Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Содержание

Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6

1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6

1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18

2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18

2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23

3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28

Заключение
38

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

- рассматривать дела о недобросовестной конкуренции и принимать решения о наложении административных взысканий,

- выносить государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.

Особенностью данных правомочий является то, что они применяются  для пресечения противоправных действий в конкурентной сфере экономики  и реализуются на основе специальных  актов конкретного регулирования. Основное место среди них занимает предписание. По итогам работы за 1999г. комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  по ВКО направлено хозяйствующим  субъектам 185 предписаний по устранению нарушений антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний по устранению фактов недобросовестной конкуренции.

Противоправное поведение  является правонарушением лишь в  том случае, если в действии или  бездействии правонарушителя имеется  вина. Как показывает практика, правонарушитель  относится к своему противоправному  поведению исходя из неосторожности, то есть из самонадеянности или небрежности. Субъекты рыночных отношений, государственные  органы и органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны: в соответствии с предписаниями антимонопольного органа прекратить правонарушения по факту недобросовестной конкуренции, расторгнуть или изменить соглашение (согласованные действия), направленное на устранение или ограничение конкуренции или выполнить иные действия, предусмотренные предписанием. Как и в сфере естественных монополий, в конкурентной сфере применяется традиционная форма гражданско-правовой ответственности – возмещение убытков.

Согласно статье 8 указанного Закона убытки, причиненные юридическому или физическому лицу, а также  потребителям в результате недобросовестной конкуренции, подлежат возмещению в  порядке, установленном законодательством. Доход, полученный субъектом рыночных отношений в результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в государственный бюджет.

Кроме того, по отношению  к органам государственной власти и управления, Законом РК «О развитии конкуренции и ограничении монополистической  деятельности»  предусмотрено ряд  запретов:

запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность хозяйствующих  субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия  отдельных из них, если такие акты имеют, либо могут иметь своим  действием ограничение конкуренции  и (или) ущемление интересов хозяйствующих  субъектов или граждан, в том  числе запрещается:

- препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

- ограничивать виды деятельности и производство товаров (услуг, работ);

- создавать союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения, прочие организационно-управленческие образования путём объединения, слияния и присоединения государственных предприятий и преобразовывать их в органы государственного управления, если это ведёт к доминирующему положению этих образований на рынке;

- давать указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров определённому кругу потребителей за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством;

- необоснованно представлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, производящим (изготавливающим) аналогичный товар;

- устанавливать ограничения по ввозу или вывозу товаров, включая продовольственные, из одного региона республики в другой, вводить другие ограничения на рынке, не предусмотренные настоящим законом[13].

За нарушение антимонопольного  законодательства Антимонопольные  органы имеют право направлять в  правоохранительные органы материалы  для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела по признакам правонарушений. Так, статьей 196 Уголовного Кодекса  Республики Казахстан предусмотрена  уголовная ответственность за монополистические  действия и ограничение конкуренции. Тем самым, законодатель подчеркнул социальную опасность подобных деяний. Первая часть вышеуказанной статьи предусматривает ответственность  за установление или поддержание  монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение  конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической  деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству. Данные деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести, так как  максимальное наказание не превышает двух лет  лишения свободы. Частью 2 предусмотрены  те же деяния, совершенные неоднократно, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения. Частью 3 - деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 196 УК РК, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства - отнесены законодателем к разряду преступлений средней тяжести. Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Кроме того, Антимонопольные  органы имеют право обращаться в  суд с исками о пресечении недобросовестной конкуренции и злоупотреблении  доминирующим положением,  об изъятии  в государственный бюджет дохода, полученного в результате недобросовестной конкуренции и монополистической  деятельности. За 2001г. Комитетом по СКО направлено в суд 6 исковых  заявлений, из которых удовлетворено 4, остальные - находятся в стадии рассмотрения.

 

 

      Заключение

 

Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному  рынку, законодательство обогатилось  достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов  всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве  решена задача правового  регулирования субъектов всех сфер экономики. Государственное регулирование  в конкурентной сфере экономики  сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.

Как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства,  для повышения  эффективности антимонопольной  деятельности необходимо дальнейшее совершенствование  законодательной базы. В этих целях  необходимо закончить формирование основ антимонопольного законодательства, приняв обширный пакет дополнений и  поправок к Законам Казахской  ССР «О развитии конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности», «О защите прав потребителей», либо переиздать их. Необходимо внести поправки в Закон  «О платежах и  переводах денег» от 29 июня 1998г. №237, в части предоставления права  Антимонопольному Агентству предъявления в банк инкассового распоряжения об изъятия в государственный  бюджет сумм незаконно полученного  дохода и  другие нормативно-правовые акты, которыми руководствуются Антимонопольные  органы. Это, прежде всего, Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 29 сентября 1997г. № 1377 «О порядке установления платы за коммунальные услуги".

Несмотря на недоработки, антимонопольное регулирование  включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных  актов, осуществляемых государством с  целью обеспечения условий по предотвращению и ограничению монополистической  деятельности, поощрения конкуренции  и закрепление механизмов, позволяющих  регулирование деятельности субъектов  естественных монополий.

Наличие такой системы  правового регулирования  дает мне  основание считать, что  современное  антимонопольное законодательство необходимо выделилось в самостоятельную  подотрасль. Обоснованием для этого служит, в первую очередь то, что регулирование общественных отношений во всех сферах экономики охватывается правовыми отраслями - отраслью уголовного, гражданско-правового и административного законодательства. При этом, в каждой отрасли права имеются обособленные нормы, персонально регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Кроме того, антимонопольное законодательство включает в себя  нормы материального и процессуального права, которые устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону, и одновременно порядок деятельности антимонопольных органов по реализации норм материального права.

Я полагаю, что существенным аргументом в пользу моего мнения является и наличие межотраслевого субъекта управления – Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, особенностью управления которого является его координационно-контрольное содержание.

Антимонопольная и ценовая  политика в условиях рыночной экономики  пока не стала предметом изучения в вузах, отсутствуют применимые к сегодняшним условиям учебные  и методические пособия. Основная масса  юрисконсультов предприятий не имеют, к сожалению, даже начальной подготовки по этой основополагающей рыночной дисциплине. Однако, при замещении вакантных  должностей юрисконсультов предприятий, особенно сферы естественных монополий, стали предъявляться требования  знаний антимонопольного законодательства.

Актуальность и важность исследований в данной курсовой работе основывается на пристальном внимании Президента и Правительства Республики Казахстан по вопросам  создания конкурентной среды, поддержке малого бизнеса и надежных средств антимонопольного регулирования как одного из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг. Об этом свидетельствуют общегосударственные программы экономического развития. Среди таких программ можно выделить: "Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса",[14] «Программу стратегического развития 2030»,  "О разработке экономической стратегии Республики Казахстан на 1996-2000 годы и мерах по ее реализации". [15]

 

 

 

 

Список литературы:

1. Таранов А.А., Административное право Республики Казахстан: Часть особенная: Алматы., Жетi жаргы, 1997. – 50 с.

2. Постановление Президента  Республики Казахстан от 15 июля 1994 года № 1802 «О программе действий  Правительства по углублению  реформ и выходу из экономического  кризиса» // САПП. 1994. №31. – 347 с.

3. О мерах по реализации  Стратегии развития  Казахстана  до 2030 года: Указ Президента Республики  Казахстан  от 28 января 1998 г. // Электронная  база данных "Законодательство" СК Регионального центра правовой  информации.

4. Своик П.В., Цена монополии. Антимонопольная и ценовая политика в Казахстане на пути к рынку (1993 – 1995 годы). - Алматы: АО «Караван», 1995. – 27 с.

5. Питтман Р., Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в России // М.: Интерлинк, 1992, - 37 с.

6. Учебное пособие «Экономика»  / Разработано М.Г. Фигаровской, к.ю.н. доцентом. - М., 1999. – 69 с.

7. Горфинкель В.Л., Поляк  Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство.- М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. – 239 с.

8.  Концепция регулирования  деятельности субъектов естественных  монополий в Республики Казахстан:  Постановление Правительства Республики  Казахстан от 15 июля 1999 г. №983.  // Электронная база данных "Законодательство" СК Регионального центра правовой  информации.

9. О естественных монополий: Закон РК от 9 июля 1998 г. №272-1 ЗРК. // Электронная база данных «Законодательство» СК регионального центра правовой информации.

10. Правила закупки материальных  и финансовых ресурсов, оборудования  и услуг для производственных  нужд субъектами естественной  монополии на тендерной основе: Утв. Комитетом Республики Казахстан  по регулированию естественных  монополий и защите конкуренции  15.08.1998г. // Электронная база данных "Законодательство" СК Регионального  центра правовой информации. - с. 3-4.

11. Лившиц А.Я., Никулин  И.Н. Введение в рыночную экономику.  М., 1995. – 57 с.

12. Инструкция по применению  экономических санкций за нарушение  государственной дисциплины цен,  утвержденная постановлением коллегии  Комитета Республики Казахстан  по регулированию естественных  монополий и защите конкуренции  от 14 августа 1998 г. № 2\4. // Электронная  база данных «Законодательство»  СК регионального центра правовой  информации.

13. О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности: Закон Казахской ССР  от 11 июня 1991 г.  //  Электронная  база данных "Законодательство" СК Регионального центра правовой  информации.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан