Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6
1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18
2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18
2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28
Заключение
38
Список использованной литературы
Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции.
Антимонопольное законодательство
включает в себя нормы нескольких
отраслей права, которые регулируют
различные по содержанию отношения,
с использованием норм материального
и процессуального права. Нормы
материального права
Исходя из этого, можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в себе ограничительную, предупредительную и пресекательную функции. Вместе с тем, закон предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-управленческих образований.
Акты антимонопольного законодательства регулируют отношения в различных сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной сфере и государственной монополии.
Так, Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», принятый Парламентом Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов естественной монополии. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.
Таким образом, антимонопольное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.
Антимонопольное регулирование
- это комплекс экономических, административных
и законодательных актов, осуществляемых
государственным органом с
Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:
1) осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;
2) установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
3) завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.
Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.
Решением Президента Республики
Казахстан в августе 1991 г. был
создан Государственный комитет
по поддержке новых экономических
структур и ограничению
В 1993 г. Государственный комитет
по поддержке новых экономических
структур и ограничению
Во исполнение Указа Президента
Республики Казахстан от 15 июля 1994 г.
«О совершенствовании структуры
органов государственной власти
и управления и сокращения расходов
на их содержание» на базе упраздненных
комитетов по ценовой и антимонопольной
политике образован Государственный
комитет Республики Казахстан по
ценовой и антимонопольной
В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:
- Агентство по стратегическому
планированию и реформам как
центральный орган, не
- Комитет по экономическому
планированию Министерства
- Комитет по регулированию
естественных монополий и
Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В соответствии с
Указом Президента "О структуре
Правительства Республики
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.
Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.
Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.
Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
Агентство по вопросам своей
компетенции в установленном
законодательством порядке
Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.
Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.
Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.
Продолжительное время в
вопросах цен и тарифов на услуги
этой сферы наблюдался хаос. Каждой
организацией и учреждением цены
и тарифы устанавливались
2) Правила установления
и определения размера платы
за услуги государственных
3) Правила ведения
Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:
1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;
2) перечень платных услуг,
оказываемых данным
3) цены на предоставляемые
услуги, утвержденные уполномоченным
органом по согласованию с
Министерством финансов
4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;
5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).
Настоящими правилами
определены права и обязанности
государственных органов и
При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.