: "Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса",[14] «Программу стратегического развития 2030», "О разработке экономической стратегии Республики Казахстан на 1996-2000 годы и мерах по ее реализации". [15]
Список литературы:
1. Таранов А.А., Административное право Республики Казахстан: Часть особенная: Алматы., Жетi жаргы, 1997. – 50 с.
2. Постановление Президента
Республики Казахстан от 15 июля 1994
года № 1802 «О программе действий
Правительства по углублению
реформ и выходу из
3. О мерах по реализации
Стратегии развития Казахстана
до 2030 года: Указ Президента Республики
Казахстан от 28 января 1998 г. // Электронная
база данных "Законодательство"
СК Регионального центра
4. Своик П.В., Цена монополии. Антимонопольная и ценовая политика в Казахстане на пути к рынку (1993 – 1995 годы). - Алматы: АО «Караван», 1995. – 27 с.
5. Питтман Р., Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в России // М.: Интерлинк, 1992, - 37 с.
6. Учебное пособие «Экономика» / Разработано М.Г. Фигаровской, к.ю.н. доцентом. - М., 1999. – 69 с.
7. Горфинкель В.Л., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство.- М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. – 239 с.
8. Концепция регулирования
деятельности субъектов
9. О естественных монополий: Закон РК от 9 июля 1998 г. №272-1 ЗРК. // Электронная база данных «Законодательство» СК регионального центра правовой информации.
10. Правила закупки материальных
и финансовых ресурсов, оборудования
и услуг для производственных
нужд субъектами естественной
монополии на тендерной основе:
Утв. Комитетом Республики
11. Лившиц А.Я., Никулин И.Н. Введение в рыночную экономику. М., 1995. – 57 с.
12. Инструкция по применению
экономических санкций за
13. О развитии конкуренции
и ограничении