Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" содержал положения о четырех процедурах банкротства - наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
В действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" закреплены уже известные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура - финансовое оздоровление.
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:
- требования
кредиторов по денежным
- по ходатайству
кредитора приостанавливается
- приостанавливается
исполнение исполнительных
- запрещаются
удовлетворение требований
- запрещается
выплата дивидендов и иных
платежей по эмиссионным
- не допускается
прекращение денежных
- ограничивается правоспособность должника:
а) органы управления должника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;
б) органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании филиалов и т.д. (ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
8.2. Особенности правового положения
временного управляющего
Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.
Временный управляющий имеет право:
- предъявлять
в арбитражный суд от своего
имени требования о признании
недействительными сделок и
- заявлять
возражения относительно
- принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
- обращаться
в арбитражный суд с
- получать
любую информацию и документы,
касающиеся деятельности
Временный управляющий обязан:
- принимать
меры по обеспечению
- проводить анализ финансового состояния должника;
- выявлять кредиторов должника;
- вести реестр требований кредиторов;
- уведомлять
кредиторов о введении
- созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.
8.3. Порядок созыва и компетенция
первого собрания кредиторов
Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц:
1) конкурсные
кредиторы и уполномоченные
2) руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса.
Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.
В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия:
1) принятие решений:
- о введении
финансового оздоровления и об
обращении в арбитражный суд
с соответствующим
- о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- об обращении
в арбитражный суд с
- о заключении мирового соглашения;
- об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (в случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50);
2) определение
требований к кандидатурам
3) определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих, и т.д. (ст. 73 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
На основании принятого первым собранием кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Тема 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
9.1. Порядок и последствия введения
финансового оздоровления
Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также погашения требований кредиторов.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до двух лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.
К такому ходатайству прилагаются:
1) график погашения задолженности, которым должно быть предусмотрено:
- начало
погашения задолженности не
- требования
всех кредиторов, включенных в
реестр требований кредиторов, должны
быть удовлетворены не позднее
чем за месяц до даты
- требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;
- погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;
2) документы
о предлагаемом обеспечении
Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.
С момента введения финансового оздоровления наступают следующие последствия:
1) требования
кредиторов по денежным
2) отменяются
ранее принятые меры по
3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
4) приостанавливается
исполнение исполнительных
5) запрещается
удовлетворение требований
6) запрещается
выплата дивидендов и иных
платежей по эмиссионным
7) не допускается
прекращение денежных
8) не начисляются
неустойки (штрафы, пени), подлежащие
уплате проценты и иные
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").