Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:39, доклад

Краткое описание

Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий. В таких условиях попытки решения отдельных проблем зачастую оказываются безрезультатными, поскольку даже самый тщательный учет десятков и сотен ситуационных факторов не может подменить, целостного взгляда на организацию и ее развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Практика проведения инновационных  игр по описанной Программе показывает, что данная игра как метод исследования и развития организации может  эффективно использоваться для решения  широкого класса проблем стратегического  характера. С целью выяснения  возможностей дальнейшего совершенствования  и использования Ярославской  модели инновационной игры рассмотрим некоторые теоретико-методологические и организационно-методические вопросы, с которыми столкнулись разработчики и организаторы и для решения  которых был предложен ряд  путей.

Инновационная деловая игра как метод исследования и как  социальная технология

В целях дальнейшего анализа  необходимо выявить статус инновационной  игры как метода исследования и развития организации.

Под методом развития организации  мы понимаем нормированное средство воздействия на составляющие, ее деятельности, которое используется в целях  повышения совокупной эффективности  организации (6, с. 123]. Исследовательская же деятельность выступает здесь в качестве компонента деятельности по развитию организации как более широкого целого. Развитие организации должно осуществляться путем практического воздействия, построенного с учетом материала исследований, как на саму деятельность, так и на ее основания. Прячем морфологически воздействие и исследование на отдельных этапах их осуществления совпадают.

В понимании инновационной игры как метода мы исходим из назначения любого метода — служить конкретным средством достижения новых результатов  в духовном или материальном производстве, и из представления о научном  методе как процессе применения некоей рациональной системы к разнообразным предметам во время теоретической и практической деятельности субъекта [15, с. 302]. При этом особенно важным моментом здесь является следующее. В ходе обсуждения специфики научно построенных методов обычно подчеркивается, что всякий метод выступает как система правил или приемов, выработанных для познания и практики [15, с. 303]. Инновационная игра как раз и строилась с учетом этой двойной функции ее как научно организованного средства деятельности.

Следует отметить еще один важный аспект инновационной игры как метода. Любой научный метод должен строиться  на основе познания объектов, к которым  он применяется. Ни один метод не может  строиться без учета природы  того объекта, который исследуется  с его помощью [12, с. 107] и на который  мы воздействуем посредством этого  методе. С этой точки зрения научные методы имеют сугубо объективный характер (1, с. 228]. Рассматривая с указанных позиций инновационную игру, можно сказать, что данный метод своим объективным основанием имеет знание о природе социальной организации и человеческого поведения в ней, знание развитое, расчлененное, многогранное и сложно организованное. Это основание отразилось в структуре игры, уровень сложности которой определяется уровнем сложности предмета, к которому она применяется.

В качестве метода развития организации  инновационная игра может рассматриваться  как специфический вид социальной технологии, то есть деятельности, «в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности», или предварительно определенного  ряда операций, направленных на достижение некоторой цели или решение задачи [22, с. 182-183]. Специфика социальной технологии, в отличие от науки, состоит в  смещении акцента с вопроса «почему?»  на вопрос «как?», то есть, социальная технология направлена на решение проблем, а  не только на их исследование [23, с. 34].

Итак, в центре нашего внимания стоят  проблемы практического развития организации. С этой точки зрения наиболее важным является функционирование механизма  развивающего воздействия инновационной  игры на организацию. Наиболее адекватно  это воздействие можно описать  с точки зрения разрабатывающейся  в настоящее время теории ситуационных процессов, одним из важных понятий  которой является понятие ситуационной структуры как целостной совокупности позиций, ожиданий и действий членов организации, детерминированной данной ситуацией и только ею. Ситуационные структуры и группы, формируемые  игрой, «поступая» после игры в организацию, несут с собой элементы новых  технологий деятельности и взаимодействий, что влечет за собой последующие  фазы перестройки и развития всей организации, в частности, через  возникновение новых ситуационных структур и превращение их в структуры  стационарные. За счет чего это происходит?

Игра ориентирована на объединение  людей для выработки инновационных (новых для данной организации, отрасли, промышленности) решений. Участники  обучаются здесь новым способам деятельности и мышления: групповой  работе, постановке проблем, аналитическим  процедурам, критике и т. д., обучаются  умению ориентироваться в нестандартных (инновационных) ситуациях, овладевают соответствующими средствами и умением  их использовать. Всеми формами работы участники ориентируются на развитие своих средств, способов деятельности, мышления, видения и анализа ситуации. Ориентация на развитие — это ориентация на непрерывное обновление всего  своего деятельностного арсенала и своих умений, на использование всех своих способностей.

Участники инновационной игры ориентируются  и на развитие организации, в которой  они работают. В результате игры они начинают понимать необходимость  перестройки условии ее жизнедеятельности, что может позволить впоследствии снять значительное число проблем, решить их еще до их возникновения. Инновационная игра является в организации  нововведением, за счет которого эта  организация может продвинуться в решении многих проблем. Строится это нововведение как саморазвивающаяся  и непрерывно самообновляющаяся система, то есть система открытого типа, способная ассимилировать помехи своему функционированию и развиваться дальше, в том числе и за счет этих помех. Статус инновационной игры как нововведения позволяет использовать в ее осуществлении весь наработанный в инноватике арсенал средств решения проблем, возникающих в ходе этого осуществления.

Итак, инновационная игра позволяет  посредством исследовательских  процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) — вырабатывать наиболее перспективные стратегии  этого развития и осуществлять начальные  фазы реализации этих стратегий через  развитие участников как носителей  деятельности управления и через  развитие самой этой деятельности.

Инновационная игра в ряду деловых игр

В последние десятилетия широкое  распространение как у нас  в стране, так и за рубежом, получили различные деловые игры. В литературе по играм, насчитывающей уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д. [4; 11 и др.]. Рассмотрим в связи со спецификой инновационной игры те черты деловых игр, которые не могут позволить им, с нашей точки зрения, решать проблемы развития.

Как правило, в деловых играх  предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые  обязаны выполнять игроки, — это  и ролевые предписания, и правила  работы с информацией, и жесткие  ограничения на дозволенные действия, допущения относительно имитируемых  систем и т. п. Эти правила ориентируют  участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил участники игр испытывают значительные затруднения.

Деловая игра, будучи созданной, может  использоваться многократно, однако для  достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта  в силу жесткости ее конструкции.

Обучающая функция игры реализуется  путем выработки навыков действий в стандартных ситуациях, которые  могут, по мнению авторов игр, появляться в производственной жизни. Расчет на стандартность практических ситуаций, с нашей точки зрения, не всегда оправдан.

Деловые, в частности управленческие имитационные, игры рассматриваются  в качестве разновидности экспериментального метода исследования организаций, осуществляемого  с целями обучения, для принятия решений, проектирования и собственно исследования [11, с. 26]. Но организация  моделируется здесь как искусственное  образование, заданное искусственным  же набором значений числовых параметров. То есть моделирование осуществляется здесь сначала в проектной  плоскости на основе теоретических  идеи и представлений, затем с  участниками «проигрывается» то, что спроектировано. Для дальнейшего  анализа этот момент очень важен, поскольку подобные имитирующие  модели строятся, с нашей точки  зрения, на основе слишком сильных  допущений, отдаляющих такую «искусственную»  модель от живой организационной  реальности.

Помимо описанного типа деловых  игр в практике решения сложных  комплексных проблем используется и другой тип игр, например, Тавистокская модель тренировки групповых отношений, организационно-деятельностные игры и др.

Тавистокская программа тренировки групповых отношений впервые была реализована в 1957 г. [27, с. I]. Совершенствуясь и развиваясь, эта модель дошла до наших дней и активно используется в международных и национальных инновационных программах. С их помощью решается широкий спектр проблем авторитета, ответственности, руководства. лидерства, управления и организации, шире — связи индивида через его роли с группами, институтами и обществом в целом. Термин «Тавистокская модель» представляет эвристическую структуру для идентификации и понимания того, какие осознаваемые и неосознаваемые процессы имеют место внутри и между группами людей [27, с. 2].;

На Тавистокских конференциях осуществляется целая серия воздействующих исследований. Эти конференции представляют собой временные образовательные институты и рассматриваются как открытые системы Участники здесь получают возможность испытать себя в разных ролях, построить желаемые отношения, разобраться в групповых, межгрупповых и институциональных механизмах. Этому способствует реализуемый на конференциях принцип анализа только тех событий, которые происходят «здесь и теперь».

Тавистокская модель строится как свободная, нежесткая в смысле жесткости правил, система. Здесь в большой степени включаются эмоциональные механизмы участников. Модель непрерывно меняется и развивается, поскольку даже помехи, создаваемые участниками работы либо условиями, используются здесь как развивающие факторы. Поиск ответов на исследовательские вопросы идет здесь совместно с участниками, перед которыми в связи с этим открываются возможности развития в заданных тематикой конференции направлениях. Если здесь и вырабатываются какие-то навыки, то это навыки организации собственного поведения и понимания в нестандартных ситуациях [см. 14].

У нас в стране была впервые реализована  еще одна оригинальная модель игры — организационно-деятельностная игра, которая была осуществлена под руководством Г. П. Щедровицкого как часть совещания по организационно-управленческой деятельности, организованного НИИ общей и педагогической психологии АПП СССР. По ряду параметров этот тип игр существенно отличается от обычных деловых. Рабочий процесс строится здесь исходя не из ролевых предписаний, а на основе позиционной самоопределенности участников. Главное назначение игр этого типа — выработка и апробирование средств организации и осуществления коллективной мыследеятельности, в том числе средств методологических — мыслительных, средств понимания, коммуникации и т. д. Одна из первых игр была посвящена проблемам организации комплексных прикладных исследований и разработок в области организации, руководства и управления. Ее целью было исследование в условиях коллективной игровой деятельности способности представителей традиционных научных дисциплин к самоорганизации и кооперации в процессе решения комплексных задач [3, с. 165]. Для нас важно, что уже эта, первая, игра рассматривалась относительно теории организации, руководства и управления как одна из форм экспериментальной практики.

Организацнонно-деятельностная игра строится как открытая система, по форме гибкая и мобильная, допускающая «в ходе своего развития любые изменения и корректировки в зависимости от целей и задач организаторов и исследователей» [3, с. 165]. Последующие организацнонно-деятельностные игры, проходившие в Харькове, Горьком, Одессе и других городах, были посвящены самым разным проблемам — от производственной практики студентов до проблем организации работ на атомных электростанциях.

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно  отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр и  приближающийся но ряду параметров к Тавистокской модели и оргдеятельностной игре. Соотносительные характеристики рутинных инновационных игр:

Рутинные игры

Инновационные игры 

Жесткие (по требованию выполнения правил, играния ролей и т д.) 

Требуют обширной цифровой информации

Ориентированы на рациональные действия участников

Закрытые (для развития)

Решения предопределены

Обучающие

Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях

Нежесткие, свободные 

Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)

Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников

Открытые, саморазвивающиеся

Решения неизвестны

Развивающие

Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуациях


В работе над Ярославской моделью  инновационной игры развитие игры осуществляется за счет действия двух механизмов: целенаправленного  методологического конструирования  и постоянного инновирования игры с использованием новейших достижений в различных областях деятельности (системном анализе, активных методах обучения, теории деятельности и т. д.), и фиксации с последующей нормировкой новых элементов, спонтанно возникающих в ходе самой игры. Таким образом, инновационная игра выступает как система, открытая как внешним, так и внутренним воздействиям.

Некоторые проблемы построения инновационной игры

Специфика моделирования. В инновационной игре создаются ситуации, в которых с необходимостью воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения. Например, главный технолог пытается решать какой-то вопрос с начальником цеха. Начинают работать стереотипы, установившиеся в обычных рабочих условиях. Однако опасения, что в игре воспроизведется обычное совещание, напрасны, поскольку именно это воспроизводство и является первым условием работы по изменению указанных стереотипов.

Информация о работе Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий