Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

5) проводить  проверку соблюдения антимонопольного  законодательства хозяйствующими  субъектами, федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах;

6) обращаться  в суд или арбитражный суд  с заявлениями о нарушении  антимонопольного законодательства, в том числе:

- о признании  недействительными полностью или  в части противоречащих антимонопольному  законодательству актов, соглашений  федеральных органов исполнительной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций; договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;

- об обязательном  заключении договора с хозяйствующим  субъектом;

- о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций;

7) участвовать  в рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением  и нарушением антимонопольного  законодательства;

8) устанавливать  наличие доминирующего положения  хозяйствующего субъекта;

9) давать  разъяснения по вопросам применения  антимонопольного законодательства;

10) формировать  и вести реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих долю на рынке  определенного товара в размере  более 35%;

11) давать  в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;

12) осуществлять  сотрудничество с международными  организациями и государственными органами иностранных государств, принимать участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции антимонопольного органа;

13) осуществлять  обмен информацией с федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов РФ, органами местного  самоуправления, международными организациями и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;

14) направлять  рекомендации о развитии конкуренции  соответствующим федеральным органам  исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов  РФ, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям;

15) проводить  анализ состояния товарных рынков  и др.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют также право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

 

Тема 19. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

19.1. Понятие  и субъекты рекламной деятельности

 

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон "О рекламе". Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Действие указанного Федерального закона не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Слово "реклама" происходит от латинского reclamer ("выкрикивать") и употребляется а значении информации о товарах и услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.

В Федеральном законе "О рекламе" реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков. Реклама - это информация:

- распространяемая  в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков  и т.п.);

- распространяемая  с помощью любых средств (средств  массовой информации, транспортных  средств и др.);

- о физическом  или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

- предназначенная  для неопределенного круга лиц;

- целью  которой является формирование  или поддержание интереса к  физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

- которая  в результате повышенного интереса  к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

Субъекты рекламных отношений:

- рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной  информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение  и (или) распространение рекламной  информации путем предоставления  и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Федерального закона не распространяется.

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором.

Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

 

19.2. Общие  и специальные требования,

предъявляемы к рекламе

 

Общие требования к рекламе:

- реклама  должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается;

- поскольку  реклама обращена к неопределенному  кругу лиц, на территории Российской  Федерации она должна распространяться  на русском языке. На государственных  языках республик и родных  языках народов Российской Федерации  реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей;

- если деятельность  рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должны быть указаны  номер лицензии и орган, ее  выдавший;

- реклама  товаров, подлежащих обязательной  сертификации, должна сопровождаться  соответствующей пометкой;

- не допускается  реклама товаров, запрещенных к  производству и реализации на  территории Российской Федерации;

- использование  в рекламе объектов исключительных  прав допускается только в  порядке, предусмотренном законодательством  РФ;

- реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям;

- не допускается  реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с  нормами Федерального закона "О  рекламе" не допускается ненадлежащая реклама, т.е. реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

Федеральный закон "О рекламе" устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются:

- к рекламе, распространяемой с помощью специальных  средств - радиовещания, телевещания, в  периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме. Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50% окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т.д.;

- к наружной  рекламе, то есть распространяемой  в городских, сельских поселениях  и на других территориях в  виде плакатов, стендов, световых  табло, иных технических средств  стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

- к рекламе  отдельных видов товаров - алкогольных  напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п.

Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (в Федеральных законах "О лекарственных средствах", от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и др.);

4) рекламе  отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.;

- к рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).

 

19.3. Понятие  и виды ненадлежащей рекламы

 

Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе "О рекламе" приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"