Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6
1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18
2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18
2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28
Заключение
38
Список использованной литературы
Расчетные затраты субъектов естественных монополий снижены как экономически необоснованные на общую сумму 2159 млн. тенге в расчёте на год.
Государственное регулирование естественных монополий основывается на принципах:
- достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии;
- усиления контроля за деятельностью субъектов естественной монополии;
- публичности;
- эффективности производства и предоставления услуг естественной монополии;
- взаимной ответственности руководителей субъектов естественной монополии и органов регулирования их деятельности;
- судебного контроля за регулированием в сфере естественной монополии (действия (бездействия) уполномоченного органа могут быть обжалованы в суде на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан).
Для выполнения контрольных
функций в сфере естественных
монополий Антимонопольные
- принимать в соответствии
со своей компетенцией решения
по фактам нарушения
- вносить субъектам
- принимать решения о
перечислении в
- вносить обязательные
предписания об отчуждении
- привлекать к административной
ответственности в виде
- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением антимонопольного законодательства;
- осуществлять иные полномочия, установленные действующим антимонопольным законодательством.
Обязательные для исполнения
предписания и решения
За нарушение антимонопольного
и ценового законодательства предусмотрена
юридическая ответственность, которая
носит государственно-
Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан 9 апреля 1999г. № 15- ОД.
Объектами проведения проверок
являются: субъекты рыночных отношений,
конкурентной сферы экономики, субъекты
естественной монополии, государственные
учреждения (государственные органы
и государственные предприятия)
Основанием для проведения проверок служат:
- результаты проведения плановых проверок;
- поручения и запросы вышестоящего органа;
- заявления юридических и физических лиц и других заинтересованных лиц;
- информация государственных и правоохранительных органов;
- официальные сообщения средств массовой информации.
Руководитель рабочей группы имеет право запрашивать необходимые материалы, брать объяснения с нарушителей и потерпевших. Результаты проведенной проверки отражаются в справке, которая подписывается всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителями проверяемого объекта.
По результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством применяются меры антимонопольного реагирования в форме:
- обязательного для исполнения предписания, предостережения, которое применяется в случаях, когда нарушение носит явный характер и может принести существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, если не будет немедленно устранено;
- постановления (решения) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного субъектом естественной монополии в результате действий (бездействия), нарушающих Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях);
- возбуждение административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
За нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
- неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;
- непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Административная
Под незаконно полученным
доходом понимается дополнительный
доход, полученный юридическим лицом
в результате нарушения государственной
дисциплины цен, который определяется
как разница между суммой, полученной
в результате реализации продукции
по ценам (тарифам), примененным с
нарушением действующих нормативно-
Основанием для применения экономических санкций являются следующие виды правонарушений повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
- завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными органами;
- непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок, утвержденных в установленном порядке;
- получение дохода сверх установленного антимонопольными органами за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);
- предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует стандартам Республики Казахстан;
- предоставление антимонопольным органам недостоверных (ложных) материалов, информации, используемых для утверждения цен и тарифов, повлекшие их завышение.
Различают несколько видов экономических санкций:
- введение компенсационных (понижающих) тарифов. Вводится в случае получения дохода сверх установленного антимонопольным органом в ценах за счет невыполнения или выполнения в не полном объеме работ (услуг), затраты на которые учтены в утвержденных в установленном порядке ценах. Понижающий тариф вводится при установлении конкретных потребителей;
- изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае, если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000 расчетных показателей.
Решение о применении экономических санкций применяется в форме постановления, которое направляется антимонопольными органами юридическим лицам для исполнения. Введение компенсирующих тарифов осуществляется в течении 10 дней с момента принятия решения или с 1 числа начала следующего месяца. Если в 10-дневный срок со дня вручения решения о перечислении в государственный бюджет штрафа или необоснованного дохода юридическое лицо его не выполнит, Антимонопольные органы представляют в банк юридического лица инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет штрафов и необоснованного дохода с приложением решения об изъятии и обосновывающих материалов.
За 9 месяцев 2001года Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Северо-Казахстанской области введено 5 компенсационных тарифов на сумму более 200 млн. тенге.
Следует отметить, что и Инструкции по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен присущи не- доработки. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить инкассовое распоряжение.
В случаях, когда устранить нарушение антимонопольного законодательства или привлечь к ответственности виновное в нарушении лицо не предоставляется возможным, Антимонопольные органы вправе обратиться с иском в суд.
Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют:
Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие. Нормативное регулирование - это правовой режим поведения хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.
Так, ст.26 Конституции РК
утверждает правовые основы, регулирующие
развитие конкуренции, определяет, что
«каждый имеет право на свободу
предпринимательской
11 июня 1991г. в Казахстане
принят Закон «О развитии
Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это обусловлено спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы в Западной Европе, решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее близок к моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства предполагается противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.