Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Понятие и система предпринимательского права
План:
1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права
2. Место предпринимательского права в российской правовой системе
3. Система и задачи курса «Предпринимательское право»

Вложенные файлы: 1 файл

ПП.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Для государственной  регистрации ФПГ её центральная  компания должна представить следующий  комплект документов:

1) заявка о создании ФПГ (по установленной Правительством форме)

2) договор о создании ФПГ

3) нотариально заверенные копии учредительных документов всех участников ФПГ

4) организационный проект

5) заключение антимонопольного органа.

Предоставление  дополнительных документов требуется в следующих случаях:

1) если в состав ФПГ входит иностранная компания

2) если в состав участников ФПГ входят государственные унитарные предприятия – требуется согласие собственника

3) если ФПГ образуется в рамках международного соглашения – требуется предоставить в регистрирующий орган это международное соглашение.

 

 

 

Однако в целом процедура регистрации ФПГ не регламентирована.

Приказ Министерства экономики от 20 марта 1998 года № 97 (он не зарегистрирован в Министерстве юстиции и официально не опубликован => по сути это внутренняя инструкция для данного министерства).

В Министерстве экономического развития представленные документы анализируются, должно быть дано заключение о целесообразности и перспективах создания данной ФПГ (такое резюме формулируется в виде заключения). Если принимается решение о регистрации – ФПГ вносится в Реестр (его ведёт Министерство экономического развития) и выдаётся свидетельство.

Таким образом, анализ документов, заключение, решение о регистрации  и регистрация производятся в  рамках одного органа – Министерства экономического развития.

Особое внимание уделяется договору о создании ФПГ и организационному проекту, т.к. именно в них определяется предназначение ФПГ, а также цели, задачи и виды деятельности ФПГ.

Договор о создании ФПГ

 

Договор о создании ФПГ  – это соглашение участников ФПГ  о совместной деятельности. Поэтому некоторые авторы отождествляют его с договором простого товарищества (Винниченко С.И. не согласен с данной точкой зрения, т.к. между этими договорами есть формальные юридические отличия).

Договор о создании ФПГ должен содержать следующую информацию:

  • наименование ФПГ
  • порядок и условия учреждения центральной компании, а также

её организационно-правовая форма

  • порядок образования, объём полномочий и другие условия деятельности Совета

управляющих финансово-промышленной группой (это высший орган управления в рамках ФПГ)

  • порядок внесения изменений в состав участников ФПГ
  • объём, порядок и условия объединения архивов участниками ФПГ
  • цель объединения участников ФПГ
  • срок действия договора о создании ФПГ 
  • другие условия по взаимному согласию участников ФПГ.

 

Организационный проект

 

Организационный проект – это пакет документов, в котором  содержатся все необходимые сведения об экономической целесообразности и перспективах создания и деятельности ФПГ, экономические расчёты планируемых  мероприятий, показания о планируемых экономических и социальных результатах деятельности ФПГ.

Организационный проект – это некий бизнес-план.

 

 

3. Управление  в ФПГ. 

Деятельность  ФПГ.

 

Высшим органом  управления в финансово-промышленной группе является Совет управляющих. Полномочия (компетенция) данного органа определяются в договоре о создании ФПГ.

Совет управляющих состоит  из представителей участников ФПГ. Как  правило, в него входят не более чем  по одному представителю от каждого  участника с правом одного голоса.

Советом управляющих обсуждаются результаты деятельности ФПГ, делается их анализ.

Исполнительные  функции в ФПГ выполняет центральная  компания:

1) центральная компания выступает от имени ФПГ (в том числе при создании ФПГ, регистрации и ликвидации)

2) ведёт сводный консолидированный учёт и отчётность, а также баланс

3) готовит ежегодные отчёты о деятельности ФПГ

Центральная компания обязана  представлять эти отчёты всем участникам ФПГ в течение 3-х месяцев после  окончания очередного финансового  года, а также направлять их в Министерство экономического развития

4) может осуществлять иные функции, которые определены её уставом.

Министерство экономического развития осуществляет контрольно-надзорные  функции за деятельностью ФПГ  в целом и её центральной компании. Кроме ежегодных отчётов министерство может потребовать провести аудиторскую проверку ФПГ или её центральной компании (не более одного раза в год), а также потребовать внеочередной отчёт о деятельности ФПГ и в комплексе провести проверку.

Если будут  выявлены какие-либо нарушения:

  • недостоверность информации
  • факты уклонения от предоставления требуемых необходимых документов
  • несоответствие деятельности ФПГ условиям договора о создании ФПГ и

организационному проекту

  • несоответствие деятельности центральной компании её уставу

Министерство  экономического развития может:

1) предложить участникам ФПГ устранить выявленные недостатки

2) обратиться в Правительство с предложением о лишении ФПГ всех мер поддержки

3) обратиться в Правительство с предложением прекратить действие свидетельства о государственной регистрации ФПГ (т.е. ликвидировать ФПГ).

 

4. Ликвидация  ФПГ

 

Ликвидация ФПГ –  означает прекращение действия свидетельства  о государственной регистрации  ФПГ и внесение соответствующей  записи в Реестр Министерством экономического развития.

Однако данный факт не является безусловным основанием для  ликвидации центральной компании –  ликвидируется именно одобренный государством союз между юридическими лицами (отдельными предприятиями).

Факт ликвидации ФПГ  не влечёт безусловно расторжения договора о создании ФПГ. Договор продолжает действовать в той его части, в которой он не противоречит действующему законодательству, до истечения предусмотренного в договоре срока (с момента ликвидации ФПГ договор о создании ФПГ действует уже как договор простого товарищества). Однако по договору простого товарищества участие некоммерческих организаций допускается только в том случае, если нет цели извлечения прибыли и распределения её между участниками.

Случаи ликвидации ФПГ:

1) если все участники ФПГ приняли решение о прекращении деятельности ФПГ

2) вступление в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ

3) вступление в законную силу решения суда, которым установлены нарушения при создании ФПГ

4) истечение срока действия договора о создании ФПГ

5) принятие Правительством решения о прекращении действия свидетельства о государственной регистрации ФПГ по соответствующему ходатайству (предложению) Министерства экономического развития.

 

Иные образования в сфере  предпринимательской деятельности

 

Правовое положение  бирж

План:

1. Понятие и виды  бирж

2. Правовое положение  товарных бирж

3. Правовое положение  фондовых бирж

4. Правовое положение  валютных бирж

 

1. Понятие  и виды бирж

 

С экономической  точки зрения: биржа – это разновидность оптового рынка, действующая в определённом месте, в определённое время, с определёнными товарами, по заранее установленным правилам.

С юридической  точки зрения: биржа – это юридическое лицо, которое своей деятельностью формирует оптовый рынок посредством организации регулярных торгов, производимых в гласной и публичной форме, в заранее определённом месте, в заранее определённое время, по исторически сложившимся (заранее определённым) правилам.

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» регулирует только деятельность торговых бирж. В законе «О рынках ценных бумаг» нет подобного определения. Применительно к валютным биржам определения вообще нет.

 

Виды бирж

 

1. В зависимости от особенностей (специфики) биржевого товара выделяют:

1) товарные биржи – организуют торговлю продукцией технического назначения, товарами народного потребления

2) фондовые биржи – организуют торговлю только по поводу эмиссионных ценных (акции, облигации, аукционные свидетельства) и паёв паевых инвестиционных фондов

3) валютные биржи – организуют оптовую торговлю иностранной валютой.

2. В зависимости от номенклатуры биржевых товаров выделяют:

1) специализированные биржи (имеют узкий сектор. Например: биржа чёрных металлов, биржа цветных металлов)

2) универсальные биржи.

3. В зависимости от отраслевой принадлежности и от специфика отраслевого (с точки зрения права) регулирования деятельности бирж:

1) частные биржи – создаются как частные корпорации (АО, ООО) и регулируются корпоративным законодательством

2) публичные биржи – это образования, созданные по образу государственных или муниципальных унитарных предприятий (учреждений) либо как некий государственный орган

Например: Миланская фондовая биржа в Италии (создана как  государственный орган, её работники  являются штатными сотрудниками Министерства финансов).

4. В зависимости от видов организационно-правовой формы юридического лица:

 

1) коммерческие биржи

2) некоммерческие биржи 

В конце 80-х – начале 90-х гг. велась дискуссия о том, какими должны быть российские биржи (коммерческими или некоммерческими).

  • Товарные биржи могут быть созданы в любой организационно-правовой форме (т.е. могут быть как коммерческими, так и некоммерческими)
  • Фондовые биржи создаются в форме АО либо некоммерческого партнёрства
  • Валютные биржи – создаются как угодно, но ныне действующие в РФ валютные биржи являются закрытыми акционерными обществами.

 

5. В зависимости от возможности участия в торгах третьих лиц:

1) закрытые биржи – это такие биржи, на торгах которых принимают участие члены данной биржи, акционеры, участники биржи (т.е. интегрированные в структуру биржи лица), остальные же – могут участвовать на торгах только через посредничество членов данной биржи

Например: Московская межбанковская  валютная биржа, Лондонская биржа чая          (10 – 11 участников) – контролирует мировые цены на чай

2) открытые биржи – это такие биржи, где наряду с профессиональными участниками торговли (членами биржи) могут совершать сделки все остальные лица.

Например: германские биржи (на их торгах может совершать сделки любой зарегистрированный коммерсант).

 

На Урале есть: Уральская  валютная биржа, Уральская фондовая биржа (уже нет).

Крупнейшими являются: Московская межбанковская валютная биржа, Московская товарно-сырьевая биржа (нефть, газ, сахар).

 

2. Правовое  положение товарных бирж

 

Основным нормативным  актом является закон «О товарных биржах и биржевой деятельности». Ещё  есть пакет документов, посвящённых  лицензированию деятельности товарной биржи и прочим вопросам.

Товарные биржи могут  быть созданы в любой организационно-правовой форме (могут быть как коммерческими, так и некоммерческими).

Минимальное число  участников при создании товарной биржи – 10 человек.

Не могут  быть участниками биржи:

  • органы государственной власти и органы местного самоуправления
  • благотворительные и религиозные организации и объединения
  • кредитные организации
  • страховые организации
  • физические лица, которым в силу закона запрещено осуществлять

предпринимательскую деятельность.

После государственной  регистрации в качестве юридического лица биржа обязана получить лицензию на осуществление биржевой деятельности.

Регистрирующим  органом является Министерство по антимонопольной политике (этим вопросом занимается Комитет по товарным биржам)

В числе прочих документов центральным документом являются Правила торговли на данной бирже, регламентирующие следующие вопросы:

  • кто может осуществлять торги
  • в каком порядке проводятся торги
  • как заключаются и исполняются сделки
  • виды сделок
  • ответственность сторон и т.д.

 

Биржевой товар

 

Согласно закону «О товарных биржах и биржевой деятельности» не может быть биржевым товаром:

1) недвижимость

2) объекты интеллектуальной собственности (произведения искусства, литературы).

 

Это объясняется тем, что биржа является организатором оптового рынка, товарная биржа организует торговлю стандартными товарами по образцу и описанию.

К товару предъявляются  следующие требования: массовость товара, большой спрос на товар или большое предложение данного товара, а также должны быть легко устанавливаемые общие стандартные требования к товару (его качеству, количеству, транспортировке и т.д.)

Биржа занимается организацией торгов. Сама биржа не вправе выступать участником каких-либо сделок, совершаемых на её торгах или  торгах другой биржи. Биржа – не посредник, а только организатор.

Организация торгов (организация биржевой деятельности) – это предоставление комплекса услуг, способствующих заключению и исполнению биржевых сделок, совершаемых на данной бирже.

Перечень услуг и  правила сделок закреплены в Правилах биржевой торговли.  

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"