Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Граждане,
как правило, приобретают товары
в розничной торговле. Поэтому
к отношениям с участием граждан
применимы положения ст.492-505 ГК РФ.
Розничная купля-продажа
Розничная купля-продажа опосредует отношения профессионального продавца с гражданами и организациями, направленные на удовлетворение их личных, бытовых и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Этим обусловлены, во-первых, выделение договора купли-продажи в самостоятельный вид и, во-вторых, особенности правового регулирования, которое в основном носит императивный характер и обеспечивает защиту более слабой стороны, покупателя-непрофессионала путем возложения на продавца дополнительных обязанностей и предоставления покупателю дополнительных прав по сравнению с общими положениями о розничной купле-продаже.
Таким образом, нормы розничной купли-продажи товаров тесно переплетаются с положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", которые также регулируют отношения, возникающие при приобретении товаров для нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон закрепляет механизмы реализации прав потребителя при нарушении условий договора купли-продажи (о качестве, информации и т.д.)7.
Вступая во взаимоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем), потребитель зачастую находится в менее выгодном положении. Особенно это проявляется в ситуациях, когда потребитель пользуется услугами организаций, занимающих доминирующее положение на рынке и навязывающих потребителям невыгодные для них условия договора.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 26.02.2006 удовлетворены исковые требования К. к ООО "Новый курс" в части взыскания убытков, причиненных неисполнением договора, неустойки за нарушение сроков окончания работ и несвоевременное исполнение договора, а также компенсации морального вреда, всего на сумму 8 132 410 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила как постановленное с нарушением норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования К., суд исходил из того, что спорные правоотношения регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей". При этом суд сослался на статьи 13, 15, 28, 31 данного Закона, которыми предусмотрены последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей, в том числе право потребителя на возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсации морального вреда.
Между тем суд применил закон, не подлежащий применению.
Преамбулой
Закона РФ "О защите прав потребителей"
предусмотрено, что он регулирует отношения,
возникающие между
Потребителем
является гражданин, имеющий намерение
заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий
товар (работы, услуги) исключительно
для личных, семейных, домашних и
иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской
Из
договора долевого участия в строительстве,
заключенного между сторонами, следует,
что истица приняла на себя обязательство
инвестировать строительство 1 секции
2 очереди жилого дома. Согласно договору
после окончания строительства
в собственность истцы должно
перейти 50% общей площади 9-этажного
жилого дома, в котором два этажа
предназначены под офисные
При решении вопроса о возможности применения к правоотношениям сторон Закона РФ "О защите прав потребителей" суду следовало определить характер договора, цель, преследуемую К. при его заключении, имея в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует лишь отношения между изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем, заказывающим, приобретающим товары (работы, услуг) с исключительно личной (бытовой) целью.
При таких обстоятельствах решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Для
того чтобы обеспечить охрану интересов
потребителей, ст.16 Закона о защите
прав потребителей содержит правило, в
соответствии, с которым условия
договора, ущемляющие интересы потребителей
по сравнению с действующим
Закон обязывает организацию, виновную во включении в договор условий, ущемляющих права потребителей, возместить убытки причиненные исполнением такого рода договора.
Кроме общего правила, ст.16 Закона прямо указывает на два условия договора с потребителями, которые заведомо являются противоправными.
Во-первых,
продавцу (изготовителю, исполнителю)
запрещается обусловливать
В этом случае требование потребителя о разукомплектовании набора будет неправомерным.
Во-вторых,
запрещается навязывать потребителю
дополнительные услуги, предоставляемые
за плату.
Ст.12 ГК РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц. По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены поворотом государства лицом к своим гражданам: от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.
Принятие
в 1992 году Закона "О защите прав потребителей"
(далее - Закон) на первый план выдвинуло
необходимость в
В
настоящее время граждане имеют
реальную возможность отстоять свои
права как в судебном, так и
внесудебном порядке. Потребителю
предоставлено право
Обратимся к такому способу защиты права, как самозащита. С момента нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя в сфере торговли или услуг перед последним встает вопрос выбора формы защиты. Гражданин вправе обратиться в суд (ст.11 ГК РФ, ст.17 Закона) или самостоятельно защитить свои права (ст.14 ГК РФ).
В гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать как совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия". Другими учеными самозащита права рассматривается как совокупность действий и фактического, и юридического порядка. Тем самым в ее содержание включены меры оперативного воздействия10.
Полагаю,
что в данном случае предпочтительно
второе понимание "самозащиты" как
гражданско-правового способа
Способ
самозащиты гражданских прав - это
действие или система действий по
защите гражданских прав, предпринимаемых
управомоченным на то в силу закона
или договора лицом, без обращения
в соответствующие
Однако,
как показывает практика, самостоятельно
потребителем самозащита применяется
редко. Это связано с тем, что
данный способ защиты прав в рассматриваемой
сфере имеет большие
Все вышесказанное подтверждает вывод о том, что в настоящее время, в связи со спецификой защиты прав потребителей, в само понятие "самозащита" включается не только совершение фактических и юридических действий самим управомоченным лицом, но и действия специализированных органов, отстаивающих права и интересы потребителя.
Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях "продавец - покупатель" при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Ст.18 Закона "Последствия продажи товара ненадлежащего качества", изложена в новой редакции, с новым названием - "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Существенные изменения касаются прав потребителя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах. Ранее потребитель имел право на замену технически сложных товаров на товары аналогичной или другой марки (модели, артикула) только в случае обнаружения существенных недостатков товаров11.
Новая
редакция статьи предусматривает, что
в отношении технически сложного
товара потребитель в случае обнаружения
в нем недостатков (даже несущественных)
вправе отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте