Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие и выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.
2. Рассмотреть формы и методы правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-А.
3. Дать характеристику основным формам поддержки инвесторов в РСО-А.
4. Выявить основные направления инвестиционной политики РСО-Алания.
5. Дать общую оценку инвестиционному климату в РСО-Алания в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………………………………………………….….5

1.1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5

1.2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12

1.3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17
Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Федерации………………………………………………………....30

2.1. Правовое обеспечение инвестиционного процесса в субъекте Федерации. ……..30

2.2. Формы и методы правового регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Федерации……………………..…43

2.3. Роль налогового стимулирования в инвестиционной политике субъекта Федерации…..58
Глава 3. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса…………………………………………..….…67
Заключение……………………………………………….………...…………...76
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по РПП.docx

— 138.59 Кб (Скачать файл)

Реализация Стратегии повысит промышленный, экономический  и туристический  статус Северной Осетии  среди республик Юга России, улучшит ее инвестиционную привлекательность, вследствие чего значительно увеличится республиканский бюджет и повысится качество жизни жителей республики.  

 

                   Также важным документом, определяющим  развитие Республики Северная  Осетия-Алания, является «Программа  экономического и социального  развития Республики Северная  Осетия-Алания на 2008-2012 годы» (далее  – Программа), одобренная постановлением  Правительства Республики Северная  Осетия-Алания  от 18 января 2008 года N3 и разработанная для обеспечения устойчивого увеличения реальных доходов населения.  
         Программа предусматривает решение задач по снятию инфраструктурных ограничений для развития экономики, повышению занятости населения, обеспечению притока инвестиций в экономику республики, повышению бюджетной обеспеченности, развитию отраслей реального сектора экономики. В частности, в программе предполагается увеличение валового регионального продукта в 1,5 раза, реальных доходов населения - в 1,8 раза, создание  более 10 тыс. новых рабочих мест на действующих и вновь созданных предприятиях за период реализации программы, а также   снижение дотационности бюджета Северной Осетии до 43%  и уменьшение  убыточных предприятий. Так, в программе предусматривалось создание более 4,5 тыс. новых рабочих мест и  обеспечение прироста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет инвестиционных проектов по строительству цементного и известкового заводов  в Алагирском районе, малых ГЭС в верховье бассейна реки Урух, а также для создания и развития горно-рекреационных комплексов "Мамисон" и "Дигория", осуществляемых с привлечением внебюджетных средств. Однако, в связи со сложной экономической ситуацией некоторые положения программы достаточно трудновыполнимы. Так некоторые инвестиционные проекты в настоящее время заморожены. Например, отложено на 3 месяца строительство цементного завода в Алагире. 1

Именно поэтому, несмотря на то, что Программа взаимосвязана и детализирует установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в республике ресурсно-производственного потенциала, а также основных тенденций развития, на наш взгляд, программу необходимо корректировать с учетом современных реалий и имеющихся экономических трудностей.

 

         Особо          следует       отметить    Программу развития инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания на 2008-2010 годы . Целью Программы является создание привлекательного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста, наращивания объемов инвестиций и повышения жизненного уровня населения. Программа направлена  на активизацию инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания и стабильного социально-экономического развития путем комплексного подхода к решению проблемы, создания благоприятных условий, привлечения бюджетных средств, а также привлекаемых собственных средств предприятий и организаций, кредитных ресурсов и прочих внебюджетных источников. 1

 

                 Кроме этого, в республике действуют  республиканские целевые программы (около 27 программ). В каждой программе  существует взаимосвязь с федеральными  целями и соответствующими программными  документами федерального уровня.

 

                 Одним из важных условий формирования эффективной экономической политики в регионах, повышения их инновационной и инвестиционной активности является развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса. Одним из путей такого взаимодействия выступают совместные проекты государства и бизнеса, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства(ГЧП), на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.  

 

             Необходимо отметить, что единого  и легального  определения ГЧП нет.  В Стратегии под частно-государственным партнерством понимаются взаимоотношения между Республикой Северная Осетия-Алания либо Республикой Северная Осетия-Алания и ее муниципальным образованием с одной стороны и хозяйствующими субъектами с другой стороны, складывающиеся по поводу развития инновационного или инвестиционного потенциала области, а также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности.1

 

                         Оганян О.А., председатель Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности определяет его так:«Государственно-частное партнерство – это институциональный организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации  

национальных и международных масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов ».2

Обычно выделяют несколько  базовых признаков ГЧП: 
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; 
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.); 
- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т. е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов); 
- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса); 
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон; 
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.

 

                  Таким образом, исходя из основных  характеристик и сущности ГЧП, на наш взгляд, наиболее универсальное  определение ГЧП  -  это специфическая, различных видов форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации. 1

 

               В мировой практике реализуется  достаточно широкий спектр государственно-частного  партнерства. Это разнообразные  контракты, которые заключает государство  с частными компаниями, арендные  отношения, соглашения о разделе  продукции, концессионные соглашения  и другие формы сотрудничества. Наиболее распространенной формой  сотрудничества является концессия. 2

 

             В настоящее время механизм  частно-государственного партнерства в России уже запущен принятием ряда федеральных законов: об особых экономических зонах в Российской Федерации, о концессионных соглашениях,  приняты нормативные акты о правилах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации.

 

                Однако до настоящего времени  на уровне федерального законодательства  отсутствует единый комплексный  закон, определяющий единую политику  государства в сфере государственно-частного  партнерства и основы его регулирования, что, на наш взгляд, существенно  осложняет становление института  государственно-частного партнерства  в регионах, в том  числе и в РСО-А.

 

           Но в условиях, когда на федеральном  уровне отсутствуют единые подходы  к определению этих отношений, а  реальные потребности в реализации общественно-значимых проектов с помощью механизмов государственно - частного партнерства существуют, органы государственного власти субъектов Российской Федерации вправе сами создавать для них законодательную базу. 

 

                 В связи с этим, необходимо  указать, что в стадии разработки находится проект республиканского закона «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Северная Осетия-Алания», который будет способствовать привлечению частных инвестиций в экономику республики,       обеспечению  эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, повышению качества товаров, работ, услуг,  предоставляемых потребителям. Важным фактором, характерным для экономики Республики Северная Осетия-Алания, является наличие в регионе значительной собственности стратегического характера, не подлежащей приватизации и лежащей «мертвым грузом» либо на федеральном, либо на  республиканском бюджете. Механизм частно-государственного партнерства позволяет региональным властям привлечь частный капитал к финансированию и управлению такой собственностью в целях восстановления ее функционирования.1

 

               Как указывается в Стратегии, одним из наиболее эффективных  механизмов в рамках частно-государственного партнерства в Республике Северная Осетия-Алания может быть создание регионального инвестиционного фонда, мобилизующего средства для финансирования инвестиционных проектов.

Конкретными примерами в области взаимодействия между государством и бизнесом, безусловно, являются так называемые особые экономические зоны. В соответствии с   Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,  особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.  В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

 

 Основными целями создания ОЭЗ являются:

·   развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

·   производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

·   развитие транспортной инфраструктуры;

·   развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

 

                  Для этого государство использует различные механизмы, в том числе льготный налоговый, таможенный режимы и др. Создание ОЭЗ предполагается и на территории РСО-Алания, в частности  Стратегия  ставит одной из целей создание особой экономической промышленно-производственной зоны с целью активизации промышленного развития г. Беслан, Правобережного района.1

 

              В связи с этим нам  представляется, что одним из основополагающих, способствующих позитивному развитию инвестиционных процессов в республике призван стать закон о создании зон приоритетного экономического развития по типу ОЭЗ на федеральном уровне. Об этом  29.10.2008  на 14 заседание Парламента РСО-А заседании Парламента говорил заместитель Председателя Правительства Валерий Баликоев, представив к обсуждению в первом чтении соответствующий законопроект. Законопроектом определены основные типы зон, даны их характеристики, формы государственной поддержки. Как пояснил вице-премьер, закон направлен на улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки, в частности,  предоставлением льгот. Законопроектом определено создание локальных зон экономического развития, т.е. участков территорий, в пределах которых применяется специальный режим стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. Предполагается, что будут создаваться зоны сельского хозяйства, промышленные зоны, туристические.

 

                  По мнению депутата Александра Белякова, в данном законе подобные зоны должны быть предусмотрены и в коммунальной сфере, так как в сельской местности коммунальных услуг на сегодняшний день практически нет. 1

Думаем, что с ним можно согласиться, так как на сегодняшний день уровень коммунальной сферы  в сельской местности на самом деле оставляет желать лучшего. Так, несмотря на то, что Северная Осетия - один из самых газифицированных субъектов на территории страны: 3-е место в Южном Федеральном округе и 7–е в Российской Федерации,  и, согласно официальной статистике, уровень газификации сельских поселений составляет 93,7%., сегодня газа нет еще в 3 869 домовладениях. 2

Остаются не газифицированными некоторые высокогорные села (например, сел. Кани, Кармадон и др.). Но до конца 2012 года предполагается полностью обеспечить природным газом все населенные пункты республики. Для реализации намеченных планов предполагается использовать финансовые средства, выделяемые в рамках федеральной целевой программы «Юг России», программы ОАО «Газпрома» и программы ОАО «Аланиягаз», а также привлечь средства за счет республиканской адресной инвестиционной         программы.3               

 

    Проблемы есть  и с водоснабжением. Значительные объемы работ по водоснабжению предстоит выполнить в двух крупных административно-территориальных образованиях Северной Осетии - в Пригородном и Правобережном районах. Проблема обусловлена низким техническим состоянием коммуникаций и тем, что на протяжении 25-30 лет не осуществлялись капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру. В Пригородном и Правобережном районах проживает около 158 тысяч человек, что составляет более четверти населения республики.

 

               Таким образом, следует указать, что  руководством республики проводится активная работа по формированию необходимой  правовой  базы  для инвестиционной деятельности в РСО-А, о чем свидетельствует принятие соответствующего республиканского закона об инвестиционной деятельности, а также разработка и принятие различных социально –экономических  программ, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в республике и создание  соответствующих условий для инвесторов. Проводится работа и по развитию в республике института государственно-частного партнерства и созданию механизмов  эффективного и  взаимовыгодного сотрудничества  государства и бизнеса.

2.2. Формы  и методы государственного  регулирования  и  поддержки инвестиционной деятельности в РСО-А.

 

         Государственное регулирование  инвестиционной деятельностью может  выступать в самых различных  формах:

Информация о работе Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса