Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:09, курс лекций
Понятие и система предпринимательского права
План:
1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права
2. Место предпринимательского права в российской правовой системе
3. Система и задачи курса «Предпринимательское право»
Для государственной регистрации ФПГ её центральная компания должна представить следующий комплект документов:
1) заявка о создании ФПГ (по установленной Правительством форме)
2) договор о создании ФПГ
3) нотариально заверенные копии учредительных документов всех участников ФПГ
4) организационный проект
5) заключение антимонопольного органа.
Предоставление дополнительных документов требуется в следующих случаях:
1) если в состав ФПГ входит иностранная компания
2) если в состав участников ФПГ входят государственные унитарные предприятия – требуется согласие собственника
3) если ФПГ образуется в рамках международного соглашения – требуется предоставить в регистрирующий орган это международное соглашение.
Однако в целом процедура регистрации ФПГ не регламентирована.
Приказ Министерства экономики от 20 марта 1998 года № 97 (он не зарегистрирован в Министерстве юстиции и официально не опубликован => по сути это внутренняя инструкция для данного министерства).
В Министерстве экономического развития представленные документы анализируются, должно быть дано заключение о целесообразности и перспективах создания данной ФПГ (такое резюме формулируется в виде заключения). Если принимается решение о регистрации – ФПГ вносится в Реестр (его ведёт Министерство экономического развития) и выдаётся свидетельство.
Таким образом, анализ документов, заключение, решение о регистрации и регистрация производятся в рамках одного органа – Министерства экономического развития.
Особое внимание уделяется договору о создании ФПГ и организационному проекту, т.к. именно в них определяется предназначение ФПГ, а также цели, задачи и виды деятельности ФПГ.
Договор о создании ФПГ
Договор о создании ФПГ – это соглашение участников ФПГ о совместной деятельности. Поэтому некоторые авторы отождествляют его с договором простого товарищества (Винниченко С.И. не согласен с данной точкой зрения, т.к. между этими договорами есть формальные юридические отличия).
Договор о создании ФПГ должен содержать следующую информацию:
её организационно-правовая форма
управляющих финансово-промышленной группой (это высший орган управления в рамках ФПГ)
Организационный проект
Организационный проект
– это пакет документов, в котором
содержатся все необходимые сведения
об экономической целесообразности
и перспективах создания и деятельности
ФПГ, экономические расчёты
Организационный проект – это некий бизнес-план.
3. Управление в ФПГ.
Деятельность ФПГ.
Высшим органом управления в финансово-промышленной группе является Совет управляющих. Полномочия (компетенция) данного органа определяются в договоре о создании ФПГ.
Совет управляющих состоит из представителей участников ФПГ. Как правило, в него входят не более чем по одному представителю от каждого участника с правом одного голоса.
Советом управляющих обсуждаются результаты деятельности ФПГ, делается их анализ.
Исполнительные
функции в ФПГ выполняет
1) центральная компания выступает от имени ФПГ (в том числе при создании ФПГ, регистрации и ликвидации)
2) ведёт сводный консолидированный учёт и отчётность, а также баланс
3) готовит ежегодные отчёты о деятельности ФПГ
Центральная компания обязана представлять эти отчёты всем участникам ФПГ в течение 3-х месяцев после окончания очередного финансового года, а также направлять их в Министерство экономического развития
4) может осуществлять иные функции, которые определены её уставом.
Министерство экономического развития осуществляет контрольно-надзорные функции за деятельностью ФПГ в целом и её центральной компании. Кроме ежегодных отчётов министерство может потребовать провести аудиторскую проверку ФПГ или её центральной компании (не более одного раза в год), а также потребовать внеочередной отчёт о деятельности ФПГ и в комплексе провести проверку.
Если будут выявлены какие-либо нарушения:
организационному проекту
Министерство экономического развития может:
1) предложить участникам ФПГ устранить выявленные недостатки
2) обратиться в Правительство с предложением о лишении ФПГ всех мер поддержки
3) обратиться в Правительство с предложением прекратить действие свидетельства о государственной регистрации ФПГ (т.е. ликвидировать ФПГ).
4. Ликвидация ФПГ
Ликвидация ФПГ – означает прекращение действия свидетельства о государственной регистрации ФПГ и внесение соответствующей записи в Реестр Министерством экономического развития.
Однако данный факт не является безусловным основанием для ликвидации центральной компании – ликвидируется именно одобренный государством союз между юридическими лицами (отдельными предприятиями).
Факт ликвидации ФПГ не влечёт безусловно расторжения договора о создании ФПГ. Договор продолжает действовать в той его части, в которой он не противоречит действующему законодательству, до истечения предусмотренного в договоре срока (с момента ликвидации ФПГ договор о создании ФПГ действует уже как договор простого товарищества). Однако по договору простого товарищества участие некоммерческих организаций допускается только в том случае, если нет цели извлечения прибыли и распределения её между участниками.
Случаи ликвидации ФПГ:
1) если все участники ФПГ приняли решение о прекращении деятельности ФПГ
2) вступление в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ
3) вступление в законную силу решения суда, которым установлены нарушения при создании ФПГ
4) истечение срока действия договора о создании ФПГ
5) принятие Правительством решения о прекращении действия свидетельства о государственной регистрации ФПГ по соответствующему ходатайству (предложению) Министерства экономического развития.
Иные образования в сфере предпринимательской деятельности
Правовое положение бирж
План:
1. Понятие и виды бирж
2. Правовое положение товарных бирж
3. Правовое положение фондовых бирж
4. Правовое положение валютных бирж
1. Понятие и виды бирж
С экономической точки зрения: биржа – это разновидность оптового рынка, действующая в определённом месте, в определённое время, с определёнными товарами, по заранее установленным правилам.
С юридической точки зрения: биржа – это юридическое лицо, которое своей деятельностью формирует оптовый рынок посредством организации регулярных торгов, производимых в гласной и публичной форме, в заранее определённом месте, в заранее определённое время, по исторически сложившимся (заранее определённым) правилам.
Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» регулирует только деятельность торговых бирж. В законе «О рынках ценных бумаг» нет подобного определения. Применительно к валютным биржам определения вообще нет.
Виды бирж
1. В зависимости от особенностей (специфики) биржевого товара выделяют:
1) товарные биржи – организуют торговлю продукцией технического назначения, товарами народного потребления
2) фондовые биржи – организуют торговлю только по поводу эмиссионных ценных (акции, облигации, аукционные свидетельства) и паёв паевых инвестиционных фондов
3) валютные биржи – организуют оптовую торговлю иностранной валютой.
2. В зависимости от номенклатуры биржевых товаров выделяют:
1) специализированные биржи (имеют узкий сектор. Например: биржа чёрных металлов, биржа цветных металлов)
2) универсальные биржи.
3. В зависимости от отраслевой принадлежности и от специфика отраслевого (с точки зрения права) регулирования деятельности бирж:
1) частные биржи – создаются как частные корпорации (АО, ООО) и регулируются корпоративным законодательством
2) публичные биржи – это образования, созданные по образу государственных или муниципальных унитарных предприятий (учреждений) либо как некий государственный орган
Например: Миланская фондовая биржа в Италии (создана как государственный орган, её работники являются штатными сотрудниками Министерства финансов).
4. В зависимости от видов организационно-правовой формы юридического лица:
1) коммерческие биржи
2) некоммерческие биржи
В конце 80-х – начале 90-х гг. велась дискуссия о том, какими должны быть российские биржи (коммерческими или некоммерческими).
5. В зависимости от возможности участия в торгах третьих лиц:
1) закрытые биржи – это такие биржи, на торгах которых принимают участие члены данной биржи, акционеры, участники биржи (т.е. интегрированные в структуру биржи лица), остальные же – могут участвовать на торгах только через посредничество членов данной биржи
Например: Московская межбанковская валютная биржа, Лондонская биржа чая (10 – 11 участников) – контролирует мировые цены на чай
2) открытые биржи – это такие биржи, где наряду с профессиональными участниками торговли (членами биржи) могут совершать сделки все остальные лица.
Например: германские биржи (на их торгах может совершать сделки любой зарегистрированный коммерсант).
На Урале есть: Уральская валютная биржа, Уральская фондовая биржа (уже нет).
Крупнейшими являются: Московская межбанковская валютная биржа, Московская товарно-сырьевая биржа (нефть, газ, сахар).
2. Правовое положение товарных бирж
Основным нормативным актом является закон «О товарных биржах и биржевой деятельности». Ещё есть пакет документов, посвящённых лицензированию деятельности товарной биржи и прочим вопросам.
Товарные биржи могут быть созданы в любой организационно-правовой форме (могут быть как коммерческими, так и некоммерческими).
Минимальное число участников при создании товарной биржи – 10 человек.
Не могут быть участниками биржи:
предпринимательскую деятельность.
После государственной регистрации в качестве юридического лица биржа обязана получить лицензию на осуществление биржевой деятельности.
Регистрирующим органом является Министерство по антимонопольной политике (этим вопросом занимается Комитет по товарным биржам)
В числе прочих документов центральным документом являются Правила торговли на данной бирже, регламентирующие следующие вопросы:
Биржевой товар
Согласно закону «О товарных биржах и биржевой деятельности» не может быть биржевым товаром:
1) недвижимость
2) объекты интеллектуальной собственности (произведения искусства, литературы).
Это объясняется тем, что биржа является организатором оптового рынка, товарная биржа организует торговлю стандартными товарами по образцу и описанию.
К товару предъявляются следующие требования: массовость товара, большой спрос на товар или большое предложение данного товара, а также должны быть легко устанавливаемые общие стандартные требования к товару (его качеству, количеству, транспортировке и т.д.)
Биржа занимается организацией торгов. Сама биржа не вправе выступать участником каких-либо сделок, совершаемых на её торгах или торгах другой биржи. Биржа – не посредник, а только организатор.
Организация торгов (организация биржевой деятельности) – это предоставление комплекса услуг, способствующих заключению и исполнению биржевых сделок, совершаемых на данной бирже.
Перечень услуг и правила сделок закреплены в Правилах биржевой торговли.