Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат удовлетворению в следующих случаях:
обнаружения существенного недостатка товара;
нарушения установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме
того, новая редакция статьи устанавливает
право потребителя
В области оказания услуг (выполнения работ) Эта статья касается устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Новая редакция предусматривает согласование срока устранения недостатков и устанавливает его максимальную продолжительность.
Если срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме, тогда изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) незамедлительно устраняет эти недостатки. То есть делает это в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.
Если
во время устранения недостатков
товара стало ясно, что они не
будут ликвидированы в
Продавец (уполномоченная организация, уполномоченный предприниматель), возвращая товар с устраненными недостатками, обязан предоставить потребителю в письменной форме информацию о датах:
обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара;
передачи товара потребителем для ликвидации недостатков товара;
устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах);
выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
При выборе того или иного правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения потребитель не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажи технически сложного товара (холодильника, автомобиля и т.п.) возможно только при наличии в нем существенного недостатка. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Ряд непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветки или комплектации (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. № 55).
Возмещение
убытков и взыскание неустойки
можно отнести к мерам, направленным
на восстановление имущественной сферы
управомоченного лица. В большинстве
случаев возмещение убытков и
взыскание неустойки
Традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды (п.2 ст.15 ГК РФ).
Исходя из редакции Закона 1996 г., когда потребитель определялся как "гражданин, приобретающий товары (работы, услуги)... для личных, семейных... нужд, не связанных с извлечением прибыли", в юридической литературе было справедливо замечено, что убытки потребителю должны возмещаться лишь в части реального ущерба. Признание за потребителем права на возмещение упущенной выгоды означало бы возможность извлечения им прибыли от использования товаров (работ, услуг), т.к упущенная выгода является важнейшим видом убытков, применяемая в предпринимательской деятельности, когда субъекты торгового оборота заключают договоры между собой с целью извлечения прибыли. И когда одна из сторон нарушает условия договора, она лишает своего контрагента предполагаемой прибыли, а затем вынуждает его произвести дополнительные расходы, связанные с попыткой извлечения прибыли. Потребитель не вправе был использовать товары (работы, услуги) в целях извлечения прибыли, следовательно, не имел права на возмещение упущенной выгоды12.
В то же время под прибылью можно понимать получение дохода потребителем в виде плодов будущего урожая (как поступления, полученного в результате использования своего имущества) на личном дачном (подсобном) участке, и, следовательно, возможность возмещения упущенной выгоды явно прослеживалась. Например, при покупке удобрения или подкормки, необходимых для определенного вида растительных культур. Предоставление недостоверной информации о способе применения или хранения, дозировке, составе, сроке годности может повлечь за собой гибель культуры, что позволяет говорить о неполучении потребителем тех доходов (в данном случае плодов), которые он мог бы получить, если бы его право не было нарушено. Поэтому в отдельных ситуациях говорить о возмещении потребителю убытков в виде упущенной выгоды было возможно, если это прямо вытекало из характера причиненного вреда, т.к в данном случае возможность получения дохода существовала реально, а не в качестве субъективного представления.
Конкретизация понятия "потребитель" в редакции Закона 1999 г. позволила признать за ним право на возмещение убытков в виде упущенной выгоды. Однако необходимо отметить, что при определении размера упущенной выгоды учитываются меры, предпринятые кредитором для ее получения, и сделанные с этой целью приготовления (п.4 ст.393 ГК РФ). В отношениях "потребитель - продавец" доказать факт подготовки потребителем мер для возможного возмещения убытков в виде упущенной выгоды достаточно трудно. Более того, из сущности некоторых видов договоров (договоры на киновидеообслуживание, об оказании телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.) изначально вытекает невозможность возмещения упущенной выгоды.
Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п.1 ст.23 Закона) и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п.5 ст.28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст.332). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст.333 ГК РФ).
Закон
N 234-ФЗ вводит новую статью 23.1, предусматривающую
последствия нарушения
Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, опоздал с передачей товара покупателю в установленный срок, то потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом покупатель вправе потребовать еще и полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Перечисленные требования потребителя не подлежат удовлетворению в случае, если продавец докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка
(пени) взыскивается со дня, когда по
договору купли-продажи передача товара
потребителю должна была быть осуществлена,
до дня передачи товара потребителю
или до дня удовлетворения требования
потребителя о возврате ему предварительно
уплаченной им суммы. Сумма взысканной
потребителем неустойки (пени) не может
превышать сумму
Продавец обязан удовлетворить требования покупателя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков в течение десяти дней со дня предъявления этого требования.
Однако
требования о возмещении убытков
и взыскании неустойки (как, впрочем,
и об изменении или прекращении
правоотношения) в добровольном порядке
без помощи ОМС и общественных
организаций удовлетворяются
Возмещение
морального вреда как способ защиты
прав потребителя реализуется в
судебном порядке, поскольку в соответствии
со ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона размер денежной
компенсации устанавливается
Юристами-практиками
в научной литературе высказано
мнение, что в некоторых ситуациях
разрешение конфликтов "продавец - покупатель"
доводится до суда именно потому, что
моральный вред невозможно возместить
в добровольном порядке, и предлагается
на законодательном уровне закрепить
подобную возможность. Полагаю, что
на практике реализовать это будет
достаточно трудно. Во-первых, нарушитель
может и не согласиться с тем,
что своими действиями причинил нравственные
или физические страдания потребителю,
а во-вторых, разногласия по поводу
суммы компенсации будут
Обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества определяется ГК РФ ст. ст.469, 470, 475, 476, 478, 479, 480;
Законом "О защите прав потребителей" ст.4. Прежде всего необходимо определить, что такое "надлежащее" и "ненадлежащее" качество.
Закон формулирует понятие товара "ненадлежащего" качества как товар, который имеет недостаток.
Недостаток - это несоответствие товара стандарту, условиям договора или требованиям, предъявляемым к качеству товара.
В преамбуле Закона даются определения недостатка и существенного недостатка. Существенный недостаток, в отличие от недостатка, делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги в соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устраним. Либо появляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительный степени лишится того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар имеющим существенный недостаток.
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте