Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Содержание

Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6

1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6

1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18

2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18

2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23

3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28

Заключение
38

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в  которых участвуют органы государственной  власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности  и подчиненности. Закон не распространяется  на отношения, связанные с  объектами  исключительных прав: изобретениями, промышленными  образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда  эти права используются в целях  ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального  и процессуального права. Нормы  материального права устанавливают  права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального  права  устанавливают права и  обязанности уполномоченных органов  государственной власти  и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности  вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания  и решения выносятся антимонопольным  органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения    противоправных действий  субъектов  правоотношений.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что антимонопольное  законодательство Республики Казахстан  несет в себе ограничительную, предупредительную  и пресекательную функции.  Вместе с тем, закон предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-управленческих образований.

Акты антимонопольного законодательства  регулируют отношения в различных  сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной сфере и  государственной монополии.

Так, Закон Республики Казахстан  «О естественных монополиях», принятый Парламентом Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов  естественной монополии. Закон Республики Казахстан   «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также ответственность  за недобросовестные действия. Закон  Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. 

Таким образом, антимонопольное  законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, регулирование  деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государственным органом с целью  обеспечения условий для  развития рыночной конкуренции и ограничения  монополистической деятельности [7]. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Антимонопольное регулирование  имеет следующие признаки:

1) осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;

2) установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;

3) завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.

Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования  деятельности субъектов во всех  сферах экономики различны, а их  совокупность составляет ценовую и  антимонопольную политику.

 

      2.2 Структура государственных антимонопольных органов

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был  создан Государственный комитет  по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько  реорганизаций.

В 1993 г. Государственный комитет  по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности был преобразован в  Государственный комитет по антимонопольной  политике.

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры  органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной  политике  образован Государственный  комитет  Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров  РК № 999 от 6.09.1994 г.)

В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент  антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования  цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет  Республики Казахстан по ценовой  и антимонопольной политике Агентства  по стратегическому планированию и  реформам Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании  государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство  по стратегическому планированию и  реформам реорганизовано путем его  разделения на:

- Агентство по стратегическому  планированию и реформам как  центральный орган, не входящий  в состав Правительства;

- Комитет по экономическому  планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики  Казахстан;

- Комитет по регулированию  естественных монополий и защите  конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.

Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  Министерства энергетики, индустрии  и торговли был создан Комитет  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий и защите конкуренции.

 В соответствии с  Указом Президента "О структуре  Правительства Республики Казахстан"  от 22 января 1999 г.  Комитет по регулированию  естественных монополий и защите  конкуренции преобразован в Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий и защите  конкуренции, которое является  исполнительным органом, не входящим  в состав Правительства Республики  Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции и Агентство  Республики Казахстан по поддержке  малого бизнеса реорганизованы, путем  их слияния.

В настоящее время,  Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции  и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное  Агентство) сформировано как  центральный  исполнительный орган, не входящий в  состав Правительства. Антимонопольное  Агентство – это центральный  орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной  политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и  поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное Агентство  имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса по областям и городам  Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим  лицом, имеет расчетный счет, фирменные  бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на казахском  и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и  поддержке малого бизнеса, выполняют  возложенные на них определенные  функции  на территориях и ему  подотчетны. Руководители территориальных  органов назначаются на должность  и освобождаются от должности  председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме  того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени  государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

Агентство по вопросам своей  компетенции в установленном  законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые  имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.

     3 Система государственного антимонопольного регулирования

     3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере   

     государственных монополий

Государственная монополия –  услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

Во всём мире объективно существует  проблема правового  регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические  функции. Это деятельность государственных  органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед  каждым государством стоит проблема создания  стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

Немаловажно и то, что  надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так  как существенно влияет на уровень  цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

Продолжительное время в  вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан  принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые  центральными и местными исполнительными  органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным  и местным исполнительным органам  по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. В Республике Казахстан было принято постановление 9 июля 1998г. № 651 упорядочивающее порядок  оказания услуг предпринимателями. Постановлением утверждены:

  1. Правила оказания услуг государственными организациями;

2) Правила установления  и определения размера платы  за услуги государственных органов; 

3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами.

Правила оказания услуг  регулируют отношения между потребителями  и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные  органы в местах оказания платных  услуг должны иметь наглядную  информацию, а именно:

1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

2) перечень платных услуг,  оказываемых данным государственным  органом, с указанием сроков  исполнения;

3) цены на предоставляемые  услуги, утвержденные уполномоченным  органом по согласованию с  Министерством финансов Республики  Казахстан или его территориальными  органами;

4) исчерпывающий перечень  документов, предъявляемых потребителем  для получения услуги, образцы  их заполнения;

5) порядок и условия  обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных  услуг. В частности, государственные  органы обязаны давать исчерпывающие  бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым  платным услугам, а потребитель  обязан произвести оплату за саму услугу.

При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные  лица государственных органов, виновные в нарушении,  привлекаются у ответственности.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан