Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:39, доклад
Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий. В таких условиях попытки решения отдельных проблем зачастую оказываются безрезультатными, поскольку даже самый тщательный учет десятков и сотен ситуационных факторов не может подменить, целостного взгляда на организацию и ее развитие.
Практика проведения инновационных
игр по описанной Программе
Инновационная деловая игра как метод исследования и как социальная технология
В целях дальнейшего анализа необходимо выявить статус инновационной игры как метода исследования и развития организации.
Под методом развития организации мы понимаем нормированное средство воздействия на составляющие, ее деятельности, которое используется в целях повышения совокупной эффективности организации (6, с. 123]. Исследовательская же деятельность выступает здесь в качестве компонента деятельности по развитию организации как более широкого целого. Развитие организации должно осуществляться путем практического воздействия, построенного с учетом материала исследований, как на саму деятельность, так и на ее основания. Прячем морфологически воздействие и исследование на отдельных этапах их осуществления совпадают.
В понимании инновационной игры как метода мы исходим из назначения любого метода — служить конкретным средством достижения новых результатов в духовном или материальном производстве, и из представления о научном методе как процессе применения некоей рациональной системы к разнообразным предметам во время теоретической и практической деятельности субъекта [15, с. 302]. При этом особенно важным моментом здесь является следующее. В ходе обсуждения специфики научно построенных методов обычно подчеркивается, что всякий метод выступает как система правил или приемов, выработанных для познания и практики [15, с. 303]. Инновационная игра как раз и строилась с учетом этой двойной функции ее как научно организованного средства деятельности.
Следует отметить еще один важный аспект инновационной игры как метода. Любой научный метод должен строиться на основе познания объектов, к которым он применяется. Ни один метод не может строиться без учета природы того объекта, который исследуется с его помощью [12, с. 107] и на который мы воздействуем посредством этого методе. С этой точки зрения научные методы имеют сугубо объективный характер (1, с. 228]. Рассматривая с указанных позиций инновационную игру, можно сказать, что данный метод своим объективным основанием имеет знание о природе социальной организации и человеческого поведения в ней, знание развитое, расчлененное, многогранное и сложно организованное. Это основание отразилось в структуре игры, уровень сложности которой определяется уровнем сложности предмета, к которому она применяется.
В качестве метода развития организации
инновационная игра может рассматриваться
как специфический вид
Итак, в центре нашего внимания стоят
проблемы практического развития организации.
С этой точки зрения наиболее важным
является функционирование механизма
развивающего воздействия инновационной
игры на организацию. Наиболее адекватно
это воздействие можно описать
с точки зрения разрабатывающейся
в настоящее время теории ситуационных
процессов, одним из важных понятий
которой является понятие ситуационной
структуры как целостной
Игра ориентирована на объединение
людей для выработки
Участники инновационной игры ориентируются
и на развитие организации, в которой
они работают. В результате игры
они начинают понимать необходимость
перестройки условии ее жизнедеятельности,
что может позволить
Итак, инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) — вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.
Инновационная игра в ряду деловых игр
В последние десятилетия широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом, получили различные деловые игры. В литературе по играм, насчитывающей уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д. [4; 11 и др.]. Рассмотрим в связи со спецификой инновационной игры те черты деловых игр, которые не могут позволить им, с нашей точки зрения, решать проблемы развития.
Как правило, в деловых играх предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые обязаны выполнять игроки, — это и ролевые предписания, и правила работы с информацией, и жесткие ограничения на дозволенные действия, допущения относительно имитируемых систем и т. п. Эти правила ориентируют участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил участники игр испытывают значительные затруднения.
Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта в силу жесткости ее конструкции.
Обучающая функция игры реализуется
путем выработки навыков
Деловые, в частности управленческие
имитационные, игры рассматриваются
в качестве разновидности
Помимо описанного типа деловых
игр в практике решения сложных
комплексных проблем
Тавистокская программа тренировки групповых отношений впервые была реализована в 1957 г. [27, с. I]. Совершенствуясь и развиваясь, эта модель дошла до наших дней и активно используется в международных и национальных инновационных программах. С их помощью решается широкий спектр проблем авторитета, ответственности, руководства. лидерства, управления и организации, шире — связи индивида через его роли с группами, институтами и обществом в целом. Термин «Тавистокская модель» представляет эвристическую структуру для идентификации и понимания того, какие осознаваемые и неосознаваемые процессы имеют место внутри и между группами людей [27, с. 2].;
На Тавистокских конференциях осуществляется целая серия воздействующих исследований. Эти конференции представляют собой временные образовательные институты и рассматриваются как открытые системы Участники здесь получают возможность испытать себя в разных ролях, построить желаемые отношения, разобраться в групповых, межгрупповых и институциональных механизмах. Этому способствует реализуемый на конференциях принцип анализа только тех событий, которые происходят «здесь и теперь».
Тавистокская модель строится как свободная, нежесткая в смысле жесткости правил, система. Здесь в большой степени включаются эмоциональные механизмы участников. Модель непрерывно меняется и развивается, поскольку даже помехи, создаваемые участниками работы либо условиями, используются здесь как развивающие факторы. Поиск ответов на исследовательские вопросы идет здесь совместно с участниками, перед которыми в связи с этим открываются возможности развития в заданных тематикой конференции направлениях. Если здесь и вырабатываются какие-то навыки, то это навыки организации собственного поведения и понимания в нестандартных ситуациях [см. 14].
У нас в стране была впервые реализована
еще одна оригинальная модель игры
— организационно-
Организацнонно-деятельностная игра строится как открытая система, по форме гибкая и мобильная, допускающая «в ходе своего развития любые изменения и корректировки в зависимости от целей и задач организаторов и исследователей» [3, с. 165]. Последующие организацнонно-деятельностные игры, проходившие в Харькове, Горьком, Одессе и других городах, были посвящены самым разным проблемам — от производственной практики студентов до проблем организации работ на атомных электростанциях.
Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр и приближающийся но ряду параметров к Тавистокской модели и оргдеятельностной игре. Соотносительные характеристики рутинных инновационных игр:
Рутинные игры |
Инновационные игры |
Жесткие (по требованию выполнения правил, играния ролей и т д.) Требуют обширной цифровой информации Ориентированы на рациональные действия участников Закрытые (для развития) Решения предопределены Обучающие Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях |
Нежесткие, свободные Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой) Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников Открытые, саморазвивающиеся Решения неизвестны Развивающие Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуациях |
В работе над Ярославской моделью
инновационной игры развитие игры осуществляется
за счет действия двух механизмов: целенаправленного
методологического
Некоторые проблемы построения инновационной игры
Специфика моделирования. В инновационной игре создаются ситуации, в которых с необходимостью воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения. Например, главный технолог пытается решать какой-то вопрос с начальником цеха. Начинают работать стереотипы, установившиеся в обычных рабочих условиях. Однако опасения, что в игре воспроизведется обычное совещание, напрасны, поскольку именно это воспроизводство и является первым условием работы по изменению указанных стереотипов.
Информация о работе Деловая игра как инновационный метод исследования и развития малых предприятий