Защита прав потребителей в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ком право.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

     3) в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  принятие мер по приостановлению  производства и реализации товаров  (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным  требованиям (в том числе с  истекшим сроком годности), и товаров,  на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка  и (или) от потребителя или  потребителей товаров (работ,  услуг), которые не соответствуют  обязательным требованиям, и информированию  об этом потребителей;

     4) направление в орган, осуществляющий  лицензирование соответствующего  вида деятельности (лицензирующий  орган), материалов о нарушении  прав потребителей для рассмотрения  вопросов о приостановлении действия  или об аннулировании соответствующей  лицензии в установленном законодательством  Российской Федерации порядке;

     5) направление в органы прокуратуры,  другие правоохранительные органы  по подведомственности материалов  для решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам  преступлений, связанных с нарушением  установленных законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации прав потребителей;

     6) обращение в суд с заявлениями  в защиту прав потребителей, законных  интересов неопределенного круга  потребителей, а также с заявлениями  о ликвидации изготовителя (исполнителя,  продавца, уполномоченной организации,  импортера) либо о прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя  (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

     Уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей (его территориальные  органы), а также иные федеральные  органы исполнительной власти (их территориальные  органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области  защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или  вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих  в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной  политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел  о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей.

     Указом  Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О  системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти" учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Служба). Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

     Согласно  постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального  развития РФ.14

     Служба  руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, а также  указанным Положением.

     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  иными организациями.

     В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 "Вопросы  Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека" основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

     1) организация и осуществление  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора, в том числе на железнодорожном  транспорте, а также надзора на  потребительском рынке и в  сфере защиты прав потребителей;

     2) предупреждение, обнаружение, а также  пресечение нарушений законодательства  Российской Федерации в установленных  сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;

     3) осуществление лицензирования видов  деятельности в соответствии  с компетенцией Службы;

     4) осуществление санитарно-карантинного  контроля в пунктах пропуска  через государственную границу  Российской Федерации;

     5) осуществление государственной  регистрации представляющих потенциальную  опасность для человека продукции,  объектов;

     6) осуществление санитарно-эпидемиологических  расследований, направленных на  установление причин и выявление  условий возникновения и распространения  инфекционных заболеваний и массовых  неинфекционных заболеваний (отравлений);

     7) организация и осуществление  мер, направленных на выявление  и устранение влияния вредных  и опасных факторов среды обитания  на здоровье человека.

     Для реализации указанных функций указанный  орган:

     1) осуществляет надзор и контроль  за исполнением обязательных  требований законодательства Российской  Федерации в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, защиты прав потребителей  и в области потребительского  рынка, в том числе: государственный  санитарно-эпидемиологический надзор  за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за  соблюдением законов и иных  нормативных правовых актов Российской  Федерации, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил  продажи отдельных предусмотренных  законодательством видов товаров,  выполнения работ, оказания услуг;  санитарно-карантинный контроль  в пунктах пропуска через государственную  границу Российской Федерации;

     2) выдает лицензии на осуществление:  деятельности, связанной с использованием  возбудителей инфекционных заболеваний;  деятельности в области использования  источников ионизирующего излучения;

     3) регистрирует впервые внедряемые  в производство и ранее не  использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

     4) устанавливает причины и выявляет  условия возникновения и распространения  инфекционных заболеваний и массовых  неинфекционных заболеваний (отравлений);

     5) информирует органы государственной  власти Российской Федерации,  органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и население о  санитарно-эпидемиологической обстановке  и о принимаемых мерах по  обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения;

     6) готовит предложения о введении  и об отмене на территории  Российской Федерации, субъектов  РФ ограничительных мероприятий  (карантина) в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

     7) организует в установленном порядке  ведение социально-гигиенического  мониторинга;

     8) организует деятельность системы  государственной санитарно-эпидемиологической  службы Российской Федерации;

     9) осуществляет в установленном  порядке проверку деятельности  юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей и граждан по  выполнению требований санитарного  законодательства, законодательства  Российской Федерации в области  защиты прав потребителей, правил  продажи отдельных видов товаров;

     10) осуществляет функции главного  распорядителя и получателя средств  федерального бюджета в части  средств, предусмотренных на содержание  Службы и реализацию возложенных  на нее функций;

     11) обеспечивает в пределах своей  компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

     12) организует прием граждан, обеспечивает  своевременное и полное рассмотрение  обращений граждан, принимает  по ним решения и направляет  заявителям ответы в установленный  законодательством Российской Федерации  срок;

     13) обеспечивает мобилизационную подготовку  Службы, а также контроль и  координацию деятельности находящихся  в ее ведении организаций по  их мобилизационной подготовке;

     14) организует профессиональную подготовку  работников аппарата Службы, их  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку;

     15) осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию  архивных документов, образовавшихся  в процессе деятельности Службы;

     16) взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной  власти иностранных государств  и международными организациями  в установленной сфере деятельности;

     17) проводит в установленном порядке  конкурсы и заключает государственные  контракты на размещение заказов  на поставку товаров, выполнение  работ, оказание услуг для нужд  Службы, а также на проведение  научно-исследовательских работ  для государственных нужд в  установленной сфере деятельности;

     18) осуществляет иные функции в  установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены  федеральными законами, нормативными  правовыми актами Президента  РФ или Правительства РФ.

     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в  установленной сфере деятельности имеет право:

     1) организовывать проведение необходимых  исследований, испытаний, экспертиз,  анализов и оценок, в том числе  научных исследований по вопросам  осуществления надзора в установленной  сфере деятельности;

     2) давать юридическим и физическим  лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

     3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений  по отнесенным к компетенции  Службы вопросам;

     4) привлекать в установленном порядке  для проработки вопросов установленной  сферы деятельности научные и  иные организации, ученых и  специалистов;

     5) пресекать факты нарушения законодательства  Российской Федерации в установленной  сфере деятельности, а также применять  предусмотренные законодательством  Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического  характера, направленные на недопущение  и (или) ликвидацию последствий  нарушений юридическими лицами  и гражданами обязательных требований  в установленной сфере деятельности;

     6) осуществлять контроль за деятельностью  территориальных органов Службы  и подведомственных организаций;

     7) создавать совещательные и экспертные  органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте