Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" содержал положения о четырех процедурах банкротства - наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.

В действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" закреплены уже известные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура - финансовое оздоровление.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:

- требования  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей  могут быть предъявлены только  с соблюдением порядка, предусмотренного  Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (с момента принятия  арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке);

- по ходатайству  кредитора приостанавливается производство  по делам, связанным со взысканием  с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

- приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям с должника;

- запрещаются  удовлетворение требований участника  должника - юридического лица о  выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его участников, выкуп  должником размещенных акций  или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

- не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если при  этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов;

- ограничивается  правоспособность должника:

а) органы управления должника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;

б) органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании филиалов и т.д. (ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

 

8.2. Особенности  правового положения

временного управляющего

 

Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.

Временный управляющий имеет право:

- предъявлять  в арбитражный суд от своего  имени требования о признании  недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

- заявлять  возражения относительно требований  кредиторов;

- принимать  участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

- обращаться  в арбитражный суд с ходатайствами  о принятии дополнительных мер  по обеспечению сохранности имущества  должника, а также об отстранении руководителя должника от должности. В случае отстранения руководителя должника от должности полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника;

- получать  любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и др.

Временный управляющий обязан:

- принимать  меры по обеспечению сохранности  имущества должника;

- проводить  анализ финансового состояния должника;

- выявлять  кредиторов должника;

- вести  реестр требований кредиторов;

- уведомлять  кредиторов о введении наблюдения;

- созывать  и проводить первое собрание  кредиторов (ст. 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.

 

8.3. Порядок  созыва и компетенция

первого собрания кредиторов

 

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц:

1) конкурсные  кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса;

2) руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса.

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия:

1) принятие  решений:

- о введении  финансового оздоровления и об  обращении в арбитражный суд  с соответствующим ходатайством;

- о введении  внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- об обращении  в арбитражный суд с ходатайством  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства;

- о заключении  мирового соглашения;

- об избрании  комитета кредиторов и определении его количественного состава (в случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50);

2) определение  требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего;

3) определение  саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих, и т.д. (ст. 73 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

На основании принятого первым собранием кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

 

Тема 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

 

9.1. Порядок  и последствия введения

финансового оздоровления

 

Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также погашения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до двух лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

К такому ходатайству прилагаются:

1) график  погашения задолженности, которым  должно быть предусмотрено:

- начало  погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления;

- требования  всех кредиторов, включенных в  реестр требований кредиторов, должны  быть удовлетворены не позднее  чем за месяц до даты окончания  срока этой процедуры;

- требования  кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

- погашение  требований кредиторов должно  осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года  с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

2) документы  о предлагаемом обеспечении исполнения  должником обязательств в соответствии  с графиком погашения задолженности. Исполнение обязательств должником  может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и другими способами, не противоречащими законодательству РФ. Обеспечение не может осуществляться в форме удержания, задатка, неустойки, а также с помощью такого предмета обеспечения обязательств, как имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:

1) требования  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил  на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

2) отменяются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов;

3) аресты  на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям, за  исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) запрещается  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

 

6) запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

7) не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

8) не начисляются  неустойки (штрафы, пени), подлежащие  уплате проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (ст. 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"