Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
5) проводить
проверку соблюдения
6) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:
- о признании
недействительными полностью
- об обязательном
заключении договора с
- о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций;
7) участвовать
в рассмотрении судом или
8) устанавливать
наличие доминирующего
9) давать
разъяснения по вопросам
10) формировать
и вести реестр хозяйствующих
субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара в
11) давать
в установленном порядке
12) осуществлять
сотрудничество с
13) осуществлять
обмен информацией с
14) направлять
рекомендации о развитии
15) проводить
анализ состояния товарных
Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют также право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.
В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Тема 19. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Понятие
и субъекты рекламной
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон "О рекламе". Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Действие указанного Федерального закона не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Слово "реклама" происходит от латинского reclamer ("выкрикивать") и употребляется а значении информации о товарах и услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.
В Федеральном законе "О рекламе" реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков. Реклама - это информация:
- распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.п.);
- распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
- о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
- предназначенная для неопределенного круга лиц;
- целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
- которая
в результате повышенного
Субъекты рекламных отношений:
- рекламодатель
- лицо, являющееся источником
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
- рекламораспространитель
- лицо, осуществляющее размещение
и (или) распространение рекламной
информации путем
Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Федерального закона не распространяется.
Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором.
Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
19.2. Общие и специальные требования,
предъявляемы к рекламе
Общие требования к рекламе:
- реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается;
- поскольку
реклама обращена к
- если деятельность
рекламодателя является
- реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой;
- не допускается
реклама товаров, запрещенных к
производству и реализации на
территории Российской
- использование
в рекламе объектов
- реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям;
- не допускается
реклама, нарушающая интересы
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются:
- к рекламе,
распространяемой с помощью
- к наружной
рекламе, то есть распространяемой
в городских, сельских поселениях
и на других территориях в
виде плакатов, стендов, световых
табло, иных технических средств
стабильного территориального
- к рекламе отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п.
Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (в Федеральных законах "О лекарственных средствах", от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и др.);
4) рекламе отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.;
- к рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).
19.3. Понятие и виды ненадлежащей рекламы
Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе "О рекламе" приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.