Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:39, доклад

Краткое описание

Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий. В таких условиях попытки решения отдельных проблем зачастую оказываются безрезультатными, поскольку даже самый тщательный учет десятков и сотен ситуационных факторов не может подменить, целостного взгляда на организацию и ее развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий

Принятие решений в  быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной  деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий. В таких условиях попытки решения отдельных проблем зачастую оказываются безрезультатными, поскольку даже самый тщательный учет десятков и сотен ситуационных факторов не может подменить, целостного взгляда на организацию и ее развитие. А без такого взгляда решение отдельных проблем в ряде случаев может только усугубить ситуацию. В то же время, решать некоторые задачи, возникающие перед руководителями, часто вообще не имеет смысла — они либо неразрешимы в рамках отдельной организации, либо, будучи решенными, неминуемо через какое-то время возникнут снова.

Описанное положение осложняется  тем, что многие предприятия находятся  в процессе непрерывной реконструкции  и реорганизации, поскольку как  техника н технология, так и  организационные структуры в  последние годы требуют обновления неизмеримо более интенсивного, чем  это было раньше: инновационные процессы стали нормой жизнедеятельности  современного предприятия.

В ходе развития общества в целом  и отдельных организаций, в частности  возникает необходимость управлять  этим процессом, для чего требуется  фиксация и нормировка нового порядка  мышления, новых технологий воздействия  на организации. С этой целью специалистами  в области управления и организации, экономики и социологии, психологии и некоторых других областей научно-практическом деятельности разрабатываются специальные средства. К их числу можно отнести такие технологии, методы и техники, как системный и ситуационный анализ, имитационное моделирование, разработка сценариев, исследование действием (action research), развитие команд управляющих, развитие руководителей (management development), активные методы социально-психологической подготовки, в том числе различные виды тренинга, консультирование, инноватика, организационное развитие (organization development) и ряд других. 

Однако при попытках использовать новые методы и техники в ситуациях  конкретных предприятий мы столкнулись  с тем, что специфика условий  жизнедеятельности каждой организации  требует серьезной модификации  этих средств, приспособления их к сложившимся  в организации традициям, стилю  управления, особенностям технологии и оргструктуры, величине организации, ее окружению и статусу в объемлющих системах — отрасли, городе, регионе, к структуре ее кооперативных связей и т. д. Такая модификация потребовала принципиально иного использования сложившихся методов и техник, в частности отношения к ним как к материалу, который должен быть переформирован в соответствии с требованиями и ограничениями ситуации данного предприятия в данных условиях. А это, в свою очередь, потребовало поиска и разработки таких методологических и теоретических средств, которые могли бы послужить основой построения искомого средства изучения организации и воздействия на неё. Вся эта работа осуществлялась в рамках инновационного подхода, рассматриваемого как принципиальная методологическая ориентация исследовательской и практической деятельности на обновление, развитие организаций и условий их жизнедеятельности, как принцип, руководящий общей стратегией этой работы.

Условия предприятий, руководство  которых предлагало нам для решения  свои проблемы, требовали отказа от чисто исследовательского подхода (надо было решать, а не изучать), от однопредметного взгляда на ситуацию, от позиции «посторонних», от средств, имеющих узкий спектр воздействия (типа тренинга), а также от попыток решать сегодняшние оперативные проблемы (их и так либо решают, либо игнорируют). В единой технологии работы с организацией в целях ее развития было необходимо объединить такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка комплексных инновационных решений, нерегламентирующее проектирование желаемого состояния организации, выработка программ внедрения этих инновационных проектов, ориентирование участников работы на инновационные стратегии и поведение, обучение их технике групповой работы и ряд других. В результате такой сложной деятельности должны были повышаться общий уровень управленческой культуры руководителей, формироваться «команды» руководителей, способные решать сложные нерутинные проблемы и создавать стратегии развития своих организаций.

В ходе работы в этом направлении  и была создана Программа инновационной  игры [20], в соответствии с которой  в 1981-1983 гг. на ряде предприятий г. Ярославля  было проведено семь инновационных  деловых игр по проблемам создания новых подразделений в организации, перспективам развития на предприятии  отдельного производства, проблема создания сквозных комплексных бригад, перспективам развития предприятия в связи  с развитием отдельного производства, проблемам разработки системы подготовки и продвижения руководителей и др. Кроме того, отдельные части Программы отрабатывались в ряде других форм (экспериментальные курсы обучения и повышения квалификации руководителей, исследование нововведений, организация тренинга, анализ и разрешение конкретных ситуаций на промышленных предприятиях, проектирование и внедрение социальных нововведений на предприятиях и др.). Программа инновационной игры стала прикладной разработкой в рамках исследовательского проекта «Нововведения в организациях», осуществляемого под руководством профессора Н. И. Лапина.

Назначение и структура  инновационной деловой игры

Цели, которые характеризуют деятельность всех, кто связан с инновационной  игрой, могут быть разделены, исходя из вышесказанного, по группам их носителей.

Так, для заказчиков, особенно на первых этапах такой работы, наиболее важны  выработка решений, проектирование и программирование их внедрения. Подобные цели стоят перед руководителями предприятий и вне игры.

Участники, кроме названных, преследуют обычно и цели учебные — овладеть некоторыми новыми средствами работы. Эти две группы — заказчики и участники — в ходе повторных игр приходят и к более сложным целям, связанным с необходимостью выработки новых средств работы, саморазвития, развития организации. Собственно, работа над формированием таких целей — одна из главных задач инновационной игры.

Исследователи, включаемые в игру, осуществляют исследование организации, пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее развития.

Четвертая группа — организаторы игры — наряду со всеми перечисленными ставит перед собой и специфические  цели организации конструктивных отношений  со всеми (и между всеми) группами для дальнейшей совместной деятельности, а также ориентируется на постоянное Обогащение и развитие всей системы  целей в игре.

Для достижения всех указанных целей  инновационная игра должна была строиться  как специальный вид социальной технологии, включающий программы решения  проблем, исследования и развития участников и всей организации.

В ходе разработки программы игры нами использовался опыт организации  рабочих конференций представителями  Тавистокской школы [27], а также создателями организационно-деятельностных игр (обзор одной из этих игр см. в [3]). В первом варианте программа инновационной игры включает восемь подпрограмм: выработки инновационных решений, проектирования нововведений, программирования их внедрения, обучения и тренинга участников, рекреации участников и организаторов, исследований и организации процесса игры.

Игра может проводиться в  течение одного — пяти дней с  режимом работы не менее 12 часов  в день. Количество участников не должно превышать 25 человек при 6-7 организаторах. Игра проводится в обстановке, изолированной  от производства и города. Для повышения  практической отдачи игра должна проводиться  не менее двух раз в год в  течение двух-трех лет.

Ниже приводится краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с которыми строится деловая игра.

Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы. Полученное решение должно быть оптимальным и реализуемым. Методы, которые чаще всего используются на предприятии — совещания, оперативки, индивидуальная работа — не всегда удовлетворяют этим требованиям. Следовательно, необходимо использовать иные средства, в частности, методы групповой работы, направленные на получение нестандартных решений [25]. Качественным отличием этих методов в ходе их использования являются более глубокие обоснование и новизна решений, большее количество альтернатив. Групповая работа, в отличие от совещаний, оперативок и т. д., осуществляется на более высоком содержательном уровне, позволяющем выйти на более эффективные решения проблемы. Участие руководителей в выработке решений одновременно является и первым этапом их внедрения. На основе выработанного решения составляются проект и программа его внедрения.

Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования. Содержание проектов — детально проработанная картина желаемого состояния объекта, задающая перспективу его развития и являющаяся результатом осуществления инновационного решения.

В игре разрабатывается, как минимум, два таких проекта. Разрабатывают  эти проекты отдельные группы участников. Между ними организуется соревнование.

В проекте должны отражаться следующие  моменты: проблема, цель работы, специфика  функционирования объекта, средства практического  решения проблемы, результирующее состояние  объекта, ресурсы, связь с условиями  предприятия, затраты, механизм саморазвития и средства измерения эффективности  реализации проекта.

Программирование. Разработка проекта не дает средств для его реализации. Эти средства, а также последовательность шагов по внедрению проекта, задаются программой, которая должна включать описание этапов изменения организации в связи с решением проблемы, видов работы с участниками внедрения и собственной деятельности руководителей в связи с нововведением.

Участники игры осуществляют программирование на основе заданных им принципов. Для того чтобы описать будущие действия в форме программы, необходимо выделить соответствующую проблему и поставить цель программирования, разработать оргмероприятия по внедрению нововведений, определить, каковы могут быть результаты и последствия внедрения проекта, выделить факторы, способствующие и препятствующие реализации проекта, назвать всех лиц, которые будут участвовать во внедрении проекта, и определить формы работы с каждым из них.

Программирование требует быстрой  и точной ориентировки в ситуации нововведения, переориентации с технических  аспектов нововведения на соорганизацию всех участников внедрения.

Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем. Эта цель может быть реализована путем решения таких задач, как обучение рефлексии и системному анализу ситуации, групповым методам работы, обучение более эффективному общению и взаимодействию, в частности социоинженерной (социотехиической) организации собственной деятельности [10]. Обучение проводится в процессе группового решения проблемы: организатор в ходе работы предлагает способы, которые еще не использовались участниками — они учатся более эффективно решать вопросы в процессе практического освоения и применения этих способов. Следующий этап обучения — создание ситуации необходимости самостоятельной выработки новых средств и новых точек зрения, позиций.

Исследование. Необходимо различать три типа исследований, связанных с инновационной игрой.

1. Исследование деловой игры, или «техническое» исследование [20, с. 22-231, направлено на совершенствование методики и организации игры. Такое исследование является одним из моментов деятельности по организации инновационной игры и осуществляется с целью воспроизводства и развития этой деятельности. Оно носит технический характер и осуществляется самими организаторами относительно поставленных ими целей. Так, в соответствии с последними может проводиться анализ техники организации рабочего процесса, коммуникации, понимания и т. п.

2. Предметное исследование может проводиться в игре специалистами самых различных областей — психологами, социологами, экономистами и т. д. В проведенных играх, например, исследовались такие проблемы, как утомляемость участников в ходе групповой работы, динамика активности и интереса в зависимости от этапа работы, проблемы функционирования малых групп при решении сложных задач и др. (см., например, [19]).

3. Системное модельно-имитационное  исследование организации, работники  которой участвуют в игре. Этот  тип исследования дает возможность,  на основе представления о  событиях игры как моделях  организационных норм и отношений,  изучать организационный порядок  и другие системные механизмы  жизнедеятельности предприятия-заказчика.

Тренировка. Поведение в новых обстоятельствах требует новых навыков и умений. Тренировка должна решать проблему создания у участников ориентации на новое ([16]; см. также (17}).

Общая цель тренировки — развитие групп и индивидов — реализуется  путем решения таких задач, как  тренировка навыков общения и  взаимодействия, тренировки инновационного поведения в целом. Основной инструмент работы здесь — специальные упражнения, выполняемые индивидом и группой, не превышающей 5-7 человек.

Тренировка тесно связана с  другими формами работы с группами. Она способствует налаживанию конструктивных отношений в работе и сплочению  групп участников игры.

Рекреация. Для того чтобы цели в игре были достигнуты, у всех участников должна быть высокая работоспособность. Поэтому в игре, обязательно должны проводиться специальные мероприятия для поддержания высокого уровня активности и для отдыха. Это достигается путем создания определенных условий, смены видов деятельности, проведения специальных сеансов [19; 20]. Такая работа проводится как с отдельными участниками, так и с группой в целом.

Информация о работе Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий